глава 12

В Тмуторокани отличали своих от чужих
 не по говору, не по облику, не по вере, но тем,
что ты для Тмуторокани? Друг или недруг?
Валентин Иванов



В одно лето приехали к новгородскому князю Александру Ярославовичу киевляне, и стали просить его на княжение в Киев.

- Угрожают земле русской псы-рыцари крестоносцы, - молвили киевляне, - ты один со своей дружиной знаешь, как их победить.

- Знаю, но как же мне быть с Новгородом? – ответил князь. – Ведь как только уведу я из Новгорода свою дружину, псы-рыцари, узнав об этом, пойдут на Новгород, и некому будет его защитить. Что же делать? – вопросил князь, и сам ответил: думать.

Тогда просил Александр Ярославович совета у одного схимника, который славился своей мудростью. И сказал ему схимник:

- Надо ехать тебе, князь, в степь, в Орду, в город чёрного камня Каракорам, где куют ордынцы чёрные сабли и чёрные стрелы, острее и крепче которых нет на Земле. Будешь просить помощи у великого хана, чтобы тот привёл в Киев своих чёрных всадников на чёрных конях, чтобы взмахнули они чёрными саблями, и посекли псов-рыцарей, чтобы поразили они крестоносцев чёрными стрелами.

И поехал Александр Ярославович в Орду, в город чёрного камня Каракорам.

Долго ли ехал, коротко ли, но прибыл русский князь в ордынскую столицу, где в чёрных горах добывали ордынцы чёрный камень, и в чёрных печах жгли его, чтобы раздувать свои чёрные горны, и ковать чёрные сабли да чёрные стрелы, острее и крепче которых нет в целом свете. Пришёл князь к верховному правителю Орды хану Бату, и сказал ему о своей беде. Выслушал его великий хан, и спросил:

- Так чего ты хочешь, Александр Ярослава сын князь новгородский?

- Будь моим союзником, - предложил князь, - вдвоём выступим против псов-рыцарей, и порубим их саблями, и поразим их стрелами, погоним их до самого последнего моря.
- Только равные могут быть союзниками, - ответил хан, - а потому иди с моим сыном Сартаком, и делай то, что будет делать он, тогда и посмотрим, готов ли ты быть с нами на равных?

Сперва повёл Сартак Батыев Александра Ярославовича в шахту, где ордынцы рыли чёрный камень, дал ему в руки кайло, и себе взял такое же. И стали Сартак с Александром рубить чёрный камень. Семь потов сошло с них, прежде чем нарубили они достаточно камня.
После того отвёл Сартак Александра к печам, где ордынцы переплавляли руду в железо, и стали они вдвоём раздувать горн, чтобы в печи было достаточно жара. Два раза по семь потов сошло с них, прежде чем железо было получено.

Наконец пошли они в кузню, где ордынцы ковали из железа свои сабли и стрелы. Взяли Сартак с Александром по молоту и стали ковать. Три раза по семь потов сошло с них, прежде чем у каждого из них было по сабли.

Тогда вернулись они к хану Бату. И сказал великий хан:

- Говорят, что когда два воина смешивают кровь, то становятся они братьями. Но когда два рабочих смешивают пот, то они тоже становятся братьями. А значит, ты теперь – брат моему сыну, стало быть, и мне, как сын. Поэтому дам я тебе войско, и да падёт гибель на врагов твоих.


Рецензии