В истории должны главенствовать факты

Какой может быть научный атеизм, если для «пользы дела» замалчивают исторические открытия нашего времени? Где же научность, если атеизм упорно цепляется за устаревшие тезисы прошлого века? Пользуясь словами Энгельса, у наших атеистов исчезает историческая почва для новозаветных сказаний об Иисусе Христе и его учениках; эти сказания превращаются в легенды! Впрочем, мы и не собираемся дискутировать по поводу взглядов Ф. Энгельса, изложенных им в книге «Анти-Дюринг» и в опубликованных после его смерти двух статьях из «Диалектики природы» – «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и «Естествознание в мире духов», поскольку ни биологом, ни теологом, ни физиком, ни химиком Энгельс не был. В качестве доказательств он использовал открытия, не прошедшие проверку временем.
Обратимся к тем, кто жизнь свою посвятил науке. И начнем список с Циолковского, основоположника практической космонавтики. Циолковский первым подлинно научно обосновал осуществимость, пути и цели выхода человека в космическое пространство. Как первый астроинженер мира, он не только предложил использовать принцип реактивного движения для путешествий в безопорном космическом пространстве, но и разработал проекты космических поселений с их системами жизне-обеспечения, целых цепочек этих поселений, «ожерелий» вокруг Земли и Солнца. Вместе с тем, основоположник космонавтики, воспринимавший Вселенную как безусловно материальную систему и подходивший к ней с позиций практического ее освоения, был глубоко верующим человеком. Он в 1915 году писал: «Причину всего называем Творцом, Богом. То, что происходит, развивается, – ход этого развития, – зависит от начальной причины, вне природы находящейся». К концу своей жизни ученый из Калуги сформулировал свои взгляды следующим образом: «Бог есть то, что распоряжается всеми нами, от чего зависит и судьба людей, жизнь и счастье всего существующего, судьба Солнца и планет, судьба живого и мертвого. И такой Бог есть, потому что это – Вселенная».
Французский палеонтолог и христианский эволюционист Тейяр де Шарден определил роль человечества как центра конструирования космогенеза, утверждал, что само развитие всего и все задается божественным перводвигателем, что ноосфера (термин, предложенный академиком Вернадским взамен биосферы) конвергирует, сжимается в некую точку «Омега», которая будет означать – «конец света».
Возможно, кто-то помнит фильм Эриха фон Дёникена «Воспоминание о будущем». Так вот, он высказывает такие мысли:
«С пришествием космического века все ближе ин-теллектуальный Судный день. Теологические тучи разлетятся в клочья. Сделав решительный взгляд во Вселенную, мы увидим, что существует не два миллиона богов, не двадцать тысяч сект и не десять больших религий, а одна единственная!»
Английский химик и член Кембриджского философского общества Р. Кларк в книге «Бог за границами природы» утверждает, что три акта возникновения – Вселенной, жизни и человека – всегда будут оставаться камнем преткновения для науки, ибо за всеми этими «Началами» незримо присутствует Бог».
Американский физик Х Пейджел в книге «Космический код» предполагает, что единый космический код есть послание (от кого или чего исходит это «послание», остается открытым вопросом), управляющее не только естественными процессами во Вселенной, но и социальными процессами в человеческом обществе, включая культуру.
Величайший из ученых XX столетия Альберт Эйнштейн вдруг заговорил о религиозном чувстве. Эйнштейн никогда ни в чем не соприкасался с религией, и его высказывания никак нельзя объяснить какими-то внешними влияниями, скажем рабским подчинением сильному авторитету. К рассуждениям о религиозности он пришел через наблюдения и размышления над тем предметом, которым столь блистательно занимался. Он отмечает, что «наши» представления о физической реальности никогда не могут быть окончательными. «Мы всегда должны быть гото-вы изменить эти представления…». А, значит, продолжает Эйнштейн, «я не могу доказать, что научную истину следует считать истинной, справедливой, не зависимой от человечества, но в этом я твердо убежден». Великий ученый признает веру как неотъемлемую часть научного подхода. «Основой всей научной работы, – говорит он, – служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность. Это убеждение зиждется на религиозном чувстве».
Что заставило американского астронавта Джеймса Ирвинга после полета на Луну, стать пастырем?
Тему эту мы предлагаем закончить его так:
«Вопреки всеобщим ожиданиям, – пишет известный американский религиовед Дэвид Хант, – что прогресс науки приведет к отмиранию религии, наука сама поворачивается к религии и допускает сверхъестественное в форме психических явлений».
Религиозность не следует путать с оккультизмом. В истории человечества существовали периоды увлечения мистикой. Интерес к ней шел волнами, то резко вздымаясь, то опадая. И каждая волна была связана с крупными общест-венно-политическими и социально-экономическими кризисами, с кардинальной ломкой устоявшегося мышления, привычек и образа жизни.
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет –
Честь безумцу, ко-торый навеет
Человечеству сон золотой.
(Беранже)
Оглянитесь, посмотрите, что происходит вокруг вас. Откуда вдруг появилась тьма всяких магистров белой и черной магии, колдунов и колдуний, астрологов, экстрасенсов? Самое удивительное, невежественной ведьме верит кандидат наук! Неграмотному мужичонке, заболевшему манией спасителя человечества, верят выпускники университетов! Мода на экстрасенсов, травников и знахарей вызвана не столько любознательностью, тягой к таинственному, сколько сугубо практической потребностью. А может и не следует все это называть модой. Скорее всего, это следствие низкого профессионального уровня массой ме-дицины. Во все времена часть людей ходила по святым местам, искала исцеления, не найдя ее у дипломированных медиков. Но такого массового характера это явление никогда не носило. По рукам ходит масса рукописей, издаются типо-графским способом описание различных образов жизни, методов закаливания и лечения, гарантирующих долголетие, отменное здоровье, развитие различных способностей. Сколько знахарей предлагает очищение, как физическое, так и духовное. Вносят так много «восточного», «тибетского». Мы не отрицаем восточной мудрости, сохраненной в глубинах народов. Но откуда взялись сотни мистиков, ко-торые к восточной мудрости и не прикоснулись. Многие из них начитались разного публикуемого бреда, эрзаца «восточ-ной мудрости», изготовленной в Америке и на Западе. Что собой представляют наши и западные «гуру», много публиковалось в средствах массовой информации. Какого образа жизни от вас требуют, какой веры и поклонения? А вот, что такое медитация, как средство достижения «нирваны». «озарения», очищения сознания для большинства людей, остается тайной. И многие из тех, кто сами медитируют, имеют о ней весьма туманное представление. Чего ищут люди? Нет, не самой восточной мудрости, их привлекает в ней совсем иное. Одни с ее помощью надеются решить свои личные проблемы, другие надеются исцелиться, обрести завидное здоровье и долголетие, третьи – сделать на этом хороший бизнес.
Грустно. Идет двадцать первое столетие от Рождества Христова, а человечество не делает реального шага для решения главного вопроса – излечения больной планеты. Одни заняты обогащением, превращая земные блага в доллары и евро. Другие тупо следуют своим физиологическим желаниям. Атеистам все равно, поскольку, по их представлениям, после смерти ничего нет. А лучше руководствоваться словами французского короля Людовика XV – «После нас хоть потоп!»
Что следовало бы знать людям разных вероисповеданий?
Не упрекать друг друга в ереси и ждать чуда от Бога. Но для того чтобы его получить, нужно верить, не подвергая веру сомнению.
О вере и сомнении прекрасно написал Хорхе Луис Борхес. Предлагается отрывок  его книги «Песчаная книга». Называется этот отрывок – «Роза Парацельса»:
В своей мастерской, которая занимала обе комнаты подвала, Парацельс попросил своего бога, своего неведомого бога, любого бога, чтобы тот ниспослал ему ученика.
