Джеймс Монтгомери Бойс. Золотая цепь
Джеймс Монтгомери Бойс
Когда я писал в предыдущей работе о Рим.8.28 я сказал, что для большинства христиан этот стих является одним из самых утешительных заявлений во всем Слово Божьем. Причина этого очевидна. Он говорит нам, что "любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу". У Бога есть великая и благая цель для всех христиан, и Он работает во всех обстоятельствах их жизни для ее достижения. За этим прекрасным стихом следует еще более замечательный, ибо он говорит нам, как Бог достигает этой цели. Это ие является основой для того, что обычно называют "стойкостью святых".
Некоторое время назад я наткнулся на забавную но, видимо, реальную историю. В 1966 году индуистский "святой" и мистик Рао заявил, что он будет ходить по воде. Это привлекло большое внимание, и в назначенный день толпа собралась вокруг крупного бассейна в Бомбее, где это должно было произойти. Святой человек молитвенно готовил себя к чуду, а затем сделал шаг вперед к краю бассейна. Воцарилась торжественная тишина. Рао взглянул вверх на небо, сделал шаг вперед по воде и провалился вглубь бассейна. Мокрый и в ярости, он вылез и сердито повернулся к смущенной толпе. "Один из вас", сказал он, "является неверующим".
Слава Богу, что наше спасение не таково и ничего подобного не может случиться, ибо иначе не спасся бы никто. В духовных вопросах мы все неверующие. Мы слабы в вере. Но мы учили эти великие стихи из Послания к Римлянам, чтобы осознать, спасение не зависит от нашей веры, но только от цели Бога.
И то же самое можно сказать о любви. Апостол только что сказал, что во всем Бог действует во благо тех, кто любит Его. Но вместо того чтобы представить так, что сила нашей любви является определяющим фактором в спасении, он напоминает нам, что наше место в этом потоке событий не основано на нашей любви к Богу, но на Его любви к нам.
Как Бог любит нас? Позвольте мне кое-что сказать об этом.
Эти стихи знакомят нас с пятью великими доктринами: это предвидение, предопределение, действенное призвание, оправдание и прославление. Эти пять доктрин настолько тесно связаны, что они правильно и точно были описаны как "золотая цепь из пяти звеньев". Каждое ее звено выковано на небесах. Каждое описано как то, что делает Бог, и не колеблется в этом. Вот почему Джон Стотт называет их "тремя неоспоримыми утверждениями". Первые два из них касаются вечного совета Бога и Его определений, состоявшихся в прошлом. Последние два касаются того, что Бог сделал, делает или будет делать с нами. Середина - призвание - соединяет то и другое.
Эти доктрины вытекают из вечности в вечность. Поэтому во всей Библии нет лучшей возможности сказать о дивном деле Бога в нашем спасении.
Божественное предвидение
Наиболее важным из этих пяти условий является первое, и, как ни удивительно (или не удивительно, так как Божьи пути - не наши пути, и Его мысли - не наши мысли) оно же остается самым недооцениваемым. Слово "предузнание" означает просто "знание заранее", "то, что имеется в виду". Обычно считается, что поскольку Бог знает все, Бог знает заранее, кто будет веровать в Него, а кто не будет, в результате чего Он предопределил к спасению тех, кто, как Он предусматривает, будет веровать в Него. Другими словами, то, что он предвидит в людях - это их вера.
Предвидение - это столь важная идея, что мы собираемся вернуться к ней снова в следующее исследование и тщательно изучить, как она фактически используется в Библии. Но даже здесь мы можем видеть, что такое объяснение никогда не может показать себя с лучшей стороны в этом отрывке.
С одной стороны, стих не говорит, что Бог предвидел, что некоторые из Его творений будут делать. Он не говорит о человеческих действиях вообще. Напротив, он говорит о Боге и о том, что делает Бог. Каждый из пяти терминов употребляется так: Бог предвидел, Бог предопределил, Бог призвал, Бог оправдал, Бог прославил. Кроме того, объектом Божественного предвидения являются не действия отдельных людей, но сами люди. В этом смысле сказанное может означать только то, что Бог обратил на них особое внимание или возлюбил их ко спасению. Это слово часто используется в Ветхом Завете в разных формах глагола "знать", например: "Только вас Я признал из народов земли" (Ам.3.2). Идея избрания в этой связи так очевидна, что NIV заостряет ее смысл еще больше: "Только вас Я избрал".
