Как приходит и почему уходит любовь

Как приходит любовь?.. К кому?.. Отчего уходит?.. А почему нельзя удержать?.. Если считать, что любовь – дар божий, то почему кто-то оказался лишенным этого дара? Почему?
«О, Боже! – пишет Николай, парень 25 лет. – Почему ты меня таким создал? Мало того, что я при волнении так заикаюсь, что произнести слова не могу, так ты еще наградил меня такой внешностью! Смотрю на себя в зеркало и ощущаю ужас! Голова втянута в плечи. Руки и ноги длинные, туловище короткое. Глаза выпучены, как у жабы, губы тонкие постоянно кривятся, нос длиннющий, добавить немного, и будет как хобот у слоненка. Наверное, Светлана, чтобы приободрить меня, сказала мне сегодня: Вы чудовищно обидчивы. Я не давала вам повода для того, чтобы вы косо посматривали на меня. Я не виновата в том, что кто-то вздыхает ночами по мне. Вы опять за основу берете ваше заикание! Да бросьте думать о нем, вы еще избавитесь от этого недуга, если только считать заикание недугом! О, Господи! Когда она мне это говорила, мы стояли на железнодорожной платформе, и я искал какую-нибудь щель в полу, чтобы провалиться! Хоть бы отошла в сторонку, чтобы  не смущать меня. Мне стыдно, что она такая видная, умная, а я…»
Люди – не звери, В жизни не все может быть объяснено биологическими причинами. Мы не можем удовлетворять свой половой инстинкт, как это делают кролики или косули, ибо в нем участвует и наше сознание. Спрашивается, почему мы не можем усиливать наслаждение от половой любви, включая воображение и знание технических приемов, улучшающих ее? Что преступного в том, чтобы просветить молодых супругов в искусстве любви? Почему бы матери не заняться просвещением дочери в этом направлении, а отцу – сына? Но, как мы уже указыва-ли, в течение жизни нескольких поколений не было никакой преемственности по этому вопросу, и поэтому нет людей, которые могли бы передать зерна опыта любви. В прошлом, да и в настоящем этого опыта молодежь набирается от проституток или, просматривая изделия порнографической индустрии. Ну, хорошо, молодые ищут и, может быть, найдут то, что им надо. У них есть много времени для поисков. Но, как быть тем, у кого часы ускорили бег? Смириться? Что мешает женщинам  среднего возраста попробовать того, чего они не испытали в молодости? По-чему бы им не отдаваться своим чувствам, вместо того, чтобы просто выполнять супружеский долг? Почему так много мужчин остается неудовлетворенными со своей женой, а с другой женщиной находят это удовлетворение? За печальное состояние наших браков ответственны не только мужчины, но и женщины. Какая женщина встречает своего мужа, как встречают доброго и дорогого гостя? Почему выйдя замуж, она забывает красиво одеться, подкраситься, употребить капельки приятных духов, встречая возвращающегося с работы супруга? Почему она позволяет себе встречать его растрепанной, в драном халатике? Почему бы ей не подать обед в красивой посуде, поставив на стол букетик цветов? Мы думаем, от этого настроение мужа на-много улучшится, и он не забудет обнять ее, похвалить, прошептав на ушко ласковые слова. Это не должен быть определенный семейный праздник. Это должно стать привычной обыденностью. Что мешает обоим проявить творческую фантазию? Такую встречу может подготовить и муж, возвратившись домой на два часа раньше жены. Что стоит ему приготовить ужин и украсить стол?
Физиология человека – это, в каком-то смысле, его психология. Причиной волнения и возбуждения, приводящего в движение нашу нервную систему и вызывающего острую разрядку – оргазм, могут быть как мысли, запахи и звуки, так и картины, скульптуры. Толчком для них может сослужить воздействие половых гормонов на человеческий мозг. Однако мы всегда чувствуем это возбуждение, можем следить за его течением, можем усиливать это возбуждение или устранять его.
Очень часто женщины жалуются на то, что мужчина, как только он удовлетворил свое половое чувство, тут же равнодушно отворачивается от женщины или даже засыпает. Этот пример подводит нас к основным моментам нашей проблематики. Не нужно устанавливать незыблемых законов, вроде: «Он должен бодрствовать!»  Ну, конечно, он не должен грубо отворачиваться от нее, чтобы тут же захра-петь.
Многие девушки, начитавшись о любви, начинают связывать с ней самые необыкновенные ожидания. После первого поцелуя они начинают анализировать свои чувства и очень часто задают вопрос: «И это все? И из-за этого столько шума?» Еще чаще молодая женщина после первого  полового общения думает: «И это та прелесть любви, о которой я мечтала много лет?» Рядом с ней лежит усталый муж, который, сделав свое дело, спит сном праведника. А что сделала она сама, чтобы улучшить сексуальные отношения с супругом? Что мешает ей проявить активность? Ведь ей дозволено делать все… Только не лежать бревном… Конечно же, и это не все! Любовь требует умения и упражнений. Хотя бы уже потому, что у нас первое половое сношение происходит значительно позже, чем в прежние века. К тому же наши ощущения более дифференцированы. Мы не только ожидаем от полового акта острого ощущения, но и можем испытать значительно больше того, что испытывают примитивные, менее сложные натуры.