Смеркалось. Слабый огонь камина отбрасывал беспорядочные блики, Подняться, чтобы зажечь железный светильник, было слишком трудно. Парацельс, рассеянный от усталости, забыл о своем молении. Ночь стерла пыльные перегонные кубы и горн, когда в дверь постучали. Сонный человек встал, поднялся по короткой винтовой лестнице и открыл дверь. Вошел неизвестный. Парацельс указал ему на скамью; тот сел и стал ждать. В течение какого-то времени они не обменялись ни единым словом.
Первым заговорил учитель:
– Я помню лица Запада и лица Востока, но не помню твоего. Кто ты и чего ты ждешь от меня?
– Неважно, как меня зовут, – ответил тот. – Три дня и три ночи я брел, чтобы войти в твой дом. Я хочу быть твоим учеником. Я отдаю тебе все мое имущество. Он извлек мошну и вывернул ее над столом. Монет было много, и все золотые. Это он сделал правой рукой. Парацельс стал к нему спиной, чтобы зажечь светильник.
Когда он повернулся, то заметил, что в левой руке пришельца была роза. Роза его взволновала. Парацельс спустился, соединил кончики пальцев и сказал:
– Ты думаешь, будто я способен найти камень, который превращает все вещества в золото, и предлагаешь мне золото. Золото – не то, что я ищу, и, если тебе нужно золото, ты никогда не будешь моим учеником.
– Золота мне не нужно, – ответил тот. – Эти монеты – всего только знак моего стремления к труду. Я хочу, чтобы ты меня бучил искусству. Я хочу пройти с тобой рядом тот путь, который ведет к Камню.
Парацельс сказал с расстановкой:
– Путь – это Камень. Начало пути – Камень, Если ты не понимаешь этих слов, то ты еще не начал понимать. Каждый шаг, совершенный тобой будет целью.
Неизвестный посмотрел на него с недоверием. Сказал, понизив голос:
– Но разве существует цель?
Парацельс рассмеялся.
– Мои хулители, чья численность не превышает их собственной глупости, говорят, что нет, и считают меня самозванцем. Я не объясняюсь с ними, но невероятно, чтобы это был обман. Я знаю, что существует Путь.
Помолчали.
– Я готов пройти его с тобой, даже если придется шагать много лет. Дозволь мне пересечь пустыню. Дозволь мне разглядеть, хотя бы издали, обетованную землю, даже если звезды не дозволят мне остаться на ней. Я хочу доказательств, прежде чем пуститься в путь.
– Когда? – спросил с волнением Парацельс.
– Прямо сейчас, – ответил с мгновенной решительностью ученик. Начали они беседовать на латыни, теперь перешли на немецкий.
Юноша поднял розу.
– Ходит слух, – сказал он, – что ты можешь сжечь розу и воссоздать ее из пепла своим искусством. Дозволь мне стать свидетелем этого чуда. Об этом прошу тебя, я отдам тебе затем всю мою жизнь.
Пришелец настаивал.
– Ты очень доверчив, – произнес учитель, – мне не нужна доверчивость, я требую веры.
– Именно потому, что я недоверчив, я хочу соб-ственными глазами увидеть уничтожение и воскрешение розы.
Парацельс взял цветок и, продолжая разговор, стал играть им.
– Ты ошибаешься. Думаешь, ты, случайно, будто нечто может быть обращено в ничто? Думаешь, ты, что Адам в раю мог уничтожить один – единственный цветок или тра-винку?
– Мы не в раю, – упорно сказал юноша. – Здесь под луной все смертно.
Парацельс поднялся.
– Так где же мы пребываем? Думаешь, божество способно было создать какое-нибудь место, которое не было б раем? Думаешь, грехопадение и незнание того, что мы пребываем в раю, – разные вещи?
– Роза может сгореть, – ответил с вызовом ученик.
– Если мы бросим эту розу на угли, ты думаешь, что она сгорела и пепел подлинный. Я скажу тебе, что роза вечна, и только облик способен меняться. Мне хватило бы одного слова, чтобы ты ее снова увидел.
– Одного слова? – удивился ученик. – Горн потух, и слоем пыли покрыты перегонные кубы. Что ты совершишь, чтобы она воскресла?
Парацельс посмотрел на него с грустью.
– Горн потух, – повторил он. – И слоем пыли покрыты перегонные кубы. На этом отрезке моего долгого пути я пользуюсь другими инструментами.
– Я не осмелюсь спросить, какими? – произнес юноша с притворным смирением.
– Я имею в виду то, что применило божество для создания небес, и земли, и невидимого рая, в котором мы пребываем и который скрыт от нас первородным грехом. Я говорю о слове, которому учит нас учение Каббалы.
Ученик сказал сухо:
– Прошу тебя снизойти и показать мне исчезновение и появление розы. Мне не важно, будешь ли ты действовать посредством перегонных кубов или Глаголом.
Парацельс задумался.
– Если бы я совершил это, ты бы сказал, что речь идет о призраке, об обмане зрения. Чудо не дало бы тебе веры, которую ищешь; оставь посему розу.
Юноша глядел по-прежнему недоверчиво. Учитель заговорил громче:
– Кроме того, кто ты такой, чтобы входить в дом учителя и требовать от него чуда? Что совершил ты, дабы заслужить подобный дар?
Тот ответил дрожа:
– Я знаю, что ничего не совершил. Прошу тебя во имя тех многих лет, когда я буду учиться в твоей тени, чтобы мне увидеть пепел и затем – розу. Я ни о чем тебя больше не прошу. Я верю свидетельству своих глаз.
Он вдруг схватил живую розу, которую Парацельс оставил на пюпитре, и бросил ее в огонь. Цветок исчез, осталось только немного пепла. Бесконечно долгое мгновение он ждал слов и чуда..
Парацельс сказал с лукавой простотой:
– Все медики и аптекари Базеля и утверждают, что я – мошенник. Пожалуй, они попали в точку. Вот пепел, бывший розой и розой не ставший.
Юноша почувствовал стыд. Парацельс – шарлатан или обычный фантазер, а он, нахал, переступил порог и сейчас вынужден признаться, что все прославленные магические приемы – тщетны.
Он опустился на колени:
– Я вел себя непростительно. Мне не доставало веры, которой требует Господь от верующих. Пусть пепел останется. Я вернусь, когда буду более крепок и стану твои учеником, и в конце пути увижу розу.
Говорил он с искренней страстью, но страсть эта была жалостью, которую вызывал у него старый учитель, такой почтенный, такой деятельный, такой знаменитый и такой никчемный. Кто он такой, Иоганнес Гризебах, чтобы срывать нечестивой рукой маску, под которой никого нет?
Оставить Парацельсу золотые монеты означало унизить его подаянием. Уходя, он собрал их. Парацельс проводил его до лестницы и сказал, что в этом доме ему всегда будут рады. Оба знали, что больше им друг друга не увидеть.
Парацельс остался один. Перед тем как загасить светильник и устало опуститься в кресло, он собрал в горсть нежный пепел и произнес тихим голосом какое-то слово. *
Роза воскресла.
Примечания: магическое четырехбуквенное слово – тетраграмматон – «имя Божье», таинственным образом зашифрованное слово в тексте Торы, знание которого дает возможность вдохнуть жизнь в глиняного человека (голем). Определение этого имени – конечная цель каббалистов.
Парацельс (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1463-1541) – медик, алхимик, философ, родом из немецкой Швейцарии.
Камень – речь идет о философском камне.

Хотелось бы, чтобы не было спекуляций  вообще, а в религии особенно.
