Костя-шпион

Кто о чем? А я об энтих  шпионах…Ведь живем на самой границе.Это сейчас,здесь тишь и благодать как бы, а лет 30 назад в пору «Холодной войны» происходили здесь разные события.Вот об одной истории я вам и поведаю.Надо сказать , что 80-е годы,это были ГОДЫ!!! Сколько слухов, легенд, разговоров про шпионов.Про задержание врагов в нейтральных водах, про то как нашли бутылки со спиртом Американского происхождения, на берегу Чукотского моря и что кто-то выпил остался живой и поныне, а кто-то и и в ящик сыграл.То радиозонды находили в тундре, то ли с нашей стороны недолетели до заграницы, то ли с ихней перелетели.То слышим в Лорино десант высадился на берег, народ местный  хотел уже идти сдаваться, так они ж нет, потфографировали  и умчались опять в свои нейтральные воды….
И вот однажды, в один из рейсовых дней в январе накануне рождества к нам на МЕТЕО поднялся очень симпатичный молодой человек.По внешнему виду ему не дашь и 25 лет. Представился просто – КОСТЯ.Сказал, что студент летного училища и сейчас у него каникулы и он,этот Костя-студент решил якобы посмотреть нашу необьятную Родину и начать с Чукотки. Как это бывает, почти на всех метеостанциях: сначала угости чаем и кофе, а потом и веди разговоры…Надо отдать должное Косте, он оказался очень добродушным, разговорчивым и любознательным. Бросив рюкзак у раздевалки, достал баночку растворимого кофе,это его был нам презент(мы обалдели, поскольку растворимый кофе выдавался здесь к праздникам в магазине).Поставил на столик маленький приемничек «Олимпик» и стали мы пить чай, кофе и вести разговоры.Его почему то интересовал поселок Уэлен и бригады оленеводов.Ну, да конечно, человеку прилетевшему с Большой Земли, может это и интересно, но студенту??? Первой в разговор вступила Лизавета Александровна(дальше Мам Лиля).Она так и сказала:А зачем тебе Костя тратить свою студенческую стипендию? До Уэлена можно и так улететь….мимо кассы.А как это?- поинтересовался Костя. « А что ли мы не на Метео работаем?....это вышла из синоптической комнаты начальник Ирина Михайловна(далее Тётя). «Договоримся, возьмут, тем более летчика будущего,хоть свои,хоть Соседи.Соседями тогда называли всех погранцов и наземных и воздушных. И не дай Бог, ты по телефону произнесешь слово «пограничники»……Это же Американцы сразу уловят и тогда они, эти американцы будут точно знать, что у нас в Лаврентия есть пограничники.Поэтому никто не хотел, чтобы лично от него ушла эта новость на ту сторону…И тебя дорогую по головке не погладят за разглашение Гос. Тайны.Я от себя добавила, что до Уэлена можно добраться вездеходом, что «Сам»  очень часто колесит по тундре, можно договориться.Маршрут до Уэлена был расписан в красках и подробностях. А как в бригады попасть? Та очень просто и мы рассказали подробно, сколько бригад, как добраться, к кому подойти и сколько налить, чтобы увезли по бригадам.Сидим, время идет, чашки пустеют, потом заново наполняются.Такой ароматный и вкусный был кофе.А теперь? Говорят, что в кофе сейчас добавляют бычью печень, может и правда, иногда когда пьешь чувствуешь во рту вкус печенки.Костя нам так понравился, что мы ему рассказали все и про всех.Особенно мам Лиля, она раскрасневшаяся  от чая, не могла остановиться.Оно и понятно, тёща военного.Она тут же выдала всю информацию про своего зятя, что он служил в Чите в ПВО, а сейчас в Сирии в командировке, что она переживает сильно. Но это ТАЙНА!!!.Он интересовался, а как местная власть??? Мы всех обрисовали как могли, кого с хорошей, а кого и не очень… Потом Тётя позвонила и по блату устроила Костю в гостиницу.Он ушел, попросил оставить рюкзак на Метео, мол, завтра заберу. Да, что жалко!? Это сейчас увидишь сумку в магазине кричишь:Девочки, здесь сумка!!!.Увидишь пакет в автобусе или коробку и орешь:»Водитель, проверьте!!!».