Человек, никогда не слышавший классической му-зыки и знавший только простые народные мелодии, тоже не сможет разобраться в симфониях Чайковского и Бетховена. Для этого требуется много знаний и большой подготовки; наше ухо должно упражняться, для того чтобы воспринимать отдельные голоса, темы, инструменты. Чем большую зрелость мы обретаем, тем больше слушаем хорошей музы-ки, тем больше наслаждения она нам доставляет. Таким образом, обстоит дело и с физической любовью. Чем образо-ванней и культурней он, тем более высокие требования он предъявляет и тем счастливее он в любви. Тоже следует сказать и о женщине, тем более что ее можно уподобить замечательнейшему музыкальному инструменту, чьи богатые возможности все еще таятся в глубинах человеческого сознания не открытыми.
В нашей культуре в течение длительного времени, на протяжении нескольких поколений всякий откровенный и искренний разговор об искусстве любви был запрещен. Мы оказались в странном положении. Это видно уже из того, что первые серьезные книги о половой жизни в период брака, появившиеся «под полками» книжных магазинов, вызвали буквально сенсацию и были встречены внешне отрицательно, хотя зачитывались ими на работе, пряча книги под столом, и читая украдкой, чтобы другие не видели.
Изобретательные влюбленные сами искали и украшали примитивный половой акт, который посторонние обязательно назвали бы половыми извращениями. Но часто желание одного натыкалось на невосприятие другого, ставшего жертвой пуританского отношения к сексу в семье родителей. А общий результат был таков: 60% женщин оставались неудовлетворенными, а 30%м – фригидными. Беда усугубляется еще и тем, что вследствие грубости и неловкости мужчин, запуганности и неправильного вос-питания женщин, брак становится для одного вступившего в него неприятным занятием, с каждым днем приобретая все более выраженное отвращение, хотя мужчина и женщина здоровы.
Издавна человек регулировал свою половую жизнь обычаями и нравами. В конце XIX века состоятельные люди советовали своим сыновьям перед вступлением в брак пойти на обучение к какой-нибудь проститутке. Этот метод практиковался в самых высокопоставленных семьях. Они учились практике половой жизни без любви. Их чувствам и мыслям было дано ложное направление. Что и говорить, плохо было еще и то, что будущие супруги не могли сочетать  внешние формы с человеческой любовью. Случалось и так, что они принимали внешние формы за саму любовь. Что несли молодые супруги своим женам?
Если молодые мужчины еще где-то и как-то удовлетворяли свою сексуальную потребность, то, что доставалось их женам, да еще при условии того, что с женой их связывали только экономические интересы? Несчастные женщины были лишены любви.
Часто совершалась и иная ошибка. Хотя она и не столь тяжела, как первая, тем не менее, она может стать причиной тяжких переживаний. Это касается техники половой любви и опыта. Кто не может играть на каком-либо музыкальном инструменте или не знает нотной грамоты, тому не помогут и красивейшие мелодии. Можно сказать и наоборот, что человеку, у которого нет в голове ни одной мелодии, не поможет никакое техническое мастерство.
Писатель Моруа в одном из своих романов изображает счастливую семейную пару. В нем изображены два вполне достойных человека, которые глубоко любят друг друга, подходят друг другу, только и думают о том, чтобы доставить друг другу радость. Однако вследствие неправильного воспитания они не решаются сказать друг другу о желании любви. Втайне от жены муж иногда ходит к проститутке, так как не желает «унижать» свою жену. Она же со своей стороны притворяется холодной, не желая показать, какие «грешные» мысли и желания владеют ею. Наконец один друг приносит им избавление от этого чувства, и супруги открывают, что их счастье может быть полным лишь в том случае, если им нечего будет скрывать друг от друга.
«Моя мама говорила мне, что секс – это долг жены по отношению к мужу. От подруг я узнала, что это еще и удовольствие. Вот только мне потребовалось много времени, чтобы преодолеть внушенное мне с детства чувство, что женщина не должна получать от секса удовольствие, что это неприятное и нудное занятие. Я никогда не испытывала оргазма, хотя читала о нем в книгах. Подруги мне говорили, что я много теряю. И я решилась. Я решилась, и высказала мужу все, что накипело в моей душе. Я сказала мужу, что хотела бы, чтобы он не обращался со мной, как с мертвой куклой. Я хочу испробовать все! И он подарил мне оральный секс. Я была в диком восторге. Я умирала от удовольствия. Теперь он часто дарит мне истинное наслаждение, и я стала безумно любить своего мужа. Чтобы испытать земное притяжение, надо побывать на небесах. Тогда в душе будет ощущаться привкус тайны и полета!»
Так высказала женщина свое отношение к сексу, прожив с мужем около 9-ти лет, занимаясь обычным пресным сексом.
Как обстоит дело с любовными отношениями обоих супругов, когда в семье имеется ребенок? Временами ребенок настолько поглощает внимание молодой матери, что она забывает о муже.