Сколько спекуляций происходит на поле веры? Сколько религиозных конфессий существует? Каждая стремится доказать, что она – единственно правильная. Для простого человека, какой бы расы он ни был, на каком языке он не говорил бы, нужно только знать одно, кто его создал и для чего? Как достичь относительной гармонии между физической и духовной сущностью человека? Абсолютная гармония и вечное блаженство на Земле исключены, ибо достижение его исключает дальнейшее развитие. И естественно, если нет пока гармонии, дуализм должен господствовать в нашем мышлении. У Абсолюта, Бога, дуа-лизма нет, к нему сходится все, достигая единства. Дуализм – свойство человека, он везде видит противоположности, к тому же не в соответствии, не в гармонии, а в ожесточенной борьбе. Не поэтому ли человек представлялся ареной ожесточенной битвы Бога и дьявола, божественной души и грешного тела. Иногда от идеи дуализма отходили. И тогда одни, такие как Гегель, говорили о человеке, как проявления божества, духа, идеи; или преимущественно о физической сущности его; ницшеанской «белокурой бестии, или, как у Десмонда Моррис «голой обезьяне».
Вера в Бога должна любого человека отвращать от лицемерия, тем более, если речь идет о священнике!
Священник Джордж Зеберко благословил экипажи самолетов «Б-29», что базировались на военной базе острова Тиан.
«Да поможет вам Бог! – напутствовал он пилотов, перед тем, как те отправились со смертоносным грузом в Нагасаки и Хиросиму.
Наверное, священник не знал того, что Нагасаки считается самым христианским городом Японии.
Но то, что самолеты несут необычное смертоносное оружие, он знал. Знал и то, что в Нагасаки живут мирные люди…
Позднее Зеберко придет к развалинам самого старого и великолепного христианского собора «Урагами». Ему на глаза попадется среди бесформенных камней кусок искореженного металла, все, что осталось от курильницы.
Какие при этом мысли витали в голове священника никто так и не узнает.
И в наши дни человек, как бы он не относился к религии, сталкивается с такими загадками, которых не может объяснить себе.
В церкви Санта Барбара в Мадриде стоит гроб со стеклянной крышкой. В нем лежит женщина, Она умерла свыше 400 лет тому назад, но кажется, что это случилось только вчера. В 1924 году тело монахини Марии де Йезус впервые подвергли медицинской экспертизе. Врачи, производившие  исследование, были поражены. Одежда Марии истлела, но тело не стало высохшим и жестким, как у мумии. Долгие годы крупнейшие  медики мира пытались разобраться в этом уникальном явлении. Известный испанский специалист, доктор медицины Йозе Флорец Таскона заявил как-то: «Невозможно установить никаких признаков разрушения. Мои многолетние исследования показали, что сердце, желудок и все  другие внутренние органы на месте. Я просто не в состоянии дать удовлетворительное объяснен е этому феномену».
И в наши дни человек призывает на помощь, если не Бога, то фантазию, чтобы отделаться от неопределенности. Фантазия – это лишь фантом определенности, далекий от реальности. Без религии разум людей, постоянно натыкаясь на невозможность объяснить явление, перегружался бы мучительной неопределенностью. В неопределенном мире жить просто страшно. Религия, пусть и не всегда объясняет подробности, но дает опре-деленное понятие, освобождает от страха, неуверенности, растерянности
К кому мы обращаемся в состоянии безумного страха? К разуму, к Богу! Тот лжет, кто говорит, что он не испытывал страха, как лжет и тот, что хотя бы мысленно не обращался к Богу в тяжкую для себя минуту.
Разум не только великое благо, но и достаточно тяжкий груз, нести который не так-то легко. Он источник не только силы, но и бессилия, поскольку ограничен в своих возможностях. Ибо разум открыл человеку ничтожность его самого перед величием космического разума, управляющего Вселенной.
Чем больше станет набирать мощи наш разум, тем более будет стремиться к истине, к правде святой, исключающих желание спрятаться  с головой в сны золотые, дарящими сказки случайного.
Органом разума является человеческий мозг, помещенный в костную коробку – череп для защиты от случайных ударов. Но разум не может существовать в замкнутом пространстве без сообщения с внешним и внутренним миром организма. Для этого в черепе имеются многочисленные отверстия, через которые входят и выходят нервы, вот – связи разума, вот его провода! Через самое крупное отверстие в затылочной кости головной мозг переходит в спинной. Они вместе образуют единое целое, хотя для удобства изучения их рассматривают отдельно друг от друга. И от спинного мозга идут нервы, они выходят сбоку, в виде корешков через отверстия между позвонками, сплетаются, образуя нервные сплетения. Из этих сплетений выходят отдельные нервы, и направляются к нашим мышцам. Не очень бы хотелось обращаться к тонкостям строения нашего тела, но обойти нервные корешки, означало бы лишить вас, читатели, представления о том, что такое радикулит и почему он вас так часто неприятно беспокоить. Практически редко человеку удается избежать этого болезненно неприятного страдания. Беда в том, что цивилизация заставила многих перейти к сидячему образу жизни, а это ведет к тому, что между позвонками начинают откладываться соли, идет окостенение межпозвоночных хрящей. С этим страданием многие встречаются и очень многие знают его название – остеохондроз. Отложение солей приводит к тому, что суживаются отверстия, через которые выходят из спинного мозга нервные корешки, это приводит к их сдавлению. Случайное резкое движение, вызывающее сотрясение в области отложения солей, переохлаждение приводят к тому, что ткани наши набухают в этом месте, давление на нервы внезапно усиливается, это проявляется сильной болью. Корешок по латыни называется radiculus (радикулюс) – отсюда и заболевание назвали радикулитом. Чаще радикулит наблюдаются в поясничном отделе, наиболее травмируемом шоферами, поэтому поясничный радикулит называют профессиональной болезнью водителей. Наверное, понятно, что профилактика этого страдания – активный образ жизни, массаж. Вопросы лечения  оставим врачам. Вернемся к головному мозгу, самому главному органу у нас. Он велик у человека, в среднем 1200-1300 граммов. Избави бог вас делать выводы о величине разума, исходя из его веса. Многие глупые люди имеют достаточно высокие цифры веса головного мозга. Точно так же, не следует сравнивать вес мозга, исходя из половых признаков. Вспомните слова известного русского писателя Фонвизина, который в своей «Придворной грамматике» писал: «При дворе иная баба стоит мужчины, и часто мужчина – хуже бабы». Головной мозг от органов чувств получает сигналы, идущие по нервам, через отверстия в черепе, поступают они в специфические нервные центры коры головного мозга, где происходит их анализ, а из анализа возникают ощущения как приятного, так и неприятного характера. И, соответственно, центр по нервам в виде биотоков передает приказ к органам, будь это внутренние органы или мышцы. Там, в области нервных окончаний, электрический сигнал, поступивший из центра головного мозга, трансформируется в химически сложные соединения, которые непосредственно и воздействуют на воспринимающий орган. Но это только часть процесса, происходящего в работающем органе. Этот орган необходимо еще избирательно стимулировать, усилить его возбудимость, повысить обмен веществ, чтобы снабдить его источником дополнительной энергии. Все это становится заботой еще одной регулирующей системы – эндокринной, вырабатывающей невероятно активные биологические ве-щества, действующие в чудовищно малых концентрациях и направляющихся избирательно к работающему органу, подобно направлению письма к определенному адресату.
