Путешествие по Хабаровскому краю

500 экспромтов на фотографии хабаровского фотомастера Виктора Алеветдинова

Поэтическая книга с таким названием вышла в свет тиражом 100 экземпляров 18 июля 2013 года. Выпустило её ижевское издательство «Проект». В ней 418 страниц, 40 цветных иллюстраций на мелованной бумаге. Художник и художественный редактор лауреат Государственной премии Удмуртской Республики Юрий Лобанов, автор Государственных Флага и Герба Удмуртской Республики. Это моя 25-я книга в печатном варианте за 22 года поэтической деятельности (с 1991 г.). А в этом году это уже третья по счёту.

Первого марта вышел в свет первый том моего двухтомника «Земля и люди» («Людям земли удмуртской», 452 страницы, 258 произведений, из них 150 посвящены конкретным людям и 80 – конкретным предприятиям и организациям, стихи, песни, баллады, 18 поэм, драма «Тридцатка».).

8 мая вышел в свет второй том – «Земле удмуртской», где мною воспета красота удмуртской природы. В ней 273 страницы, 243 произведения.

Всего в двухтомнике на 725-ти страницах размещено 501 произведение, из них 70 % опубликованы впервые, 150 созданы на картины и изделия 15-ти художников, скульпторов и архитекторов Удмуртии.

Помимо этого в этом году московское издательство «Проспект» выпустило в свет два платных сайта моих стихов: мои переводы всех 154-х сонетов Уильяма Шекспира» (использованы 5 моих редакций по усмотрению издательства) и поэтическая эпопея «1812: Отечественная война» (на 200-х страницах отражены 207 войн, сражений и атак, 140 конкретных исторических личностей за 17 лет войн с Наполеоном, Бородинское сражение описано на 54-х поэтических страницах, каждой из восьми атак на Багратионовы флеши и каждой из трёх атак на батарею Раевского посвящены отдельные поэмы).

В настоящее время в России трудно издавать книги. Нужны большие средства. Чтобы наполовину сократить средства на издание книг, я вынужден всю работу издательства выполнять сам. Издательство использую как типографию, предоставив флэшку, на которой в электронном виде даны текст и оформление книги. На это трачу не более 7-8 дней, а ещё через 2 дня я получаю прекрасно изданные книги. Так было и в последний раз.

И обязательно размещаю все изданные книги на своей странице в серверах «Стихи.ру» и «Проза.ру».

Над подготовкой последней книги к печати пришлось потрудиться особенно напряжённо. Дело в том, что эта книга состоит из 500-т экспромтов на фотографии хабаровского фотомастера Виктора Алеветдинова. Экспромты создавались мною по мере размещения им своих фото на фотосайте Фото@Mail.ru. Много времени ушло на то, чтобы расположить их в определённой последовательности в соответствии с содержанием. Кроме того, надо было найти фотоальбомы и номера каждого фото, чтобы указать их под нумерацией экспромтов. Таким образом, я соединил Интернет с печатным изданием – проиллюстрировал книгу через Интернет, сэкономив 50 000 руб. на издание книги. Помимо этого указал также номера фотографий, размещённых на моей странице в сервере «Стихи.ру».

Работа над созданием экспромтов на фотографии Виктора Алеветдинова увлекла меня. У него замечательные фото. Автор фотографий арт-терапевт, фотограф природы. Родился он в Хабаровске, окончил Хабаровский Механический Институт в 1991 г., в 2000 г. окончил ХАГАЭиП по специальности юриспруденция, а в 2011 г. получил диплом Арт-терапевта, психологическое консультирование. Фотографией занимался с детства, первым фотоаппаратом была камера Смена 8 м, с помощью которой он научился вручную выбирать параметры съемки. Фотографиями природы увлекся в 2005 г., когда впервые начал делать снимки с помощью цифрового фотоаппарата.

Как он говорит, «фотографии природы при их просмотре вызывают разные эмоции, реакции у людей, смотрящих на них. Эти эмоции являются частью нас самих, и поэтому фотографии природы положительно влияют на нас, так же как и нахождение в живой природе». Его персональный сайт www.photo.hbh.ru, где можно увидеть очень много фотографий природы Дальнего Востока, уссурийской тайги и одновременно наполнить свои чувства глотком свежего воздуха и природы.