И если изоляция супруга будет слишком продолжительной, то отец, оставшись в одиночестве, может поступить так: либо углубиться в выполнение интересной работы, либо он может оказаться доступным дружеским усилиям других женщин. Молодая жена должна учитывать такую вероятность. Если она замечает, что муж стал принимать повадки холостяка, что он только считает и пишет, значит, настало время заняться им. Выбор занятия должен быть приятным для обоих. Ибо связующее звено, ребенок, может стать клином, который расколет семью. Надо помнить, что ребенок не является панацеей против распада семьи. Закон гласит, что причина, мешающая семье, должна быть устранена.
Если выбор брака был свободен, женщина любит мужчину, а он любит ее, ребенок станет дополнительной опорой крепости семьи. Долг и насилие никогда  не могут укрепить союза между женщиной и мужчиной. Скажем, мо-лодому человеку полагается оформить брак с забеременевшей от него девушкой, чтобы узаконить свои отношения по отношению к матери и ребенку. Если это решение было продиктовано только чувством долга или, что еще хуже, было принято под давлением родителей обоих сторон, то очень скоро возникнут разногласия. Такие браки заранее обречены на развод и после пяти, и после десяти лет совместной жизни (срок значения не имеет). Хуже всего бывает тогда, когда девушка пытается заставить мужчину жениться на ней, используя для этого ожидаемое дитя. Такого коварства и хитрости мужчина никогда ей не простит. Их отношения с самого начала будут отравлены.
Боже! Сколько поколений людей было лишено радостей, которые ты в благости своей дал им в дар, и которых неразумные служители твои их лишили?
В 925 году по магометанскому летоисчислению (1625 год по нашему) анонимный арабский автор написал изданную в Тунисе книгу «Благоухающий сад шейха Нефцауи». Автор оказался великолепным физиологом и психологом и стремился научить любящих, в искусстве любви обретать наивысшее счастье, учитывая те факторы, от которых зависит душевная и физическая гармония. А в Европе продолжала свирепствовать и душить инакомыслие инквизиция. Не могла она оставить в стороне и половые отношения между людьми.
Долго, чересчур долго, пришлось европейцам определять нормы сексуальной морали, притом, чтобы не возбудить исключительной враждебности церкви к этой стороне человеческой жизни.
Значительно позднее во многих странах разрабатывались множественные положения, при которых должен был совершаться половой акт. Эти положения были закреплены и в уголовных законах и положениях. Думается, что все это несущественно, пусть влюбленные поступают так, как им заблагорассудится. Пока никто из них не причиняет другому душевного или физического страдания, пока все делается из чувства любви и симпатии, безразлично от чего исходит оргазм, эта сладостная истома.
Мы часто говорим о красоте человека. Каждому хочется быть сильным, красивым, здоровым. Следует сказать, что красота женщины бесспорна. Нет ничего в мире красивее ее!
Рассматривая индивидуальные вкусы людей, – подшучивал Гегель, – мы увидим, например, что если не каждый супруг, то, по крайней мере, каждый жених свою невесту находит красивой – даже, может быть, исключительно красивой!»
Не потому ли художник всегда отражает тот мир, который он видит перед собой?
Идеал женской красоты у Рубенса, как две капли похож на Елену Фоурмен, его жену. У Карла Брюллова женщина явственно напоминает графиню Самойлову.
Формы тела и черты лица несут на себе отпечаток духовного состояния человека, его личности, проявляясь в осанке, позах, жестах, мимике.
К красоте тела человеческого можно относиться по-разному. Эстетически невоспитанный субъект может даже на Афродиту Милосскую смотреть сугубо утилитарным оком, напротив, воспитанный эстетически человек способен любоваться живым, обнаженным человеческим телом с чисто эстетической точки зрения. Л. Фейербах как-то сказал: «Человеческой наружностью следует восхищаться; в мире нет ничего более прекрасного и величественного».
Ему вторит И. С. Тургенев: «Красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки – да это целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам».
«Обнаженное тело кажется мне прекрасным.. Для меня оно – чудо, сама жизнь, где не может быть ничего безобразного» (О.Роден).
А вот как говорит И. А. Бунин устами Мещерской, героини рассказа «Легкое дыхание»: «…черные, кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, – понимаешь, длиннее обыкновенного, маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колено цвета раковины, покатые плечи… но главное, знаешь что? – Легкое дыхание!»
Дыханием женщины восторгался царь Давид из Ветхого Завета. И, следует полагать, в этом царь хорошо разбирался… Выбор был велик, и не было запретов!
Еще прекраснее красоту женщины передает А. Моравиа в романе «Римлянка»: «К шестнадцати годам я стала настоящей красавицей. Лицо у меня было правильной овальной формы, оно чуть сужалось к вискам и слегка расширялось книзу, глаза – миндалевидные, большие и лучистые, линия лба плавно переходила в прямой нос, а крупный рот с красиво очерченными розовыми и пухлыми губами обнажал в улыбке ровные, ослепительно белые зубы… У меня были сильные, прямые ноги, полные бедра, ровная спина, узкая талия и широкие плечи. Живот у меня всегда чуть-чуть выдавался вперед, а пупка почти совсем не было видно, так как он утопал в мышцах живота, но мама говорила, что это как раз и красиво, потому что живот у женщины должен быть выпуклый, а не плоский, как модно сейчас. Грудь у меня была полная, но упругая и высокая, так что я могла обходиться без лифчика… Обнаженная, как я заметила позже, я выглядела высокой и полной, как статуя, но в платье казалась хрупкой девочкой; никто и не подумал бы, что я так хорошо сложена, Как мне объяснил потом художник, все зависело от пропорций».