У человека слишком велика голова. При большом лицевом черепе говорят о «лошадином» лице, но «морда лошадиная» изумления не вызывает. Иное дело, когда увеличен мозговой отдел. Невольно напрашивается мысль: «Ох, и умный, наверное? Не может быть, чтоб черепная коробка была пуста?» И допускается ошибка, когда так думают. Сидящий в позе мыслителя – не мыслит! Он поддерживает огромную голову руками только потому, что мышцы шеи устают ее держать. А мозгового вещества в той голове мало. Зато очень много в ней воды. Не мозг, а пузырь с водой. Наверное, слышали о водянке мозга?.. Она может быть как врожденного, так и приобретенного характера, когда вследствие травмы или воспаления нарушается отток мозговой жидкости из мелких естественных полостей мозга, называемых желудочками.
А что делать? Операция на мозге – крик отчаяния, остается  надежда на чудо, да на Господа Бога. Приходится констатировать, что прав был. А. С. Пушкин, написавший такую строку в «Руслане и Людмиле»:
«Хоть лоб широк, да толку мало!»
Бывает крупная голова у людей умных, выражение лица тому служит порукой, да и те мысли, которая такая голова рождает. Скажем, у И. С. Тургенева была очень крупная голова, а в ней мозг – более двух килограммов веса (средний вес мозга мужчины – 1370 граммов). В величии этого человека мог сомневаться только чиновник…
Председатель уголовной палаты Санкт-Петербургского окружного суда, известный юрист А. Ф. Кони вспоминает, как однажды, когда Тургенев был уже прославленным писателем, его представили в суде одному сановнику. Тургенев любезно протянул руку, назвал себя. Но сановник свою руку подал небрежно и переспросил:
– Гм… Тургенев? Это не вы были председателем казенной палаты в Энске?
– Нет, никогда не был, – удивляясь вопросу, ответил писатель.
– Гм… А я слышал об одном Тургеневе, который был председателем казенной палаты…
– Ваше превосходительство, – тихо подсказали судейские работники. – Это наш известный писатель Иван Сергеевич Тургенев…
– Гм… Писатель? Не знаю, не слышал…
И его превосходительство, не удостаивая больше вниманием Тургенева, обратился с каким-то поручением к подошедшему чиновнику.
Рождаются люди и с маленькой головой, вырастают взрослыми. Называются они микроцефалами. Как правило, это умственно отсталые люди, иногда полные идиоты. Достаточно, в этом случае, посмотреть на выражение лица, чтобы все сомнения насчет ума ушли прочь.
Но во всяком правиле должны быть исключения. И таким исключением был талантливый французский писатель Анатоль Франс. Мозг его по весу не превышал мозга шимпанзе, но сомневаться, что искра божья разожгла в этом мозгу настоящий костер, пылавший всю его жизнь, не стоило. Он не просто сочинял. Его перо блистало. И не было у него посредственных произведений. «Таис», «Остров пингвинов» и другие до сих пор волнуют читателя. Кто читал «Записки аббата Куаньяра», не мог не обратить внимания на остроумие его главного персонажа. Добавим еще и то, что, читая произведения Анатоля Франса, дивимся его знаниям теологии и теософии. Тут вполне применима пословица: «Мал золотник, да дорог!»
Мы остановились на двух крайностях размеров головы. А как обстоит дело с теми, у кого размеры головы обычные?
У всех систем организма – два вида деятельности. Один не контролируется нашим сознанием – это работа внутренних органов. Есть также органы, функционирование которых подконтрольно нашей воле. Это органы наших чувств, начальные отделы систем пищеварения и половой. Все задумано Создателем великолепно. Представляете, что было бы, если бы работа внутренних органов контролировалась нашей волей. Приказал остановиться сердцу, и – конец! Естественно, работа системы органов пищеварения и половой системы зависит от наличия субъекта и объекта деятельности! А чтобы было желание заставить их работать, Бог сделал их чувственными, сопроводив их работу прекрасными, желательными чувствами наслаждения!
От рецепторов внутренних органов информация о состоянии и функции в любое время суток направляется в тот отдел нервной системы, который назван вегетативной нервной системой. Находится она в головном мозгу. Эта система в значительной степени автономна, не подчинена нашему сознанию, нашей воле. И это абсолютно правильно. Что было бы, будь это иначе? Сколько раз в жизни каждого из нас возникали такой силы эмоциональные огорчения, когда человек восклицал: «Жить не хочу!» Но для того, чтобы возникшее желание было претворено в действие, нужны были время, условия… Пока они объединялись, эмоциональный порыв слабел, запускалась рассудительность, и начинались поиски выхода – и желание уйти из жизни проходило. Только те, кто успевал желание объединить со временем и условиями завершал эмоциональную вспышку действием: повисал в петле, падал с пулей в голове или ножом в сердце. Вряд ли человечество дожило бы до настоящего времени, если бы вегетативная нервная система подчинялась воле че-ловека. Воскликнул – «Не хочу жить!» Тут же вегетативная нервная система останавливала бы сердце и дыхание. Сознание покидало бы его, и возвращение было бы невозможно. Кто бы дал команду вегетативной нервной системе, заставившую сердце начать сокращаться, а легким – дышать. Заставить работать эти системы после их остановки –  забота службы реанимации. А ведь было время, когда такой службы в системе здравоохранения не существовало. Сколько людей отправилось к праотцам, которых можно было еще вернуть к жизни.
Рецепторы от органов чувств (кожи, глаз, ушей, языка и носа) поступают тоже в головной мозг, но уже в соматическую нервную систему (от слова soma – тело). Эта нервная система связана с телом нашим, подчинена нашей воле, выполняет всю творческую и нетворческую деятельность. Импульсы от вегетативной и соматической нервной системы направляются в центры нервной системы по тончайшим нервным волокнам, идущим в составе нервов, причем идут изолированно. Поэтому в деятельность может быть задействована часть органа, а не весь орган. Центры соматической нервной системы находятся большей частью в коре головного мозга, меньшая часть их – в глубине головного мозга, в так называемых подкорковых ядрах. Ра-ботают ядра в подсознательном режиме тогда, когда возникает реальная угроза жизни, а для ее осмысливания просто не хватает времени. Это не только те рефлексы, которые Павлов назвал безусловными рефлексами, а многое иное, что может поставить в тупик человека вопросом: «Откуда все это берется?»
В центрах коры головного мозга, где сосредоточена вся высшая психическая деятельность организма, информация, полученная и обработанная органами чувств, оценивается и подается соответствующим двигательным центрам осуществить соответствующие действия. Но после выполнения действия информация не исчезает – остается след в виде памяти. Память делится на два вида по происхождению. Один вид памяти получает информацию из генетического кода.
Все в семье темноволосые, и вдруг рождается сын с волосами огненно-рыжего цвета. У всех в семье – кожа смуглая, у него белая, с такими крупными веснушками, что язык отказывается им дать такое название, они не связаны с сезоном, никогда не бледнеют и не исчезают. Откуда у сына волосы цвета пламени? О таких говорят: «Ни в мать, ни в отца, а в прохожего молодца!» Но прохожий молодец тут не причем. Выясняется, что один из далеких предков золо-тоголового, живший два столетия тому назад, имел такую же окраску!
Говоря об информации на генетическом уровне, не следует забывать о возможности передачи такой информации, о возможности которой прежде, и предполагать не могли. И не только склонности к некоторым заболеваниям?..