Всего на фото Виктора Алеветдинова я создал 507 экспромтов, но в книге, для яркости, опубликовал 500. Всего на их создание с 5 июля 2012 года по 22 июля 2013 года я потратил 75 дней, то есть чуть более двух месяцев. В 2012 году создал 310 экспромтов и в 2013-м – 190. По дням статистика такая: 2012 год: за 8 дней июля – 23 экспромтов, за 5 дней августа – 18, за 7 дней сентября – 36, за 16 дней ноября – 114, за 14 дней декабря – 119; 2013 год: за 5 дней января – 51 экспромт, за один день февраля – 11, за 4 дня мая – 25, за 7 дней июня – 89 и за 8 дней июля – 14.

В течение 11-ти дней было создано более 10-ти экспромтов: в 2012 г.: 10 сент. – 15, 1 дек. – 14, 4 дек. – 11, 12 дек. -16, 23 дек. – 24, 25 дек. – 11; в 2013-м г.: 3 янв. – 10 и 12 фев. – 11. При этом в общей сложности часто я делал в день не менее 20 – 25 экспромтов, с учётом того, что с 5 июля 2012 г. по 5 янв. 2013 г. я создал 1307 экспромтов на фото 157 фотомастеров мира.

Создавал экспромты без перерыва, но не более 20 – 25-ти в день, поскольку сервер «Стихи.ру» принимает в сутки не более 20-ти произведений. А создаю все свои произведения я начисто на компьютере, почти не редактируя, и заставить себя писать ручкой я могу только не более нескольких экспромтов после 20-ти, размещённых в Интернете. При этом с учётом того, что я размещал созданные экспромты не только на сервере «Стихи.ру», но и как отзыв на фото, в фотосайте «Фото@Mail.ru», и размещал фото на сервере «Стихи.ру», уходило на оформление одного экспромта в Интернете порядка 20 – 30 мин. При этом сам экспромт создавал, как всегда, молниеносно, на любую тему. При этом создавал песни, сказки и загадки для детей.

В данной книге 9 основных разделов: «Вступление», «Хабаровск», «Амур», «Дороги», «Флора», «Водные объекты», «Небеса», «Фауна», «Океан». Разделы «Флора», «Водные объекты», «Небеса» и «Фауна» содержат в общей сложности 142 подраздела. По сути дела – эта книга – поэтическая энциклопедия Хабаровского края и частично Приморского – речь идёт об 11-ти произведениях, посвящённых острову Даманскому, Владивостоку, заливу Петра Великого, заливу Посьет, озеру Хасан.

100 произведений посвящены 57-ми видам цветов, 75– Хабаровскому центру реабилитации диких животных «Утёс», в том числе 35 – тиграм, из них полюбившемуся мне тигру по кличке «Жорик» – 17 экспромтов, 19 – медвежатам. Почти весь раздел «Фауна» и многие произведения из раздела «Флора» написаны не только для взрослых, но и для детей.

Хабаровск – моя родина. Я родился в нём 5 февраля 1940 года в семье капитана-артиллериста Тяптина Якова Георгиевича, командира артиллерийской батареи, секретаря партийной организации полка. В Хабаровске пришлось мне прожить всего год – полк отца перевели в город Бикин. Через полгода началась война. Полк отца был переброшен к озеру Ханка, а мать со мной переехала в Новосибирск, где познакомилась с отцом. Там я прожил с матерью до конца декабря 1945 года. А затем под Новый год 1946 года приехал с матерью в город Хэджу в Северной Корее, где отец командовал миномётным полком. Через 4 месяца его полк был переброшен в столицу Северной Кореи город Пхеньян.