Так говорит о себе женщина, когда она рассматривает себя. Но, как она отнесется к тому, кто станет вслух анализировать малейшие детали ее тела? Обнаженная женщина может невозмутимо позировать художнику, пока она смотрит на себя, как на модель. Но если художник взглядом или другим каким-нибудь жестом даст понять, что внимание его направлено на нее, как на объект сексуальной заинтересованности, она испытывает чувство стыда и спешит прикрыться.
Чаще человеческое тело становится объектом утилитарного отношения. Особенно часто это происходит с восприятием и оценкой женского тела самой женщиной. Начинающая натурщица у Моравиа, например, даже сама не-сколько удивлена тем, что художники смотрят на нее не глазами мужчины и ее молодое и «соблазнительное» тело их не волнует в чувственно-утилитарном смысле. Бывают, тем не менее, эпохи в истории эстетического человека и эс-тетических вкусов, соответствующие категориям низменного и безобразного, когда человеческая нагота приобретает сугубо чувственный  сексуальный смысл. Человеческое тело расценивается преимущественно как инструмент чув-ственного наслаждения… В такие эпохи изображения человека отличаются крайним натурализмом, а нередко и откровенной порнографией. Достоевский по этому поводу говорит: «Идеал мадонны заменяется идеалом содомским». В другие же времена можно наблюдать обратную картину, когда человеческое тело, в особенности женское, подверга-ется отрицанию – как эстетический объект. Так было в ран-нефеодальной христианской культуре. Тело женщины более информативно, чем мужское. Женщина оказалась более зовущею стороной и тому были веские причины. Цицерон по этому поводу сказал: «Так есть два рода красоты, из которых в одном прелесть (venustas) в другом – достоинство (dignitas), прелесть мы должны считать принадлежностью женской красоты, а достоинство – мужской».
«Великие открыли мудрецы:
любовь и красота – суть близнецы…
Нет красоты – любовь немного стоит,
лишь в красоте она себя раскроет» – писал поэт Физули.
«Женщина прекрасна уже постольку, поскольку она женщина, – выкрикивает у Достоевского пьяненький Федор Павлович Карамазов, и Лизавета Смердящая кажется ему вполне подходящей под эту категорию.
Мужскому телу уделялось внимания значительно меньше, не потому ли, что мужчины занимали доминирующее положение в философии, поэзии и искусстве. И, если мужчина – не гомосексуалист, то созерцать мужское тело ему никогда не доставляло удовольствия. Что касается древнегреческой поэтессы Сапфо, то на беду нашу, она оказалась лесбиянкой и в своих замечательных стихах воспевает красоту и душу любимой.
В сексуальной жизни красота человеческого тела играет не последнюю роль. И прекрасно, что в мире имеется множество ее эталонов. Однако следует отметить, что эталон красоты резко изменяется от того, к какой группе лиц относится рассматриваемый индивидуум. Человеческое тело, резко отличающееся от нормы, воспринимается, как урод-ливое.
Идеалом женской красоты у индейцев является широкое плоское лицо, маленькие глаза, высокие скулы, низкий лоб, большой широкий подбородок, толстый крючковатый нос, желто-коричневая кожа и груди, свисающие до пояса.
В северной части Китая в прошлом ценились жен-щины маньчжурского типа, т.е. широким лицом, высокими скулами, широким носом и большими ушами. Лица европейцев считались крайне безобразными.
«Боги у эфиопов имели плоские носы и были они черными. Фракийцы же считают, что у богов голубые глаза и рыжие волосы», – писал когда-то в глубокой древности Ксенофан.
Негры смеялись, увидев первого белого человека, считая его невероятно безобразным  из-за белого цвета кожи и длинного носа.
Уже в древности различали красоту душевную и телесную. Аристотель писал, что «красоту души не так-то легко охватить взором, как красоту тела». Цицерон высказывался так: «Как есть красивое строение членов тела с каким-то приятным цветом кожи и это называется красотою, так и в душе называется красотою беспристрастие и постоянство убеждений и мыслей, преследующее какою-то твердостью и непреложностью добродетель, или содержащее саму силу добродетели». Платон подчеркивал необходимость меры в соотношении между чувственной и духовной сторонами в человеке, полагая, что именно мера здесь ведет к гармонии и благу, хотя оговаривался, что все же предпочтение дает разуму.
Но, следует заметить, как бы ни был прекрасен человек, как бы ни совершенно и гармонично общество, породившее его, он не есть полное тождество духа и тела, мысли и чувства, и поэтому красота его, увы, не вечна и не постоянна, хоть и вызывает впечатление постоянства и вечности.
К великому сожалению в вопросах телесной и ду-шевной красоты единства не было,  и нет.
Циничный, откровенно чувственный вид человеческого тела, поза, движения могут сделать его эстетически безобразно отталкивающим. Но красивое или, тем более, прекрасное тело способно нас мощно влечь не только эстетически, но и утилитарно-чувственным образом. Только вырывающиеся из человеческого рта звуки, определяющие оценку его, могут быть различными.
