Бытие и Ничто. Фрагмент 3

Оценить себя объективно,
со стороны невозможно.

Если бы это было возможно,
то с точки зрения Абсолюта,
я был бы тем, кем являюсь.

Ни чем, ни кем явиться,
отождествляя себя с собой,
отдавая себя вечности,

уподобляясь вещи, которая
есть Что, сознание не может
по своему основанию.

Ведь, если существует Абсолют,
то относительно его я - объект.
Или нечто очевидное - Что.

По той же причине Господь
не может отделиться от меня:

"Что Бог есть Бог,
тому я причиной"!

"Не быть тем, кем являешься" -
такова структура сознания.
Таково бытие сознания.

Тем и отличается бытие сознания
от бытия-в-себе. Сознание
является бытием для-себя.

Как только сознание
достигает определенности
бытия, проговаривает

о себе "законное" суждение,
оно тут же становится
объектом собственного сознания.

Чтобы остаться сознанием,
надо выйти из состояния
Что в состояние Ничто.

Это непроизвольное движение
из Что в Ничто
Сартр называет "ничтожением".

Оно и есть сознание по форме:
"Я есть тот, кем не являюсь, и
я не тот, кем являюсь".

Монолог шизофреника:

- Я злобен, признаю.
- Есть это во мне, злобным являюсь.
- Вижу себя насквозь, будто вещь.
- Но, если так, то я вне злобы.
- Я не могу быть злобным, когда
  вижу злобу.
- Злобное во мне - Ничто.

Искреннее признание, кто я,
требует не быть тем, кем являюсь.

Вот так сразу! - не быть злобным?
Не получится. Но зато я - сам по себе,
а злобное - это вещь, которую я имею!?

Что с этим делать, увидим позже.
Пока восхитимся своей искренностью.
Какое блаженство - обнаруживать в себе

пороки, словно вещи, и прятать
их куда подальше, с глаз долой!

Сартр - да ну его! - считает, что
все это бегство от себя. Самообман.
Как будто, искренность в том, чтобы

сознаться в прошлом грехе своем,
но только не в настоящем. Кто я? -
Тот, кто знает, что ничего не знает?


Рецензии