Продукт мозга – мысль. Не измерить ее, не прове-рить, а потому она может стать материалом для бесконечных дискуссий. И первый вопрос, на который следует ответить – мыслят ли животные? Вероятнее всего, они мыслят. Если вожак предупреждает стаю об опасности, если собака терпеливо ждет хозяина в аэропорту, где ее тот оставил? Действия животных на определенном коротком отрезке времени удивительно напоминают человеческие. Естественно, не следует их очеловечивать, в биологии жи-вотного совсем иные цели и задачи, кроме общего для всех – выживания. Да и у человека мышление слишком зависит от многих факторов, в том числе и от эмоционального настроя. Человек привык их прятать под соответствующей маской, то лучше, то хуже, даже жить двойной жизнью. Эмоциональная сфера человека необъятна.  Гляньте на радость собаки, увидевшей приход хозяина, на ее злобу по отношению к постороннему. А мимика обезьян так схожа на человеческую. Но животные не умеют скрывать своих чувств, как это умеет делать человек. Если бы мы имели возможность обнажить чувства случайного встречного, которому вы ничего плохого не сделали, нас охватил бы порой ужас. По счастью, эмоциональный настрой человека сдерживается многими общественными условиями. Представьте, человек плохо спал, утром поссорился с близким человеком и сел в общественный транспорт. Мысли у него примерно такие:
«Понабилось их тут! Куда они все едут? Вон та дамочка в шубе, торчит передо мной, и ни с места, ну, прошла бы вперед, ведь впереди не так тесно! Нет, сволочь, облюбовала тамбур! Ну, слава богу, кажется, двинулась… А этот что? Сидит подонок, ноги расставил, да еще сумку пристроил на сиденье… А тот, в джинсах, ноги вытянул, видите ли, устал он, отдыхать надумал!.. Ну, чтобы этой дамочке не забраться в глубь сиденья? Так нет, сидит на краю сиденья, между нею и окном – свободное место… Видите ли, ей надо скоро выходить… А люди пусть друг другу ноги оттопчут, ей то что?.. Бить таких надо без предупрежденья!.. Лепечут, щебечут: «Пройдите, пожалуйста!», «Вы не подвинетесь?», «Вам сейчас не выходить?» «Разрешите!», «Извините!»… Ненавижу! Всех, до одного, ненавижу!»
Чувство злобы переполняет его, ищет выхода, но он сдерживается, молчит, зубы сцепив. Разрядка пришла в виде излишне резких движений, когда он стал продвигаться, чтобы покинуть автобус на нужной ему остановке. Вслед нему несутся слова: «Хам!»… «Озверел!»
Он, покидая автобус, ворчит про себя: «Это я озверел? Идиоты, если бы я озверел, вы бы надолго меня запомнили б! Не хочу из-за вас «срок» получить!»
Мысли, мысли… Добрые, и злые, спокойные и мя-тущиеся… У одного мысли заземленные, касаются, скажем, своей внешности, красивой одежды, вопросов питания. Но, есть и те, у кого мысли уходят в заоблачные дали.
А что тайны заоблачных далей, когда и на земле еще много таинственного.
Человек – не случайное явление на земле. Имея общую биологию с животными, человек выделяется уже тем, что в биологические отправления он привнес много эстетического, творческого, насытил их прекрасными началами, научился вкладывать в них душу свою. Не касаемся глубинных обменных процессов, как и работы внутренних органов. Они не имеют чувственной окраски, и узнаем мы об их существовании только тогда, когда возникают в их работе  какие-либо нарушения.
Бог наградил человека возможностями огромного, неповторимого разума, но он, повторяем, предоставил человеку право выбора. Новорожденный лишен этого права полностью. Права ребенка более зрелого возраста ограничиваются желаниями и финансовыми возможностями его родителей. Может самостоятельно проявиться художественная одаренность ребенка (рисование, пение, игра на музыкальных инструментах). Во всех случаях духовного, интеллектуального развития ведущую роль играют наши органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. На бытовом уровне мы привыкли называть ими только отдел, воспринимающий раздражение. Скажем, для осязания – это нервные окончания кожи, для зрения – глазное яблоко, для слуха – ухо, для обоняния – нос, для вкуса – язык. Но, если мы сконцентрируем только на них наше внимание, мы не поймем той большой разницы, которая наблюдается у всех нас. Гляньте только, как чувствительны пальцы слепого, а язык и нос дегустатора вина? Но внешне эти органы у всех одинаковы, ну может у кого-то орган больше,  или больше растопырены ушные раковины… В чем же дело? Играет ли это какое-то значение? Играет, но незначительное. От формы носа будет зависеть звучание голоса, но не характер обоняния, к примеру. Отличия определяются особенностями развития соответствующих областей мозга.
Гениями рождаются. Моцарт уже к восьми годам виртуозно овладел всей музыкальной техникой. У. Томпсону, английскому физику, за научные труды и заслуги полу-чившему титул барона Кельвина, было десять лет, когда он поступил в университет. Эйнштейн рассказывает, что он в двенадцать лет познакомился с чудом – с книжечкой «Евклидова геометрия на плоскости». Суворов с детства бредил военной службой, став военным, не проиграл ни одного сражения. Семилетний Брусилов в семь лет знал, что станет военным.
Бывает, что гении долго не находят себя. Мольер поздно становится автором гениальных комедий и переходит на комические роли. До этого он был посредственным драматургом и драматическим актером. Болезненно самолюбивый, образованнейший Жан Жак Руссо свыше десяти лет сочиняет оперы: «Галантные музы», «Нарцисс», «Военнопленные». К своим неудачам относился трагически, и уже немолодым создал, наконец, то, что сделало его имя бессмертным, а влияние – огромным.
Любопытно, что многие гении, обладая высоким общим интеллектом, проявляли гениальность в узком пространстве знаний. Наполеону, обладавшему гигантской памятью, не давался английский язык. Пушкин не ладил с математикой. Лев Толстой опускал руки перед любой химической формулой.
Не всегда гений может стать «пророком в своем отечестве». Возникает простой вопрос: «Почему в советской школе не изучали Достоевского?» Весь мир знал и почитал Достоевского. Не нашлось ни единого государства в Европе, в котором бы о нем не знали. И только почти весь период советской власти в программе по школьной литературе не было творчества самого великого из писателей-психологов Достоевского. Причина тому – его религиозные взгляды. Неужели опасными находили речи, произносимые писателем? Возможно, учитывая огромное влияние самой личности Федора Михайловича. Вот отрывки из заме-чательной речи, произнесенной писателем во время открытия памятника Пушкину в Москве, в 1880 году:
«Русская душа, всечеловечная и всесоединяющая, призвана вместить с братскою любовью всех наших братьев, а, в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного со-гласия всех племен по Христову евангельскому закону»… «Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю в рабском виде исходил, благословляя, Христос. Почему же нам не вместить последнего слова его?»… Речь же свою о Пушкине он начал словами: «Пушкин есть пророчество и указание нам», а закончил: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».
О служении русскому народу Федор Михайлович говорил, что жить он должен по народной вере и правде. «Смирись, гордый человек, и, прежде всего, сломи свою гордость. Смирись праздный человек, и, прежде всего, потрудись на родной ниве… Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой, и узришь правду».
Идею свою Достоевский развил и дополнил в выпуске «Дневника писателя», в том же 1880 году:
«Я утверждаю, что наш народ просветился уже давно, приняв в свою суть Христа и учение его… Христианство народа нашего есть и должно остаться  навсегда самою главною и жизненною основой просвещения его!»
О Европе он там же писал: «Повсеместное, общее и ужасное падение Европы, причина в том, что она представляет собой «муравейник», давно созидавшийся в ней без церкви и без Христа».
Путь к познанию истины не просто тяжел, он трагичен. Как казнь принесшего ее на землю не убедила тех, кто мог помочь познанию ее. Так и тяжкая доля учеников его, несущих истину во тьму безумия и отдающих жизнь свою за нее, не стала путеводной звездою для многих.