И есть еще одна проблема. Если это слово означает лишь то, что Бог знает заранее, что люди будут делать в ответ на Его дела или на проповедь Евангелия, а затем определяет их судьбу на этой основе, то что, скажите на милость, Бог мог видеть или знать заранее, за исключением неизменного противостояния Ему со стороны всех людей? Если сердца мужчин и женщин действительно так развращены, как об этом пишет Павел, когда говорит: "Нет праведника ни одного... никто не ищет Бога" (Рим.3.10-11), то что Бог мог предвидеть в любом человеческом сердце, кроме неверия?
Джон Мюррей ставит этот вопрос несколько по-иному: "Даже если допустить, что "знать заранее" означает предвидение веры, библейское учение о суверенном избрании тем самым не будет устранено или опровергнуто. Конечно, верно, что Бог предвидит веру; Он предвидит все, что случается, но вопрос в том, где источник той веры, которую предвидит Бог. И библейский ответ только в том, что веру, которую Бог предвидит, Он Сам же и создает (Иоан.3.3-8, 6.44-45,65, Еф.2.8, Фил.1.29, 2 Пет.1.2). Отсюда Его вечное предвидение веры, обусловленное Его указом создать эту веру в тех, кто, как Он предвидит, поверят".
Предвидение означает, что спасение имеет свое начало в уме или вечном совете Бога, а не в человеке. Оно обращает наше внимание на отличительную любовь Бога, в соответствии с которой некоторые люди избираются быть подобными образу Иисуса Христа, о чем и говорит Павел.
Предвидение и предопределение
Главным возражением против такого понимания предвидения является то, что если оно верно, то предвидение и предопределение (термин, который следует) означает то же самое и слова Павла поэтому излишни. Но эти термины не являются синонимами. Предопределение несет нас дальше.
Как и "предвидение", слово предопределение также состоит из двух слов и означает буквально "предназначение заранее". Это значит, что оно включает определение судьбы человека, и в этом отношении оно отличается от предвидения. Как мы видели, предвидение включает знание Божие и Его любовь к избранным. Само по себе оно "сообщает нам о цели, к которой предназначаются те, кто таким образом избраны". Это сама суть предопределения. Оно говорит нам, что явив Свою отличительную любовь к нам, Бог определил нас быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями". Он совершает это путем призвания, оправдания и прославления тех, кто таким образом избраны.
Д. Мартин Ллойд Джонс отмечает, что греческое слово, которое переводится как «предопределено» имеет в себе слово "горизонт" (греч. proorizo). Это разделительная линия, отделяющая то, что мы можем видеть, от того, что мы видеть не можем. Все, что в пределах горизонта, находится в одной категории, все, что за ним - в другой. Ллойд Джонс полагает поэтому, что смысл этого слова таков, что, предузнавая определенных людей, Бог берет их из удаленной сферы и приближает к Себе, вводя в сферу Своего домостроительства. Иными словами, говорит он, Бог "предусмотрел конкретное предназначение для них". Это предназначение должно быть определено как Иисус Христос.
Два вида призвания
Следующее звено в этой золотой цепи - то, что богословы называют действенным призванием. Здесь важно выделить прилагательное "действенный", ибо есть два различных вида призвания, упомянутых в Библии, и в них легко запутаться. Один из видов призвания - это призвание внешнее, общее и универсальное. Это открытое приглашение ко всем людям покаяться в грехе, обратиться к Господу Иисусу Христу и обрести спасение. Это имел в виду Иисус, когда говорил: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11.28). Или, опять же, когда он сказал: "Если кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7.37). Проблема с этим призванием в том, что будучи предоставлены сами себе, люди никогда не дадут на него положительный ответ. Они слышат зов, но они отворачиваются, предпочитая свои собственные пути к Богу. Вот почему Иисус также сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Иоан.6.44).