При первом знакомстве духовность человека отходит на второй план, и он рассматривается как объект физического тела, сложения, здоровья, силы, половой привлекательности. Естественным является отношение мужчины и женщины. На базе этого отношения возникает и строится возможность удовлетворения потребностей продолжения рода. Однако вслед за этим должна проявиться и духовность. Если человек выступает как существо чисто биологическое, он теряет свою духовность, и, в сущности, перестает быть человеком. Формы тела, черты лица несут на себе отпечаток духовного состояния человека, его личности, проявляясь в осанке, позах, жестах, мимике. В покое, без движения – он только физический, биологический объект. И поэтому в обыденной практике мы путаем привлекательность черт лица и форм тела, вообще физический облик с привлекательностью выражений этого же лица и выразительностью движений этого же тела, обусловленными духовным их содержанием. Где грань между духовным и физическим? Где та мера по Платону между чувственным и духовным в человеке, которая вела б к гармонии. Сам Платон в своем диалоге «Филеб» отдает предпочтение разуму, духовной стороне. Но уже во времена Платона были и те (Фразимах и Килликл), кто утверждал, что человек в своем поведении руководствуется чувствами удовольствия и вы-годы, то есть, на первый план выступает телесная природа.
Но если древние греки все-таки рассматривали физическое и духовное в единстве, говорили лишь о мере одного и другого, то рассматривание этого вопроса в религиозных трактатах раннего христианства противоположность духовного и телесного понимается как борьба добра и зла, Бога и дьявола. В «Послании к римлянам» апостола Павла пишется: «…в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего».
Но, понимая, что оторвать телесное вообще от духовного нельзя, то в этом не искали глубину природы, а только тяготеющее над человеком божественное проклятие (изгнание Адама и Евы из рая).
Августин Блаженный, полагая, как и Платон, что человек состоит из соединения тела и духа, считал телесную природу человека нечестивой, ниспосланной Богом в нака-зание за грехи.
Попытки расчленения целого на куски, оторвать духовное от телесного были прежде, существуют и сейчас. Но без тела человек бы стал бесплотным духом.
В настоящее время некоторые ученые-кибернетики полагают, что можно было бы смодулировать человека, как сгусток определенной информации на не биологической основе, а например, на современной компьютерной основе. Но в таком случае это был бы просто робот.
У человека циркулируют половые гормоны: у мужчин – мужские, вырабатываемые семенниками (яичками), у женщин – женские, выделяемые яичниками. Эти вещества в период созревания человека содействуют превращению мальчика в юношу и мужчину, или девушки в женщину. В них причина половых различий, проявляющихся в строении костей, мускулатуре, коже, волосяном покрове, голосе, а главное – в поведении человека. Они же к концу созревания содействуют появлению полового инстинкта, так как кровь питает и насыщает ими все слои и участки нашего мозга. Мозг является тем органом, в котором формируются все наши чувства, приносимыми сигналами от органов чувств.
Большинство живущих даже не предполагают о существовании внутри нашего организма этапов развития полового влечения. Цепочка их состоит из головного мозга, гипофиза и половых желез.
Чувство, как и положено, зарождается благодаря органам чувств, и в первую очередь, благодаря органу зрения. Вспомните фразу: «Любовь с первого взгляда». Правда, – такое бывает. Предмет вожделения находится в поле зрения, все внимание сконцентрировано на нем. Человек буквально пожирает его глазами. Сердце учащенно бьется. Чаще становится и дыхание. Естественно, предмет будущего обожания тоже постарается быть замеченным. Женщина, прежде игравшая пассивную роль, определяемой ей религиозными воззрениями, или общественным кодексом нравов, была скована в своих действиях. Чтобы обратить на себя внимание мужчин, даже в том случае, когда речь и не шла о возможностях «серьезных» отношений, приходилось постараться выделить себя из окружающей массы. Чем? Естественно внешним видом. Не могла женщина ни с того, ни с сего, начать глаголить. Ей в обществе и голоса не разрешалось подавать. Значит, нужно было выделиться или прической, или одеждой. В прошлом женщина показывать свои ноги посторонним людям не могла. Если у нее были случайно видны щиколотки, уже раздавались крики: «Бесстыдница!» Женщина до сих пор старается не надевать такую одежду, которую носят многие. В такой одежде срезу возникает элемент серости для органа зрения. Красавица Древнего Египта знала, что уход за внешностью начинается с прически. Нужно было выделиться из массы эфиопов и иных народностей, особенностью которых являлись волнистые или курчавые волосы. Следовательно, имея такие, нужно было их выпрямить, пропуская через отверстия в глиняных шариках, тяжесть которых волосы и выпрямляло. А чтобы это было красиво, шарики раскрашивались в различные цвета. На шее красавицы висела гирлянда разноцветных шариков. О, Изида! Как это было красиво! Мужчины меньше обращали внимания на свою внешность, ведь им было предоставлено право выбора, а не женщине. Поэтому мужчины просто брили свои головы. Да и одной набедренной повязки было вполне достаточно в обычной жизни. Женщине приходилось заняться и кожей своей. Сколько благовоний и притираний нужно было приобрести? А бронзовое зеркальце, отполированное для блеска, позволяющее разглядеть все детали? Оно позволяло, глядя в него, изменить ширину бро-вей, густоту их. Продлить краской наружные уголки глаз. Женщина почти всегда была недовольна внешностью, дарованной ей природой. Это свойство она сохранила и до сих пор. Гляньте только на рекламу. Сколько рекомендаций та дает тем, кто в помощи косметических средств не нуждается, оставляя без внимания тех, красота которых стала увядать!