В начале апр. 1947 г. отец сдал полк, и мы приехали в г. Ворошилов (теперь Уссурийск), где месяц жили на частной квартире, пока не переехали на территорию артиллерийского полигона недалеко от Уссурийска, где отец являлся начальником этого полигона. Сент. и окт. 1947 г. я лечился в военном госпитале в Уссурийске (сильно простудился в последний день лета). Через год с небольшим мы переехали в местечко Ханси на берегу залива Посьета, оттуда через четыре месяца в окт. 1948 г. переехали в местечко Цымас – недалеко от Ворошилова, где отец проходил учёбу на курсах военной подготовки, через год вернулись в Ханси, где отец служил начальником артиллерии Хасанского укрепрайона. Через два года переехали по другую сторону залива Посьета а райцентр Хасанского района село Краскино. Прожив там полтора года, я с матерью и братом Геннадием переехали к отцу в Порт-Артур (Китай, Ляодунский полуостров). Летом 1949 г. я провёл в детском санатории в пригороде Владивостока. Так что на Дальнем Востоке я прожил в детстве восемь лет в восьми разных местах.

И в ноябре 2012 г., когда я создал более 200-т экспромтов на фото Виктора Алеветдиноа, мне захотелось создать книгу экспромтов на его фото и подарить её моей родине – Хабаровскому краю, да и Приморскому тоже, поскольку в нём я прожил шесть с половиной лет.

Согласовал это с Виктором, послал электронное письмо губернатору Хабаровского края В.И. Шпорту с предложением издать фото-стихо-альбом, посвящённый природе Хабаровского края. Моё обращение было переадресовано министру культуры края А.В. Федосову. Тот направил в мой адрес два письма с предложением обратиться к председателю Союза писателей Хабаровского края. Я направил в его адрес тексты экспромтов с письмом и семью моими книгами в дар правлению, которое он возглавляет. Но ответа не получил. Не откликнулся и мэр города Хабаровска.

И вот теперь я издал книгу с 500-ми экспромтами. Пока рассчитался с издательством наполовину. Через две недели рассчитаюсь полностью и пошлю подарок моей родине 20 экземпляров книг: 3 в краевую и 17 – во все районные библиотеки края. Учитесь щедрости, господа руководители края и города! Вам я тоже пошлю по книге. 25 книг получит Виктор Алеветдинов, приславший мне 10 000 руб. на издание книги (пока послал ему 5 книг).

Подобный опыт является уникальным в истории мировой литературы. Изданием этой книги я положил начало новому виду искусства – родился фотостих. К каждому экспромту указано, как найти данные фотографии в Интернете.

Вот несколько экспромтов из разных разделов данной книги:
1
(391 – 64/99, «Весна 2013»)

Ах, ты небо синее,
Над моей Россиею!
Ах, ты небо чудное,
Над родной тайгой!
Облака белесые
С неба ноги свесили,
Машут мне приветливо
Белою рукой.

Как не быть поэтом мне? –
С детства в этой стороне –
На Востоке Дальнем – я
Сердце окрылил:
Край Хабаровский родил,
А Приморский подарил
Красоту волшебных мест,
В душу их вселил.

В Предуралье жизнь течёт.
Но Хабаровску почёт –
Там в китайской фанзе я
Свет стал различать.
Ты, Амур, мне – батюшка,
Ты мне, Кама,– матушка.
А большая Родина –
Вся Россия-мать!

Край ты мой Хабаровский!
С малых лет до старости
По тебе скучаю я,
Детства милый рай.
И теперь решил создать
Эту книгу, чтобы стать
Твоим сыном навсегда,
Мой родимый край.

20 мая 2013 года

3
(155 – 141/162, «Осень 2012»)

Как корабль, плывёт Хабаровск,
Вдоль Амура в новый век.
Через годы мчится яро
И наращивает бег.

Его мачты-новостройки
Устремились к небесам.
До чего ж характер стойкий –
Не неподвластен он векам!

Курс по Времени сверяя,
Чрез стремнины жизни всей
Флагман милого нам края
Мчится дальше всё быстрей.

18 ноября 2012 года

10
(451 – 51/168, «Осень 2011»).