Другой вид призвания - это призвание внутреннее, конкретное и действенное. Оно не просто дает приглашение, но и обеспечивает способность и готовность дать положительный ответ. Таким образом Бог привлекает к Себе и к духовной жизни тех, кто без этого призвания будет оставаться духовно мертвым и далеким от Него.
Нет более сильной иллюстрации этого, чем призвание Иисусом Лазаря, брата Марфы и Марии, умершего четырьмя днями ранее. Лазарь в гробу являл картину каждого человека в его или ее естественном состоянии: мертвые тела и души, связанные погребальными пеленами, лежат в могиле под камнем. Можем ли мы призвать: "Лазарь, выходи! Мы соскучились по тебе и все ждем тебя! Тебе нет препятствий!". Что, Лазарь не встает? Он не хочет быть с нами? Проблема в том, что Лазарь не имеет возможности вернуться. Призыв дан, но он не может прийти.
Но позвольте Иисусу занять наше место! Пусть Он воскликнет: "Лазарь, выходи!" - и дело совсем другое! Теперь Его слова - это не просто приглашение. Это действенное призвание. Тот же Бог, что изначально призвал творение из небытия, теперь вызывает жизь из смерти, и Его призыв будет услышан. Хотя Лазарь был мертв четыре дня, он услышал Иисуса и повиновался голосу своего Господина. Так Бог призывает тех, кого Он призвал и предопределил ко спасению.
Призвание и оправдание
Следующий шаг в великой цепи Божьих спасительных дел - оправдание. Мы не будем обсуждать его здесь подробно. Коротко говоря, он является судебным актом, которым Бог объявляет грешных мужчин и женщин правыми перед Ним, не на основе их собственных заслуг, которых у них нет, а на основе того, что Иисус Христос сделал для них , умирая вместо них на Кресте. Иисус понес наказание, приняв кару за их грехи на себя. Если их грехи наказаны, то Бог вменяет им совершенную праведность Иисуса Христа.
Как оправдание связано с действенным призванием? Иначе говоря, почему Павел помещает его за призванием в этой цепочке? Почему призвание стоит между предвидением и предопределением, с одной стороны, и оправданием и прославлением, с другой?
Есть две причины. Во-первых, призвание - это точка, в которой вещи определяются заранее в разуме и воле Бога до времени. Это и предполагает предузнание и предназначение. В этих вещах последовательность времени имеет смысл только для нас. Строго говоря, у Бога никакого времени нет. Понятия начала и конца, до и после не имеют смысла по отношению к Нему. Бог просто "знает" и "определяет", и это вечно. Но то, что Он таким образом указал в вечности, становится актуальным во времени, и призвание - это момент, где его вечное предвидение некоторых людей и их предназначение ко спасению находит то, что мы могли бы назвать конкретным проявлением. Мы существа во времени, так что конкретное призвание нас Богом к вере происходит во времени, и мы спасаемся.
Во-вторых, оправдание, которое идет после призвания в этом списке дел Божиих, всегда связано с верой и убеждениями, и именно через Божие призвание конкретных людей их вера приводится в бытие. Божие призвание созидает и животворит веру. Или, как мы могли бы, возможно, более точно сказать, призвание Божие есть то, что рождает духовную жизнь, для которой вера является первым настоящим доказательством.
Рим.8.29-30 не содержит полный перечень шагов в опыте человека к спасению, только пять из самых важных шагов, предпринятых от имени Бога для христиан. Если бы в этом тексте были все шаги того, что богословы называют порядком спасения, то он включал бы предвидение, предопределение, призвание, возрождение, вера, покаяние, оправдание, усыновление, освящение, стойкость и прославление. Только на этом можно поставить точку. После предопределения следующим важным моментом является наше призвание, из которого приходит вера, которая приводит к оправданию.
Библия никогда не говорит, что мы спасены из-за нашей веры. Это сделало бы веру чем-то хорошим в нас, за счет чего мы могли бы способствовать всему процессу. Но Писание говорит, , что мы спасены через веру, что означает, что Бог должен создать ее в нас, прежде чем мы можем быть оправданы.