Рабочий день когда-то заканчивается…И вот, как только я пришла домой, зазвонил телефон.С другого конца провода Тётя, почему то шепотом говорила:Лида,это ты? Лида,приходи ко мне домой. НЕ спрашивай и сейчас же» .Когда я пришла, у нее уже сидели двое  мам Лиля и техник Лариса.Разговор был очень, даже очень серьезный.Сначала с нас взяли слово, что все это останется между нами и никому, даже под пыткой-ТАЙНА! Ага,хорошо  им всем тут же подумала я…мам Лиля одна на данный момент муж в командировке, а коту Ваське много не расскажешь.У Тети и Ларисы только девочки-подростки, с ними сильно не поговоришь.Оставалась я одна, вернее ни одна, а много: живя в коммунальной квартире, прикиньте, сколько мне терпеть пришлось, но об этом позже… Короче…начала Тётя: «Костя, это вовсе и не Костя и не студент! А обыкновенный Шпион! Ах….ахнули мы….Он движется с материка в сторону границы. Тетя двинула плечом в сторону, правда мне показалось, что географически неверно. Мы просто обалдели от этой информации.Все это говорилось тихим заговорческим голосом…» Мама,дорогая…»заголосила мам Лиля Как Шпион??? ….» А вот так, шпион и точка. Меня сейчас вызывал «САМ» и все рассказал. Нам дали задание….У меня в голове пронеслось…началось…это ж граница надо же шпионы взаправдешные под боком.Тетя продолжала:Нам нужно следить за Костей и запоминать о чем будет спрашивать и интересоваться?.   «Ему уже и спрашивать ничего не нужно»---- подала голос мам Лиля. «Мы ему уже всё рассказали.И что Залив не замерзает…»Боже, мой, я ж ему рассказала все о Витьке(о зяте), что будет??? Он жишь, это Шпион , теперь будет знать, что где то  в Забайкальской Степи стоит на страже Родины ПВО и главное, что он в Сирии,это ж выдала Гос.тайну---наши заграницей консультанты.! Мы еле успокоили мам Лилю.Второе задание, продолжала монотонным голосом Тетя, нужно выманить у него любой ценой военный билет , заглянуть как бы между прочим в него и постараться запомнить номер воинской части…Это мы поручим….Лариса не дала договорить----«Только ни я, я больная женщина, я коды синоптические не могу запомнить, я всё все время забываю, у меня память девичья».Тетя: «Это мы поручим Лидии, она молодая и флаг ей в руки.» «Сегодня Лариса ночью твоя смена ,и в твою смену придут товарищи от «Самого» и проверят рюкзак. Лариса:» Ага, а вдруг там взрывчатка? И что я останусь дежурить около этого рюкзака всю ночь? …Да!....     «Нет, я на работу не пойду. А вдруг, я буду проходить на площадку около ЭСТОПа, а он меня тюк по голове и все, хана Ларисе.А у меня дочь.Мы долго уговаривали Ларису, чтобы она не боялась, что все же мы живем в СССР, а не где-то там в третьем Мире. Наши ОРГАНЫ ---не дремлют.Мы все под охраной, не дрейф. Конечно, нам было легко говорить…А ну-ка?На последок Тетя опять всех предупредила, чтобы никому.Я заикнулась» И мужу» «НИ…НИ»И с этого дня и до Старого Нового года, начались мои испытания .На Метео дежурство распределили так,днем дежурят все техники по графику, а ночью, Я. Мам Лиля и Лариса.Остальные никто не должен знать.Костя приходил днем на Метео, попивал кофеек, болтал и уходил….погоды летной не было.Мы за эти дни успели выманить его военный билет.Я держала его в руках и старалась запомнить номер воинской части.Когда эти от товарищи от «Самого» проверили,оказалось, что такой воинской части в природе не существует….То ли это Костя так замаскировался, то ли у меня память подвела.Но уже на его вопросы, мы отвечали уклончиво, ссылаясь, что мы все заняты….Бедный Шпион! Нас распирало просто от знания и от важности дела, государственного,тайного. Самое тяжелое время  наступило для меня:никому не проговориться. Кто жил в коммунальной квартире, тот знает,что все новости обсуждаются на кухне.На общей кухне, редко когда есть секреты.А тут были, да еще какие!!! Так хотелось рассказать мужу, поделиться с соседкой, этой Тайной. Но ведь НИ..НИ…Сидеть на кухне, пить кофеек и не рассказать такую новость, что в селе Шпион и ты об этом знаешь….Да, это была настоящая мука.Вы не пробовали молчать? Попробуйте! МЫ уже на Костю смотрели как на настоящего Шпиона.Уже и внешне он стал на не очень, хотя я пыталась высказать мнение, что шпионы тоже бывают красавчики и в основном ….Мы сделали вывод, что этот приемник, вообще не приемник, а там внутри встроен магнитофон, и что в первую встречу, он нас всех записал на пленку.И больше всех мам Лилю…И что ходит он как-то вкрадчиво и что видимо его «Там « готовили и кроссовки у него зимние китайские, не иначе с той стороны! И вопросы он задавал какие? Вот зачем ему, откуда мы воду берем? Ведь говорил нам как-то «Сам» , что если вдруг, то одной таблетки хватит, чтобы всех нас отравит. А чё? Открывают утром все краны, наливают чайники, пошли чай ,кофе попили и нет поселка Лаврентия.Все приходи Враг и занимай просторы нашей Родины без боя. Нам было так всегда обидно…как это без боя? Кто-то же останется, ну не все рано утром встают и сразу пьют.А оленеводческие бригады? Так это же крах всему Сельскому хозяйству района.Потравит всех оленей(хотя,это и представит невозможно, что всех)и ни тебе ни мяса, ни торбасов, ни кухлянок.Ничего. Все остановится в этих краях.Пока мы рассуждали, да воображали, приближался Старый Новый год…Вот ,Молодцы русские, что такой праздник придумали. Эх, если бы ни этот праздник, неизвестно, сколько нам бы пришлось терпеть этого шпиона.