Слух, естественно, играет второстепенную роль в привлечении внимания мужчины. Но нельзя забывать о том, что в сумерках, звонкий, звучащий серебряным колокольчиком голос женщины позволял определить ее возраст. А звуки музыки, извлекаемые нежными женскими пальчиками, сопровождаемые чудесно звучащим голосом! Только еще они могли привлечь внимание изнеженных, избалованных эллинов, отказывавшихся от естественной любви и ищущих удовлетворения в однополой любви! Что могла эллину дать бурчащая жена, быстро стареющая от огромных домашних нагрузок. Не здорово ублажал свою подругу эллин, обращая внимание на свободных женщин, гетер, умеющих принять пришедшего к ним за любовью, угостить, развлечь рассказами, музыкой, пением, щебетать на ушко гостю чудесным звонким голоском…
Посещение гетеры обществом не осуждалось. Аристипп как-то входил с мальчиками дом к гетере и один из мальчиков стыдливо покраснел. Аристипп, заметив это, сказал: « Не позорно входить, позорно не найти сил, чтобы выйти».
У гетеры посетителей интересовали не столько сексуальные устремления.
Как писал поэт того далекого времени Ликофрон:
За скромным пиром чаша невеликая
Ходила вкруговую без излишества,
И был разумный разговор закускою.
Выдающийся государственный деятель Перикл, однажды посетивший известную гетеру Аспазию, настолько был очарован ее умом, красотой, голосом, что, не колеблясь ни минуты, положил свое сердце к ногам красавицы. Красивой гетере тоже было лестно, что ей удалось пленить красивого мужественного мужчину, слава о котором разнеслась далеко за границею Аттики. Она вышла замуж за Перикла. Кто из них при этом выиграл, а кто проиграл, на это история ответа не дала. Впрочем, этим вопросом историки и не занимались. Не стоит умалять в вопросах очарования и обоняние. Женщина получила от Бога в дар более развитое обоняние, чем мужчина, Она ощущает такие оттенки запахов, которые мужчине просто не доступны. Нет женщин, которым были бы неприятны цветы. Они обожают получать их из рук тех мужчин, которые им нравятся. А какое разнообразие пахучих веществ, благовоний, создано для женщин? Запах самой женщины, следящей за личной гигиеной, прекрасен для обоняния мужчины. Но, не следует забывать, что запах тонких прекрасных духов увеличивает ее привлекательность.
В духовный мир человека не заглянешь. Недаром говорят: «Чужая душа – потемки!» А если к тому появятся возможности, то позволено будет заглянуть ровно настолько, на сколько пожелает ее хозяин. А вот физические данные легко обозримы. Хотя возможна и тут, в известной мере, маскировка. Тонкие линии женской изящной фигурки можно спрятать под нелепым балахоном. И женщина, накладывая грим на лицо, может спрятать истинную красоту свою. Труднее спрятать мощные развитые мышцы плеч мужчине, ширину груди своей и толщину шеи, хотя и здесь многое удается. Во все времена предметами восхищения и поклонения были физическая сила и красота. Они и сейчас во всех уголках Земли продолжают достаточно высоко цениться. Следует, однако, признаться, что и взгляд на них подстраивается под определенный стиль. Скажем, только за несколько десятков лет изменился взгляд на такую существенную деталь, как ротовое отверстие. До Великой Отечественной войны, да и десятка полтора лет после нее, ценился у женщин маленький рот с пухлыми губами, и женщины с широким ртом вынуждены были, пользуясь искусно помадой нивелировать этот природный «недостаток». Соответственно, находясь в обществе, женщины во время еды вынуждены были откусывать очень маленькие кусочки, чтобы широко не открывать рот и не повредить губной помады. Жевали с закрытым ртом, что на наш взгляд совсем неудобно. Смех заменялся улыбкой, причем, улыбались лишь уголками губ. Громко смеяться, показывая, пусть и ослепительно белые, красивые зубы, было для них табу. А если заглянуть в далекое прошлое? Стиль менялся пусть и не часто, но менялся. Стилизованное изображение человеческой фигуры вытесняло естественные формы. Что было причиной тому? Не думаем, что только плохое умение пользоваться резцом. Культ человеческого тела достиг небывалой высоты в античную эпоху. До нас дошли  мраморные изваяния богов, богинь и героев, изображение человеческих фигур на росписях керамики. Какие чудесные пропорции тел, какая легкость и нежность в мраморе, и они не в статическом положении, фигуры динамичны, так и кажется, что мрамор заговорит и протянет тебе руку. Настало время раннего средневековья. Все боги прошлого объявлены слугами дьявола. Изваяния их крушатся. У красавицы Венеры отбили руки, богиня победы Нике лишилась головы. Вместо красивых изваяний появляются уродливые изображения Христа Спасителя, апостолов и бесчисленных святых. Кто позволил уродовать то великое, чему поклоняешься? Каково видение красоты, если уродства не замечают верующие? Зачем вместо одних, красивых, идолов создавать идолы уродливые? Время идет, оно не останавливается. Наступает время ристалищ, рыцарских турниров, рыцари поклоняются женской красоте, во имя их преломляют копья, отдают жизни. Сочетается ли это с христианской верой? Нет, славят не Бога, а силу, храбрость мужчин, красоту женщин! По Европе, помимо скитающихся рыцарей, ищущих приключений, скитаются и сказания о них. Тут и песнь о Роланде и сказание об Амадисе Гальском, Ланселоте Озерном и множество иных. А что же с женской красотой? Стала ли она равной той, которой поклонялись эллины? Да, где уж там?.. Посмотрите на изображения того времени. На них видны больные женщины, не с естественным, а приобретенным уродством. У красавиц слишком широкие лбы, покатые плечи, «куриная грудь», слишком узкий таз и узкая талия. Сразу налицо все признаки перенесенного рахита. Как таким женщинам рожать? Неудивительно, что в хрониках того времени так часто упоминается смерть женщины при родах.