Прославление
Быть прославленным значит стать подобным Иисусу Христу, и об этом Павел уже говорит ранее. Но здесь есть одна вещь, которую мы должны упомянуть. Когда Павел упоминает о прославлении, он говорит о нем в прошедшем времени, а не в будущем: прославил, а не прославит - хотя это то, чего мы могли бы ожидать, что Бог еще сделает это.
Почему так? Очевидно, объясняется тем, что он имеет в виду этот последний шаг в нашем спасении с такой уверенностью, что может отнести его к тому, что уже произошло. И, конечно же, он делает это намеренно, чтобы уверить нас, что это именно то, что произойдет. Вспомните, как он писал христианам в Филиппах. "Я всегда молюсь с радостью ... будучи уверен в этом, что Тот, Кто начал в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1.4, 6). Именно это мы видим и в Послании к Римлянам. Бог начал доброе дело предвидения, предопределения, оправдания и прославления. И если Он никогда не отменит сказанного и не передумает, то мы знаем, что Он будет совершать это до дня, когда мы будем прославлены и уподобимся Иисусу Христу.
Все от Бога
У меня есть простой вывод, и он в том, чтобы еще раз напомнить, что все эти вещи сделал Бог. Это самое важное, что имеет значение. Без этого ни один из нас не был бы спасен, или даже будь мы спасены, мы не удержались бы в этом спасении.
Неужели мы обязаны верить? Павел уже говорил о природе и необходимости веры в главах 3 и 4. Но вера наша от Бога, и нашим достоянием становятся только ее результаты. Павел говорит: "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, это Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2.9). Когда мы спасаемся, или от неправильных и мелких учений нам кажется, что мы должны многое сделать, но более чем вероятно, что это только потому, что мы знаем больше о наших собственных мыслях и чувствах, чем о Боге. Но чем дальше мы живем христианской жизнью, тем дальше мы уходим от любого чувства, что мы несем на себе дело нашего спасения или даже любую его часть, и тем ближе мы подходим к убеждению, что все это от Бога.
Как прекрасно, что это от Бога! Потому что если бы это было сделано нами, мы могли бы так же легко это бросить и несомненно это сделали бы. Но если Бог Автор нашего спасения, то оно совершено с умом и навсегда.
Роберт Холдейн, один из великих комментаторов Павла, пишет об этом так: "Оглядываясь назад, мы должны заметить, что в деле спасения человек не участвует, он пассивен и все совершается Богом. Бог избирает, предопределяет, призывает, оправдывает и прославляет. Апостол здесь собирает воедино все, что он говорит в утешение для верующих, и тем самым показывает, Кто есть Бог для нас, для Своего народа. Что может быть более утешительно для тех, кто любит Бога, чем таким образом убедиться, что ничто в их спасении не предоставлено на их собственное усмотрение? В Своем Завете Бог берет все это на Себя. Он ничего не предоставил им. Здесь нет места также для случайности или произвола. Бог совершит все, что Он задумал".
В свое время Гарри Айронсайд рассказал историю о пожилом христианине, которому было предложено засвидетельствовать. Он рассказал, как Бог искал его и нашел его, как Бог любит его, призвал его, спас его, предал его, очистил его, исцелил его и дал великое свидетельство Своей благодати, силы и славы. После встречи один брат отвел его в сторону и раскритиковал его свидетельство. Он сказал: "Я ценил все, что Вы сказали о том, что Бог сделал для вас. Но Вы ничего не упомянули о том, что сделали Вы. Спасение ведь только отчасти от Бога. Надо было упомянуть что-то с Вашей стороны". Старик ответил: "Я прошу прощения за это. Мне очень жаль. Я действительно должен был сказать что-то о том, что было с моей стороны. Я убегал всю жизнь, а Он ловил меня, пока не поймал".
Мы все так убегаем. Но Бог явил Свою любовь нам, предопределил нас стать такими, как Иисус Христос, призвал нас к вере и покаянию, оправдал нас и даже прославил - ибо мы можем быть уверены в завершении Его плана. Пусть слава за все будет только Ему!
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №213072900106