Трагическое – поистине трудная категория не только для ее осуществления, но и для понимания. Принадлежа одной своей стороной – физическим существованием прошлому, обреченному на гибель, в то же время человек принадлежит к будущему, которое с необходимостью должно наступить. Человек подобен зерну, которое, прорастая, гибнет, но дает жизнь новому растению. Хотя разрушается внешняя оболочка зерна, но вся ге-нетическая информация, хранившаяся внутри зерна развертывается в новом развивающемся организме. Слепок информации исчезнувшего физически тела считывается Создателем. У человека общественное должно доминировать над личным, духовное над телесным. Великие перевороты не делаются разнуздыванием дурных страстей. Христианство проповедовалось чистыми и строгими в жизни апостолами и их последователями, аскетами и постниками. Назвать легкой их жизнь, язык не поворачивается. Вера приносила страдания, ибо прошлое нелегко уступает свои позиции новому. Аскетизм в личной жизни, борьба с бунтующей плотью возводилась в добродетель…
Такими же были и гугеноты, такими были и якобинцы 1793 года во Франции. Контроль над половыми отношениями (по крайней мере, в официальной морали) мы встречаем в обществах, переживающих подъем, расшатывание и распад сексуальной морали – на стадии упадка общества.
Человек по своей возвышенности и строгости, по степени жестокости выполнения своего долга может граничить с трагическим (Робеспьер).
Время покончило с аскетизмом. Ничто не вечно под луной. Эстетический идеал человека постоянно менялся. Как бы ни был прекрасен человек и как бы ни совершенно и гармонично общество, породившее его, он не есть полное тождество духа и тела, мысли и чувства, и поэтому красота его, увы, не вечна и не постоянна, хоть и вызывает впечат-ление постоянства и вечности. Приходит время, и уходит человек, самый прекрасный, стремившийся к познанию ис-тины. Так в чем же она, эта истина?
Истина – в делах. Какую истину видит тот, кто только служит Богу, забывая о тех, кто окружает его?
Религия это не цель, а средство, путь не только к Богу, но и к себе, и к людям.
Прекрасно жить, не думая! Поел – поспал, поспал – поел. Между ними – сексуальные забавы…
Путь поисков – это уже соприкосновение со злом, а оно таит в себе опасность. Все зависит от величины зла?.. Избежать зла невозможно. Бывает всякое – под Богом ходим! От последствий никто не застрахован. Кого-то пронесло, кого-то задело, кто-то погиб! Так что, отказаться от поисков?
Вне нас нет мира, он в нашей собственной душе. Мы можем идти разными путями, искать его в телесных наслаждениях и страстях – он всегда будет ускользать, ибо мы ищем его вне нас. В той мере, как мы научимся согласовывать телесные наслаждения и страсти с заповедями нашего духа, высшие формы счастья и мира будут заполнять жизнь.
Одиночества человеку не найти, он всегда будет вместе с природой, Одиночеством мы называем отсутствие рядом подобного себе. Одиночество не переносимо, когда не с кем поделиться мыслями своими. Но, если ты с мыслями своими, в том числе и с сомнениями, обращаешься  к  Богу, рассудок останется с тобой неповрежденным.
Давайте все же не забывать, что природа не мыслит. Даже обожествленная нами, она может осмыслить себя через посредничество человека. Но если предложить путь осмысления через целую группу независимых  друг от друга людей, результат будет настолько разбросанным по цели осмысления, что трудно будет определить, где же реальный. Но один из них, или не входящий в эту группу кандидат в мудрецы изберет правильный путь решения проблемы. Путь этот – одиночество. Причем довольствуется он малой оплатой. Работа может быть результативной лишь в случае работы с конкретным материалом, а не абстрактным. Откуда будет черпать материал он для работы. В душе своей, она и является неисчерпаемым источником, ибо он сам является частью природы. Накопленные знания – это память его. Воспоминания часть пути его. Вершина пути – истина. Шагая к вершине, он встречает множество препятствий. Это – зафиксированные участки пути уже проходимые кем-то, он, пользуясь ими, блуждает, часто заходя в тупик. Поиск истины проходит в перелопачивании всего, уже накопленного, Преодолев все это, человек выходит туда, где готовых путей и тропинок, ведущих к истине нет. Перед ищущим – целина. Готового решения нет. Это усложняет поиск. Но и истина ни чем не заслонена. Она становится виднее. Теперь все будет зависеть от запаса умственной энергии. Не хватает ее, человек останавливается в движении своем. И если, находит, что большего ему не достичь, он терпит катастрофу! И близка истина, и не достижима! Гением мудрец не стал! Он пополнит когорту неудачников. Вот почему кандидатов в мудрецы много, а гениями становятся одиночки!
И стать кандидатом в мудрецы непросто. С чего-то надо начинать. С тела, или с души?.. Но, не следует забывать и о том, что уже с самого рождения человек приобретает вредные привычки. И чем далее, число таких привычек нарастает. Ставящий перед собою цель – совершенствование тела, становится спортсменом, если его интересует только сила, или моделью, если в целевую основу заложена красота пропорций тела.
Тот, который займется совершенствованием души, будет загружать память свою чтением книг, изучением искусства, языков. Тот, который займется борьбой с вредными привычками своими, достигнет прогресса в тренировке силы воли своей.
Самая сложная работа предстоит тому, кто избрал путь совершенствования души. Работа только над памятью ничего не даст. Придется, пользуясь книжными завалами, от многого, находящегося в них, освободиться. Отшвырнуть прочь лживую мораль. Отделить добро от зла и уродства. Освободиться от дезинформации, пронизывающей всю память человечества. Эта работа состоит из цепи ошибок и неудач, порою трагична. В принципе, это задача со множеством неизвестных, приходится прибегать к созданию фантома, миража. Возникает закономерно вопрос. А может ли быть решена задача с множеством неизвестных? Ответ один – невозможно! И думая о созидании добра, мы сеем зло! Что остается? Идеал, который не создан, но который от этого не исчез. И вершина идеала – истина, добро и красота. Мир по-прежнему жесток, несправедлив. И приходится терпеть, чтобы сберечь те крупицы идеала, которые об-разовались в период работы. Нужно представить весь тра-гизм творческой личности, понимающей призрачность ок-ружающего, пустоту, на которую нельзя опереться, и такую малость добытого. Но эта малость есть, она – реальна. Значит, и истина все-таки есть? Нужно определить, в какой стороне она, чтобы вновь начать восхождение к ней! Опять боль и крики души во тьме поисков. Может ли мудрый вспомнить о том, что он пережил, знал и прочувствовал в период поисков истины? Конечно, может! Только он этого делать не будет. Ибо истина, которой он посвятил свою память, сфокусировалась для него в единой точке, а точку не развернуть в полотно жизни. Поскольку истина и есть вер-шина разума, что следует делать мудрецу, потерпевшему фиаско? Опять отфильтровывать добро от зла, сконцентрировать все, что у него осталось и опять очертить идеал свой, к которому всю жизнь стремился. Станет ли душе от этого легче? Станет ли от этого душа чище? Едва ли! Вот он и приходит к трем действиям, характерным для всех живущих и верующих в мировой разум: молиться, каяться и очищаться! Покаяние и есть путь человечества к очищению. Молитва же только средство. Объем средства этого зависит от количества слов и понятий, которые усвоил человек в течение своей жизни.
Для большинства молитва – это просто ритуал. Кто-то в молитву вкладывает больше души, кто-то меньше. Потребность в молитве у всех одна – молятся потому, что жизнь заставила, грехи давят душу. Понятно, как жалки усилия, чтобы освободится от гнета души. Процесс мне напоминает нескончаемый суд над совестью. Приводит ли покаяние к  очищению? Следует сознаться – не приводит! Мне неведом замысел Бога. Но поиск истины, разочарование, покаяние и очищение приближают человечество, пусть и небольшими шажками, к гармонии!
«Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно» (Ф. М. Достоевский).