И вот в ночь с 13 на 14 января, Шпион пропал из гостиницы!!!Люди «Самого» его искали всюду.Весь поселок просвечивали зачем-то прожекторами с заставы.Народ наверное подумал, что пограничники на заставе тоже люди и что у них тоже есть праздники!!! Чуть ли ни каждый час, соседи запрашивали по телефону прогноз погоды.Может думали, что за шпионом Тарелка прилетит, вдруг прозевают? По берегу ходил наряд с собакой.На озеро отправили наряд проверить, вдруг он там уже со своей единственной таблеткой и делает свое»дело».Добровольцы и помощники кружили около электростанции.А вдруг? Милиция, видимо тоже была в курсе и охраняла как всегда дворец «Власти».Тщетно, как в воду канул наш единственный шпион.Людям «Самого»  даже пришлось зайти в РДК и поплясать, ну чего не сделаешь ради службы.Нет, и там его не было.Ну, где? И вдруг, мне звонок на Метео:»Лидок, ты знаешь, я завтра с утра задержусь маленько на смену, подстрахуешь? А то мы тут с Костей,набрались до чертиков….Он у меня и уже дрыхнет, не выдержал.С кем теперь за Старый Новый год выпить,наверное разбужу Костю» Это звонил техник Миша.Ура!!! Граница на замке! Враг обнаружен! Звонок Тёте, та Самому. И всё спокойно, стали догуливать Старый новый год.И тут же прожекторы отключили и нарядов на берегу не видно стало.И так стало на душе спокойно. Не,никто не пройдет!
Я вам скажу, что Костю я больше не видела.Утром была летная погода и он улетел или его улетели.Куда? Наверное в Анадырь или Провидения.Ну, что же всю неделю творилось у нас  в коммунальной квартире?Соседка моя была дружна с тетей Олей, с женой нашего диспетчера Палыча. И та уже ей в первый же вечер рассказала про «движущегося  шпиона».Соседка мне потом рассказывала:»Смотрю , я на Лидию и думаю и что же это она мне ничего не рассказывает? Про этого шпиона».И  сама я говорит не могла тебе рассказать, потому что слово этой тете Оле дала Ни..Ни..Экзамен на молчание выдержали соседки на отлично.
Потом наступил Март- праздник 8 марта и по телеграфу на Метео пришла телеграмма из города Жуковского.»Милые женщины поздравляю вас и желаю вам и тд  и подпись Костя-Шпион.
Был ведь все таки ? Был! Неважно с какой стороны двигался с нашей или с ихней. Позже награды нашли своих героев: В аэропорту в торжественной обстановке наградили хрустальными вазами(это был еще какой дефицит!) Ларису, Тетю и кассиршу из аэропорта.За нас с мам Лилей видимо забыли.А может им не понравилась, что мам Лиля про зятя рассказала, а я про бригады? Но, мы не в обиде. Главное что теперь выводы сделаны:Ни..Ни….



P.S  Ходили слухи, что «Самого» вызывали  аж в сам Магадан. То ли ругали, то ли хвалили.Нам простым неизвестно.Тайна.! Нам бы  простым,посидеть за круглым столом.Поболтать, про новости из столицы узнать, да свои рассказать, хоть даже и со «Шпионом».


Рецензии