Для профилактики рахита важно пребывание на солнце. А солнца женщины были сознательно лишены, в отличие от мужчин, для которых физические занятия на воздухе были главным инструментом воспитания воина. Мужчина с детства привыкал носить доспехи, а вес последних достигал 40 – 60 килограммов. Рыцари размером не превосходили нынешних подростков, но силой значительно превосходили нынешних взрослых мужчин. Женщины проводили почти все свое время в замках. Так было безопаснее, ибо набеги соседей были тогда нередким явлением. Сырые холодные помещения, с окнами-бойницами, через которые лучи солнца не могли проникнуть. Камины топились дровами. Можно ли было натопить высокие помещения без дверей, сообщающиеся с другими длинными переходами, подземными ходами, в которых гуляли сырые сквозняки? Горят поленья в камине, а тепла нет. Только сидя радом, поставив ноги на каминную решетку и протянув руки к огню, можно еще погреть тело и обсушиться, если промок в пути. Прожорлив камин. Вязанки дров пылают, как порох, не успевают подбрасывать поленья. Как-то один из рыцарей прославился поступком, бросив в камин осла вместе с вязанкой дров, навьюченного на него. Нет, красотой особенной дамы высшего света тогда не славились. Портре-ты их слишком идеализированы. Дворяне часто изменяли избранницам сердца своего. Для этого они могли кроме любовниц из своего круга воспользоваться сексуальными услугами принадлежащих им крестьянок, ширококостных, с крепкими руками и ногами, широкобедрых. Может ли крестьянка отказать своему сеньору в таком «пустяке», когда законы на своей земле устанавливает сам господин? Еще существовало право первой брачной ночи господина, когда первые любовные ласки новобрачная должна была дарить не супругу, брак с которым освятила церковь, а сеньору, каким бы безобразным и старым он ни был! И церковь святая молчала…
Миновало время мрачного средневековья, когда еретиков сжигали тысячами. Теперь сжигали их единицами. Появилась отдушина, возможность развития искусства и литературы. Названо это время в истории «Ренессансом», т.е. «Возрождением» Один стиль сменяется другим. Аскетичных, худосочных дам, сменили женщины пышных форм. Они и становятся эталоном женской красоты. На картине «Похищение Европы» видим Зевса в виде быка, на крупе которого сидит похищенная им Европа. Сравниваешь заплывшую жиром женщину с образцами античных художников и только удивляешься, – что произошло со зре-нием художников Ренессанса? Чтобы более не тратить время на экскурсы в историю искусства, заканчиваем мыслью о том, что все меняется. Раз оно кому-то нравится, раз искусство истребовано, зачем вмешиваться? Одно остается истиной, каждый находит то, что его привлекает. Для всех, скажем, определенная, конкретная женщина безобразна, а для кого-то она единственная, неповторимая… Впрочем, оговоримся, такой критерий характерен и для женщин. Поскольку во многих странах женщины выбрались из пут заточения, стали независимыми от мужчин, поведение их изменилось. В любовной игре они могут стать активной стороной, что до-вольно часто наблюдается в нашем обществе.
Но продолжим… глаза сделали свой выбор. Уши и обоняние одобрили выбор глаз. В коре головного мозга ими создан портрет обольстительного, чудесного, неповторимого и такого нужного, человека! Открыто сексуального интереса на первых порах может и не быть, но кора уже сигнализирует тому отделу головного мозга, который находится в самой средине и ближе к основанию черепа. Называется он промежуточным мозгом. Здесь заложены все виды человеческой чувствительности. Здесь же ближе к основанию находится высший вегетативный и эндокринный центры…
Взглянул объект внимания, откликнулся на призыв, пусть и молчащим, но многозначительным взглядом, и вспыхнули жаром щеки и грудь, розовый цвет залил их. Дрожь в пальцах появилась, ладони вспотели, приятно заныло сердце, дыхание участилось. Это сработала вегетативная нервная система. Отозвался на ее воздействие гипофиз, называемый главной эндокринной железой, оказывающей влияние на все остальные железы внутренней секреции, в том числе и половые железы. Половые железы выбросили в кровь огромное количество половых гормонов, определяющих сексуальное поведение человеческой особи. Теперь многое зависит от факторов, культивируемых че-ловеческим обществом. Тормозом могут стать нормы обще-ственной морали, и только. Нарушают эти нормы люди, действуя в пределах статей Уголовного кодекса, их тут же называют – развратниками. Действующие за пределами его называются сексуальными преступниками, в числе их находятся самые опасные, называемые маньяками.