Он не мог обнародовать мысли свои. Ему казалось, ну, так все просто: его выслушают, соберут комиссию толковых, знающих дело специалистов, и работа, которой он посвятил всю жизнь свою, наконец-то, с места сдвинется. В важности своей работы он не сомневался. Она касалась самой жизни. Технического обеспечения защиты ее. Он не мог знать одного. Те, кто понимал его стремление и даже догадывался в практической важности, знал, что она противоречит поставленной секретной программе сокращения численности населения в пять раз. А те, кто работал над той же проблемой, что и он, знали, что если про-блему его решить, а она решаема, то следует закрыть множество научно-исследовательских институтов, лишив заработка десятков, если не сотен тысяч людей с научными степенями. К счастью тех и других, на пути его работы стояли люди с дипломами о высшем образовании, за которыми не было не только одаренности в той профессии, которую они представляли, но и обычной человеческой сметливости. Они была категоричны в ответах ему: «Нет!»
Цель – благороднее быть не может. Решив ее, можно уменьшить в десятки раз не только смерть от ран, но и количество увечных, выброшенных за порог жизни. Он был человек, по мнению тех, с кем он сталкивался – маленький, обреченный на прозябание. Чем более и навязчивее он го-ворил о своей идее, тем меньше верили ему. Наступил такой момент, когда его стали считать ненормальным!
Считая, что своим трудом он одарит благом человечество, он не знал, что мания всеведения и всезнания в соединении с леностью мысли – всегда рождали полуобразованность. А полуобразованность кичлива и опасна в туповатой рассудительности, – она не терпит истинного разума. Полуобразованность лишена поисков истины, самоуверенна, несамокритична и поэтому всегда уверенно категорична. Невежество от рождения не идет ни в какое сравнение с невежественностью «образованной», когда прекращается поиск новой информации, а готовый научный полуфабрикат стал потолком знаний для индивидуума.
Разум дан человеку Богом для того, чтобы проникать в суть вещей, в смысл событий, как правило, скрытых корочкой полуобразованности.
Ограничение рамок цели, вызванное узкой специализацией науки, приводит к тому, что общий вывод становится ошибочным. Это мне напоминает короткий эпизод из космонавтики…
Из глубин вселенной  летит космический корабль ничтожно малых размеров. Пробив земную атмосферу, он приближается к Земле, влетает в зал ресторана. Посадка великолепная, без сбоя. Место приземления – пустой стек-лянный фужер из-под вина. Из раскрытого люка корабля выходит космонавт. В руках у него «анализатор» на длинной рукоятке. Он им проводит обследование дна и стенок фужера. За сим он говорит в переговорное устройство тем, кто находится за пределами Земли: «Планета абсолютно непригодна к жизни!»
Со всем этим исследователь и встретился. Так и не узнает человечество – нес ли он ему истину?
Omnes codem cogimur
Versatur urna serius ocius
Sors exiturs et nos in acternum
Exitum imprositura cymbae
Все мы влекомы к одному и тому же, для всех встряхивается урна, позже ли, раньше ли – выпадет жребий и нас для вечной погибели обречет ладье (Гораций).
Все мыслящие, рано или поздно, понимая, что избежать смерти невозможно, пытаются хоть чем-то облегчить путь к Богу своей душе. Тело, истерзанное жизнью, ожиревшее, расплывшееся от излишней пищи, разлагающееся от пороков, охвативших его, заботы не удостаивается.
Путь, прокладываемый душе, может быть заботой самого хозяина, если хозяин обладает не только самостоятельностью, но и властью, или может стать заботой властей мирских и слуг божьих.
Фульк, граф Анжуйский, совершивший немало преступлений, отправился в Иерусалим с веревкой на шее, в знак покорности, и там, перед гробом Господним, двое слуг его бичевали господина своего…
Наверное, влиятельный вельможа полагал, что уж тут, у самого порога, ведущего в вечность, Бог узрит покаяние раба своего, хотя в своей столице, при стечении подданных, его покаяние было бы много показательнее.
Священник пришел к смерти приговоренному, чтобы совершить обряд соборования. Преступник лежал на пуке полусгнившей соломы, страдая от тяжких ран в ногах. Он перед этим был подвергнут пытке, кости голеностопных суставов были раздроблены, самостоятельно двигаться бедняга не мог.
Священник стал убеждать смертника, что тому следует покаяться в грехах своих прежде, чем он предстанет перед Господом.
Приговоренный к смерти, указывая на свои ноги, сказал: «А кто меня к нему понесет?»
Священник, вздыхая: «Возможно, вы сами, если на то будет воля Божья!»
«Но ведь это должно случиться завтра, а не сегодня! Казнить то меня должно завтра! Зачем же торопиться?» – сказал преступник, удивляясь такой простой непонятливости слуги божьего.
«Покаявшись в грехах своих сейчас, вы себя вручите его воле!» – сказал священник.
«Отец святой! – воскликнул преступник. – Уж лучше завтра я сам вручу ему себя!»
В ваш адрес  прозвучало резкое словесное оскорбление. Телу вашему не причинен ущерб. Какой отдел вашего мозга пострадал? Ни одна нервная клетка не погибла. Все отделы имеют тот же вид, что имели. Но вас затронуло оскорбление? Еще как! Лицо ваше либо резко побледнело, либо кровью налилось, Заработала невидимо эндокринная система. В кровь выброшено много адреналина и норадреналина. Сердце бешено заколотилось, участилось дыхание, ладони рук вспотели, мышцы рук и ног напряглись, пришли в боевое состояние, ждут приказа из двигательных отделов головного мозга. Остальное принадлежит вашей душе, ведь это ее оскорбили. Она может погасить эмоци-ональную вспышку, а может толкнуть к нанесению молниеносного удара.
Какие душевные качества у вас преобладают? Но, одно ясно, что вам  не просто простить обидчика…
Может ли наблюдаться разлад между телом и ду-шой? Да, может! И наблюдается у тех, кого принято относить к крепким, здоровым людям.
…На беду ее, она предоставила угол студенту-медику. Она всегда предоставляла жилье студентам, с ними было и проще, опять же, деньги тоже были не лишними. На этот раз ей достался дотошный постоялец. Он читал учебники вслух, говорил эмоционально приподнято, так что Мария Антоновна не могла не слышать того, о чем говорил студент. Все симптомы, которые тот перечислял, Мария Антоновна находила у себя. Угомонившийся студент мирно посапывал у себя за деревянной перегородкой, а женщина, уже перешагнувшая через свое пятидесятилетие, долго ощупывала свое тело. Более всего доставалось животу, как самой податливой его части. Она настолько трудилась над ним, что он действительно начинал болеть. Утром она отправлялась в поликлинику, обходя поочередно всех тера-певтов. Это стало навязчивой формой ее поведения, по-скольку она ни одному из врачей не верила. Все они «ничего не знали», не находили у нее, умирающей, страдающей всеми человеческими недугами, женщины, ничего серьезного. Число заболеваний у нее росло, зависело оно от того, какую тему проходил студент. Разлад между телом и душой нарастал.
Полный разлад между эфемерной, невидимой душой и реальным цветущим человеческим телом, стал причиной его гибели.
Анфиса Семеновна страдала заболеванием, которое называется аскаридозом, относящегося к группе гельминтозов – червей, паразитирующих в организме. К несчастью, у Анфисы Семеновны вторичная миграция аскариды (особенность ее биологического развития) происходила не ночью, как это всегда случается, а днем. Она сама видела длинных белых «червяков», которые чуть не задушили ее, и которых она извергла наружу. Средних лет, крепкая, цветущая, блондинка, на которую не раз заглядывались «мужики», стала буквально чахнуть на глазах. Проведенное противогельминтозное лечение было успешным, но оно не изменило душевного настроя женщины. Врачи разводили руками не в силах помочь ей. После проведенного врачебного консилиума, решено было имитировать оперативное удаление аскарид. Ее взяли, как это делают при всех операциях, на операционный стол, дали наркоз и сделали надрез кожи с наложением хирургических швов. Больной в палате сообщили, что все аскариды, до одной, у нее удалены. В глазах Анфисы Семеновны зажглись огоньки надежды, она заметно повеселела, стала хорошо кушать. И все бы было хорошо, если бы не но… Как-то Анфиса Семеновна спросила проходящего по больничному коридору студента местного медицинского училища, проходившего практику по хирургии: «Как много у меня было червей в животе?»