Не случайно ты Амуром
Назван, славный наш Амур:
Даже в день осенний хмурый
Шепчет бог любви: «Ля мур…»

Красота твоя сверкает
В день любой, когда ни глянь,
И решительно ломает
Всех красот на свете грань.

Ты десятый на планете
По размеру площадей,
Что попали в твои сети,
Как улов твоих затей.

А красою – первый в мире,
Утверждать я так берусь,
И не зря и в звонкой лире,
И реально славишь Русь.

28 июня 2013 года

21
(102 – 109/162, «Осень 2012»)

Эх, российские дороги
До Востока чрез Сибирь!
Хоть и вечно вы убоги,
Но зато, какая ширь!

Вот и здесь в краю далёком,
Там, где плещется Амур,
Страстно смотрит моё око
На просторы и на хмурь.

Здесь и в дождь приятно взгляду
Мчать за дальнюю черту.
Сердцу вечная отрада –
Видеть эту красоту.

31 октября 2012 года

36
(424 – 95/99, «Весна 2013»)

Ах, какое упоенье
Видеть сказочный пейзаж!
Поднимает настроенье
Славный летний вернисаж.

Эта речка, небо, зелень,
Буйный лес у берегов.
Тишина, покой, смиренье,
Только шорох от шагов…

Никого! Лишь ты с природой,
С ней одной наедине
В золотое время года.
Всё плывёт, как в дивном сне.

Май уплыл за поворотом…
Чудный первый летний день.
Ах, как здесь побыть охота!
Дай мне, Боже, эту сень.

Ни к чему сады на небе,
Если есть родимый край.
Ах, как долго там я не был!
Дай, Господь, мне этот рай.

7 июня 2013 г.

40
(103 – 112/162, «Осень – 2012»)

Сопки Дальнего Востока –
Сердца давняя любовь!
Здесь родился я, и око
Радо видеть эту новь.

Сердце радо видеть эту
Дорогую красоту.
Эх, умчаться бы поэту
В эту даль – узреть мечту!

Где отчаянный Арсеньев?
Узала! Ты где, родной?
Мне бы с вами в эти сени
Окунуться с головой.

Прогуляться б по Приморью,
Насладиться красотой.
Затеряться б на просторе
Этой сказки мировой.

1 ноября 2012 года

65
(281 – 44/221, «Весна 2012»)

Чудный лес. Конец апреля.
Зелень хвойная одна.
Да лишь травка еле-еле
Кое-где уже видна.

Обнажённые деревья,
Обнажённые кусты
В красоте какой-то древней
И изящны, и просты.

Всё в сиреневом тумане.
Кое-где легли лучи
На пустынные поляны,
Режут воздух, как мечи.

Извивается дорога
Фиолетовой змеёй.
Всё торжественно и строго.
Только где ты, мой покой?

Взгляд пронизывает всюду
Всё пространство, видя даль.
И в душе тревогу будит
Обнажённая печаль.

Сердцу грустно поневоле,
Хоть не осень, а весна.
Но как люди выйдут в поле,
Вмиг забудется она.

Зазвенит изящным свистом
Лес, наполненный листвой.
Будет птичий звон неистов
Над весёлой головой.

5 июля 2012 года

163
(130 – 31/235, «Лето 2012»)

Край Хабаровский нам дарит
Щедро чудные цветы.
И душа опять в ударе
В море этой красоты.

«Эй, цветы родные! Где вы?
На свиданье к вам иду!» –
«Под ногами у деревьев,
В роще, в поле, на лугу.

Всюду мы. На сопках этих,
И у рек, и у ручьёв.
Все сюда! Быстрей, поэты!
Рады вам потешить кровь».

17 ноября 2012 года

339
(356 – 97/170, «Зима 2012 – 2013»)

О, солнце Дальнего Востока!
Ты, как Божественный маяк,
С небес сверкаешь ярким оком
И подаёшь мне добрый знак.

И говоришь: «Поэт далёкий,
Я вижу, как ты рвёшься в край,
Где в раннем детстве волей Бога
Познал счастливейший здесь рай.

И полюбил крутые горы,
Тайгу, и реки, и прибой,
И океанские просторы,
И звёзд сверканье над собой.

