Мужество

          МУЖЕСТВО – действие человеческой воли перед лицом бедствия, как надвигающегося, так и уже наступившего, направленное на подавление животного страха и болевых эмоций и, как следствие, на усиление готовности принять страдания и смерть ради твёрдого и неуклонного следования некоему фундаментальному жизненному принципу. Мужество – это верность до конца своему жизненному кредо в ситуации, стремящейся сломить нашу волю, выбить из равновесия, склонить к панике, к роптанию на судьбу.
          Волевое подавление естественных защитных реакций на боль и дискомфорт, преследующее некую отсроченную, стратегическую цель, есть не что иное, как ТЕРПЕНИЕ (подробнее – в соответствующей статье данного "Словаря"). Не трудно заметить, что мужество, согласно вышеприведённому определению, есть частный случай терпения, а именно – терпение наивысшее, доведённое до уровня подавления самого мощного защитного импульса, инстинкта самосохранения, и преследующее цель, которая всегда находится в области нематериальных ценностей (принципы, правила, идеи).
          Жизненные принципы людей, проявляющих мужество, могут существенно разниться по своему уровню. Они могут быть возвышенными и иметь общечеловеческую ценность, как например: всегда и во всём быть покорным Воле Божьей, принимать удары судьбы как Его Волю; никогда и ни в чём не отступать от велений совести; защиту Родины (семьи, друзей) от агрессора ставить выше собственной жизни. Они могут быть и иного свойства, например, сводиться к правилам поведения представителей криминального мира – "воровским понятиям", "кодексу чести пацана" и тому подобному.
          Наиболее близкими по смыслу мужеству являются понятия "жертвенность", "самоотверженность". Понятия "самообладание", "самоконтроль", "терпение", "волевой характер" и т.п. лишь отчасти могут служить синонимами мужества, т.к. они более широки и не обязательно привязаны к существенному признаку мужества – фоновой экстремальности, когда на кону стоят жизнь и смерть. Мужество – это всегда волевое противостояние некоему ультранегативному состоянию (запредельному дискомфорту), состоянию, склоняющему нас к позорному отступлению, бегству, сдаче своих жизненных позиций и т.д. Поясню примером. Когда музыкант во время игры на сцене начинает ощущать острый зуд в носу, и, несмотря на это, продолжает невозмутимо исполнять пьесу, этот образ поведения вряд ли можно назвать мужеством – это, скорее, проявление самообладания. А вот когда воин, получив во время боя тяжёлое ранение, продолжает упорное сопротивление врагу – это уже бесспорное мужество.
          Доблесть (воинская, не трудовая), безусловно, является синонимом мужества, но синонимом с более узким, ситуативным значением, привязанным исключительно к полю брани. Мужество же в широком смысле может проявляться и в мирной жизни.
          Мужество проявляется в двух ситуациях: во-первых, перед лицом потенциальной угрозы, во-вторых, в перенесении уже настигших, актуальных, бедствий и страданий. В первом случае мужество служит синонимом БЕССТРАШИЯ, во втором – синонимом СТОЙКОСТИ ДУХА.
          Само по себе мужество – точно так же, как и любое другое проявление человеческой воли – не является безусловным (высшим) благом, благом самим по себе, и становиться таковым лишь в сочетании с добродетелью. Как мы уже упомянули выше, в основе поведения мужественного человека могут лежать совершенно разнородные побудительные мотивы: с одной стороны – чувство морального долга, имеющее прямое отношение к добродетели, с другой стороны – чувство чести, достоинства, не обязательно связанное с добродетелью (ведь и злонамеренный человек порою стыдится прослыть трусом, отступником, слабаком, нытиком и т.п.). Яркий пример такого мотивного расхождения – легендарный поединок Александра Пересвета и Челубея на Куликовом поле. Оба, бесспорно, были мужественными воинами, готовыми принести себя в жертву ради победы над врагом, но мотивы их поведения существенно разнились. Первый руководствовался высокими этическими идеалами, куда входили: исповедание своей веры, чувство справедливости, любовь к ближнему, к Родине и т.п. Движущей силой второго была страсть – непомерно разросшаяся гордыня воина-завоевателя.
          Попутно замечу, что следование чувству морального долга вовсе не является гарантией того, что человек действует в согласии с Законом Божьим, шествует по стезе добродетели. Представления о моральном долге могут зиждиться на ложных, искажённых идеалах, плодах прельщённого состояния ума. В этом случае мужество и добродетель расходятся по разные стороны баррикад. Наглядный пример – деятельность русских революционеров-социалистов XIX-XX вв., от бомбистов-народовольцев до большевиков. Следуя ложно понятому чувству морального долга, они разрушили великую державу с её уникальной культурой и высокой исторической миссией.
          Противоположностью мужеству является отступничество, слабохарактерность.
          Мужество следует отличать от безрассудной отваги, для которой характерно смутное осознание последствий своих действий.


Рецензии