«Каких червей? – воскликнул студент удивленно. – Да у вас ничего не удаляли! Разрез сделали и зашили!»
Это был удар, которого больная не перенесла.
Через две недели родственники и знакомые хоронили женщину.
Душа не покинула тела, она живет в нем, но замечает, что тело «обманывает» ее. Она ищет, где и на каком уровне прячется обман. Может наступить такой момент, когда она, «великая» по значимости  поймет, что это не ее тело. Приходится ей заявлять всем окружающим: «Я – Александр Великий!»
Попадая в больницу для душевно больных, «Александр Великий» объясняет все, происходящее с ним, происками многочисленных врагов. Приходится напоминать окружающим, с кем они имеют дело!
Конфликта тела с душой может не произойти, но конфликт с окружением становится для души опасным.
Вера Ивановна, щупленькая, симпатичная блондинка, вступила в таящий для женщины много неприятного климактерический период. Выполняющая роль покладистой супруги при не очень талантливом инженере, вдруг поняла, что ею вплотную заинтересовались иностранные разведки, и в первую очередь израильский «Моссад». В отсутствие мужа, уехавшего в служебную ко-мандировку, все замки в квартире были заменены новыми, с «секретами». Пухлая пачка важных документов (старые письма, обложки журналов, газеты) перевязанная шпагатом спрятана за рамой репродукции с картины «Охотники на привале». Она успела обзвонить все мебельные магазины в поисках надежного сейфа. Муж, вернувшийся из командировки, попасть в собственную квартиру не мог. Жена, глянув в глазок двери, решила не пускать израильского «диверсанта».
Душе надоело торчать в этом ненавистном ему теле, и она решила покинуть его. Остался поиск выполнения задуманного. «Скорее всего, этого можно достичь, проделав дырку в голове». Семен Фадеевич взял тяжелый молоток, 150 мм гвоздь и стал его забивать себе в лоб. Пробив кость, он попытался его вытащить, чтобы освободить отверстие, но этого сделать не удалось. Чтобы торчащий гвоздь не мешал, он его заколотил по самую шляпку в голову. «Кажется, душа переместилась в живот». Мужчина вспарывает себе живот, вырывает душу (огромный отрезок толстой кишки со спальником) и выбрасывает наружу. Он жив еще. Ему хватает сил перерезать себе горло. С такими чудовищными, несовместимыми с жизнью повреждениями его, мертвого, и обнаружили в квартире. Окна были закрыты, дверь пришлось взломать, – она была закрыта изнутри Семеном Фадеевичем.
Всех видов душевного разлада так много, что психиатрам пришлось классифицировать их. Для всех остальных, которых втиснуть в рамки классификации оказалось невозможным, был придуман специальный термин – вялотекущая шизофрения. Под этот термин подходит любой человек, даже не имеющий никакого родства с лицами семейства, находящегося в записной книжке Ильи Ильфа:
Жила-была отличная семейка:
Два брата – дегенерата,
Две сестрички – истерички,
Два племянника – ши-зофреника
И два племянника – неврастеника.
(И. Ильф «Записная книжка»)
Первая ступенька гармонии жизни – здоровое физически тело. Недаром, древние греки говорили: «Mens sano in corpore sano – maximum bonum est». Это означало: здоровый дух в здоровом теле – есть величайшее благо! И соответственно относились к этому, занимаясь подолгу физическими упражнениями. Не стану сейчас говорить о физическом развитии тела. Этому я уделю время после. Остановлюсь на том, что его следует из чего-то строить. Единственным материалом для построения его является  белок. Напомню о том, что белковая молекула состоит из кирпичиков – аминокислот. От расположения этих кирпичиков зависит особенность строения органа: то ли это ткани мышц, то ли печени, то ли мозга! Материал всегда один и тот же. Не все белки, поступающие  к нам с пищей, содержат все кирпичики. Есть естественные белки, в которых всех аминокислот, необходимых человеку, просто нет. Можно ли из таких белков построить ткань органа? Можно, только какая это будет ткань? Это равносильно тому, что вы строите дом из кирпича, а кирпичей на стену не хватает, и вы забиваете это пространство землей, песком, или просто оставляете его свободным. Стена будет, но какая стена? Может ли она выполнять свое назначение? Стена – больна, она слабая. Так и с тканью органа, да и с самим органом! По-этому нами, людьми, все белки, принимаемые в пищу, разделены на две группы: полноценные и неполноценные. Из полноценных можно строить любой здоровый орган, и, естественно, из неполноценного белка здорового органа не построишь. Неполноценные белки находятся в растениях, за исключением небольшого количества, полноценные – белки животного происхождения: мясо, рыба, молоко. Теперь, взгляните на наше общество с этой точки зрения, что оно получает? О каком здоровом теле может идти речь, если по количеству употребляемой рыбы мы находимся в конце планеты всей! Если творог и мясо – не по карману!
Особенно уязвимыми в этом вопросе являются дети. Если взрослый не растет, не увеличивает мышечной массы своей, то расход полноценных белков у него идет только на замену умерших клеток. Умирают ежедневно миллионы клеток, просто этот процесс для нас невидим. Ребенку нужно производить не только замену умерших клеток, составляющих часть тела его, но он еще и растет. Из чего же ему строить тело свое?  Где полноценные белки? Он их не получает в должном количестве, что сказывается не только на его физическом, но и умственном развитии. Наша власть, строя независимое государство, забыла, что оно соз-дается не для той части населения, которая вот-вот уйдет в небытие, а для людей будущего! А кто эти люди будущего? Дети, внуки, и дети внуков! Но, это же больные люди!.. Или власть представляет, что на пространстве Украины останется жить только незначительная часть общества, называемая элитой? Что обслуживать же ее будут здоровые люди, прибывшие из других государств?..
Одноклеточное существо растет, увеличивает свой объем до определенного размера и делится на две клетки (прямым или непрямым путем размножения). Человек – многоклеточное образование, где клетки и внешне, и функционально отличаются друг от друга.  Но начало развития их начинается из клеток, еще не определивших своего будущего. Называют такие клетки стволовыми. Вот из них, путем дифференцировки, образуются все, до единой, клетки нашего организма, какими бы особенностями они не обладали. Рост человека происходит не только за счет увеличения массы каждой растущей  клетки, но и общего их количества. Особенно интенсивный рост наблюдается у детей. С учетом огромной биологической активности их, питание должно быть не только калорийным, но и содержать полноценные белки, иначе не из чего будет строить тело. К моменту замедления роста начинает резко убыстряться половое созревание. Половое развитие скоординировано с физическими нагрузками, связанные с функцией продолжения рода. Прежде нормой для девушек был возраст 14-18 лет, у юношей – 15-17 лет. Сейчас сроки сдвинулись в сторону уменьшения. Считаем этот признак в целом неблагоприятным. Жизнь стремится дать потомство, прежде чем ее погасит смерть. К примеру, если вы видите буйно цветущее дерево на фоне обычно цветущих других, со-мнений быть не может – дерево погибает. Рост человека прогнозируется его генетическим кодом, гормонами роста, продуцируемыми передней долей гипофиза.


Рецензии