Тебе метёлки эти машут,
И ветви шлют тебе привет».
«Да, солнце, нет милей и краше
Земли, где я увидел свет.

Уж сколько лет в краях далёких
Живу, а сердце всё зовёт
Туда, где среди гор высоких
Над миром блещет твой восход».

26 января 2013 года


367
(88 – 193/366, «ХЦРДЖУ»)

«Эй, таёжная дорожка!
Ты куда уводишь нас?» –
«Подразмять хочу немножко,
Привести вас всех сейчас

В Центр лечения животных
Под названием «Утёс», *
Где их лечат на природе,
Всех собрав по зову «SOS!»

Там с командой боевою
Новый доктор Айболит
Возвращает им здоровье
И прекрасный бодрый вид.

Край Хабаровский достойно
Оценил их славный труд.
«Эй, кому ещё там больно?
Все сюда! Вас всех здесь ждут».

12 сентября 2012 года

404
(336 – 343/366, «ХЦРДЖУ»)

Красавец тигр, спасённый человеком,
Пред нами здесь во всей своей красе.
Здоровый с виду, а ведь он калека –
Часть челюсти пришлось убрать в тайге.

Вот симбиоз у нас перед глазами –
Без человека он не сможет жить.
И в Центре он живёт бок о бок с нами,
Чтоб радость красотою нам дарить.

Такое единение от века
И фауны и флоры, и к сему
Добавила природа человека –
Крепить единство поручив ему.

И этот тигр, что удостоен чести
Быть вместе с нами, укрепляет мысль –
Раз так, то мы обязаны все вместе
Крепить союз, что породила жизнь.

2 января 2013 года

БАКЛАНЫ

458
(28 – 134/225, «Лето 2012»)


ЧТО, БАКЛАНЫ, ПРИУТИХЛИ?
ЖДЁТЕ БУРИ, БРОСИВ ИГРЫ?
ОХ, ДОЖДЁТЕСЬ! – ГРОЗНЫМ
ВИХРЕМ
НАЛЕТИТ НА БЕРЕГ «ТИХИЙ»

И ТАКОЙ УСТРОИТ ШКВАЛ! –
«КТО МЕНЯ ТАК ОБОЗВАЛ? –
ТИШЬ И ГЛАДЬ Я НЕ ТЕРПЛЮ!
ШТОРМ И БУРИ Я ЛЮБЛЮ!»


Что, бакланы, так притихли?
Что узрели пред собой?
Отчего нежданно сникли?
Кто нарушил ваш покой?

Или бури вам не надо,
Чтобы Тихий океан
Всколыхнулся всей громадой,
Доказал, что он буян?

Чтобы ветер, с морем споря,
Тучи гнал и облака?
Гром и молнии просторы
Поражали свысока?

Уж не видится ли в море
Вам гигантская волна?
Не цунами ль, вам на горе,
Катит грозное она?

18 июля 2012 года

493
(39 –144/225, «Лето 2012»)

Море зашумело –
Шторм берёт разбег.
«Тихий» разыгрался –
Прячься, человек!

Прячься всё живое
От волны тугой –
Унесёт с собою
Цепкою волной.

Эх, любил я в детстве
Слушать, как шумит
Море по соседству,
Как оно гремит.

Не люблю я заводь.
Подавай мне шторм.
Эх, ты, моя память!
Эх, морской простор!

Всё кругом грохочет,
Воет и гремит.
Ветер зло хохочет,
Душу леденит.

Эх, идёт поруба!
Разошёлся гром
И наотмашь рубит
Небо топором.

Молнии сверкают,
Бьют волну огнём.
Страху нагоняют.
Жуть одна кругом.

А потом, бывало,
Сполохи уйдут –
Океан устало
Поднимает грудь.

На песке, на скалах –
Из глубин трава
И всё то, что ярость
Сдала на дрова.

Ярость затухает.
Гнев меняет лик.
Злоба отступает –
Океан велик

В милостях и гневе,
В красоте своей.
«Тихий», в самом деле,
До грядущих дней.

22 июля 2012 года


Рецензии