Как удовлетворятся сексуальная потребность в обществе?
Самый преуспевающий человек может быть абсо-лютно несчастливым при дисгармоничном  партнерстве и при отсутствии любви в его жизни.
…Он жил в поисках земных радостей. Но не находил их. Деньги у него были, по советским меркам, огромные. Он их не крал у государства, не добывал мошенническим путем, а честно зарабатывал, живя долгими месяцами на дрейфующей льдине за Северным полярным кругом. Палатка, спальный мешок, да ледяное подвижное поле, иногда уменьшающееся до катастрофически малых размеров, так что приходилось снимать людей вертолетами и везти на Большую землю. Ему нравилась мужская компания, он себя чувствовал в ней, как рыба в воде. Его самого с удовольствием зачисляли в члены экспедиции при ее комплектовании. Он легко проходил все тесты на коммуника-бельность, доказывал практически своим поведением и работоспособностью, что выбор комиссии, остановившейся на его кандидатуре, был оправдан. Невероятно важно для небольшого коллектива, живущего в ограниченном пространстве, находить друг в друге поддержку. Если адаптации не происходит, люди становятся врагами, звереют. Когда он возвращался в Москву, в свою квартиру, к «милой» Лорочке, он через короткое время не знал, куда от нее деться. Она была пресной женщиной, каким бывает тесто, когда для замеса его под руками ничего нет, кроме воды и муки. Он быстро от жены уставал. Попытки хоть как-то расшевелить ее не удавались. Прожив с нею 8 лет, из которых 5,5 приходились на странствия, он был готов к разводу. Лора согласия на развод не давала, а бросить ее он не мог, так как это автоматически лишало его любимой работы. Он подолгу терпел. Потом срывался, брал с собою крупную сумму денег и перебирался в гостиницу. Его не интересовали отдельные номера, он предпочитал такие, в которых пребывало множество народа. Такие номера находились в гостиничных комплексах «Зари», «Алтая» и «Востока», принадлежавших ВДНХ. Одевался он в хлопчатобумажный костюм, стараясь походить на простого обывателя. Но эта мимикрия ему не удавалось. Он любил угощать компанию, разъезжая по Москве на такси, и проводя время за столиками  ресторанов «Арагви» и «Националь». Дружественные попойки с новыми друзьями вскоре приедались, не хотелось ни есть, ни пить. Поездки на такси в Подмосковье недолго радовали его. Зелени дерев он предпочитал белизну ледяных торосов. Изредка он навещал своего двоюродного брата, работавшего секретарем ЦК КПСС.
Фамилию того знала вся страна – Аристов. Брат принимал его просто, но без ликования. Жена Бориса сочувствовала Лоре, в семейных неурядицах обвиняя его – «пьяницу». Пьянице вскоре Москва и компания собутыльников надоедала до чертиков, в глазах его появлялась тоска зеленая, приходилось возвращаться домой и надеяться на то, что скоро муки кончатся, и он скоро опять будет в объятиях арктического холода. Как он женился на Лоре? Куда его глаза смотрели? Кто из них виноват? – все эти вопросы остались в прошлом. Будущего не было. Сексу-альной гармонии быть не могло – и это был непреложный факт.
Сексуальные отношения гармоничны, когда они человечны. Но эта старая, как мир, истина забывается, когда мы ищем любовных приключений, вместо того, чтобы искать любви.
В отношениях полов требуется знание конкретного человека, понимание его неповторимых особенностей.
Никакая сексуальная техника не заменит чуткого нежного обращения и преданности. Возможность получить счастье возникает только тогда, когда оба готовы переступить через собственное «я» и почувствовать очарование личности другого человека. И для супружеского счастья мало любовных радостей, необходима еще и разумная умеренность, чтобы секс не стал привычкой, а оставался высшей точкой интимных отношений.
Но вернемся к тому миру, который еще не утратил полностью духовность свою…
Слава Богу, что мы не живем в том мире, где господствовали нравы господ Монтекки и Капулетти, проливающих кровь во имя им неведомой вражды. Понятно, как нелегко было влюбленному Ромео приходить к любимой, уже ставшей, перед Богом, его женой, под покровом ночи, и убираться подобру-поздорову до восхода солнца. Но всегда остро стоял вопрос, где встретиться влюбленным, почему-то всегда действовавшим в разрез желаниям взрослых? Непонятно, почему взрослые, умудренные сединой люди, так же начинавшие когда-то жизнь свою, как и их дети, так же делавшие тьму-тьмущую ошибок, вдруг, разом становились мудрыми в сексуальных познаниях?


Рецензии