Про отцов и попов, юбилейные мысли

     На днях сын полетел во двор и с такой огромной шишкой посреди лба вернулся! Подержали лёд, дала я ему глицина, он наревелся и заснул...

     Все его дворовые друзья - полубезпризорная шантрапа, безотцовщина, есть два мальчика поприличнее, мама пьяница, бабушка воспитывает, так она (бабушка) по выходным на дачу их с собой берёт...

       С позапрошлого лета, как раз взяла Тишку в дом, сын  с ним на пару рвётся во двор, и если я соберусь с ними на Днепр, а друзья во дворе - он со мной на реку не хочет.  Стараюсь девочек привлекать, с ними спокойнее, лба не разобьёт, но мои потуги не всегда дают результат, он как нарочно к самым отпетым тянется, которые весь день во дворе...

     То ли ещё будет, мне и жалко этих мальчишек, и понимаю, что в моих силах только изолировать от них своего собственного ребёнка, а не исправить чужих детей. Можно приветить их, угостить, предложить игры-игрушки, но они ведь приносят с собой всю свою грязь, ругаются и пересказывают всю ту дрянь, что по телеку  и в компьютерных играх видят.

    Нужно что-то кардинально менять, искать подходящую среду, а где? Всякий раз вспоминаю Сергея Таскаева, предводителя следопытов - ту среду, в которой я дочь растила, здесь такой нет.

    Ездила в гороно с вопросом: знают ли они, сколько полубезпризорных детей. Знают, предложили мне в школе кружок краеведения вести.

    Вчера поехали на речку, взяла с собой  несколько мальчишек, там накричалась (берегла сыну лицо от воды-песка, обширная поверхность ранена, боюсь осложнений), а стали возвращаться - я подзадержалась на берегу (собирала и выбрасывала мусор), догоняю их на велосипеде - смотрю, сын плачет, упал со своего велосипеда, толкнули здоровые мальчишки за то, что их удочку задел. Я разозлилась, подошла и дала по уху самому вредному! Испытала смешанное чувство стыда и торжества...

     Сейгод пышно празднуют 1025-летие крещения Руси, а я думаю, что за эту четверть века попов прибавилось, а отцов - ещё меньше стало, сплошная безотцовщина, хуже, чем после войны...

    Вот срез, изменю имена. Андрей, 8 лет. Отца нет, родила его мама от заезжего торговца, а как распродал он всё - вернулся к своей семье на Кавказ. Мама с горя запила, Андрея бабушка с дедушкой растят, тоже не без этого греха - попивают. Летом он целый день во дворе. Внешне смуглый и чёрный, при этом стала читать что-то я, когда у нас он был - слова "Кавказ" никогда не слышал и не знает.

    Никита, шестой год. Маленький старичок. Мама одна растит, есть ещё старший сын - подросток, которого кормить нужно. Никита может до ночи во дворе болтаться, когда завожу своего, и он следом. Садиться с нами ужинать - видно, что голодный. Тишка у меня летом не любит дом, приходиться на руках нести его по лестнице на ночь в квартиру, Никита видит эту картину и задумчиво говорит:

 - Меня мама тоже когда-то на руках носила!..

   
   Я дарила ему не только одежду-обувь, а и книжки-игрушки-диски. Но что он видит дома - ясно из того, что шептал сыну на ухо слово "секс", а я  разобрала и немедленно выгнала его. Он обиделся, держал в это время в руке банан, которым я его угостила - выбросил тут же за нашей дверью. Через день, правда, снова у нас был и снова голодный, сказал, что понял насчёт плохих слов.

   
    До этого не раз и не два выгоняла из дому другого соседского мальчишку. Олег, 10 лет, отец покончил с собой, говорят, спьяну, мать вышла замуж за другого, родила малыша. Отчим, наверное, бьёт его, или просто запугал, во всяком случае, больше, чем дома, этот мальчик у нас во дворе времени проводит. Бабушка (мать самоубийцы) ещё работает, есть дед, но занять внука он не в состоянии, бывало, целыми днями он у нас, с утра до ночи, я и кормила его, и везде с собой таскала.


    Но время идёт, он всё хуже, стал матом ругаться, и я стала выгонять его, увещеваний он не понимает. Бабушке безполезно что-то говорить, ответ: у меня внуков много, за всеми не уследишь.

    Павел, 9 лет. Вроде полная семья, бабушка по матери с ними живёт, но почему-то тоже он у нас во дворе с утра до ночи, и видно, что голодный. Как-то взяли его с собой в зоопарк, а рядом в тубдиспансере родственница врачом, зашли к ней, она сразу его узнала, мама, оказывается, больна, и мальчик на учёте стоит. Хорошо, если не спид.

    Сын у меня вырвется во двор, наберёт с собой оружия на всех, велосипед вынесет. Оружие быстро сломают, а то и отберут, не успеваешь покупать. На велосипеде гоняют по очереди все его приятели. Хорошо, если с мячом гоняют, бывает, и мяча у них нет, и тогда:

  - Чем занимались? - спрашиваю.

    Лазят на крыши, по подвалам, однажды дохлую собаку где-то раскопали, грузовик стоял - залазили в кузов.

    Самые приличные - два брата, которых бабушка воспитывает, мать лишена родительских прав, отца нет. Одному девять, другому  шесть будет осенью. Бабушка за ними старается следить, но школьная площадка закончила работу, младший день в саду, а старшему некуда деваться, бабушка работает, с утра или он к нам, или Николка за ним и во двор.

    У младшего аллергия на сладкое, бабушка дома не держит конфет, так у нас старший только и делает, что выпрашивает сладости. Мальчик добрый, но, как бабушка говорит, "постоянно врёт". Я и сама это вижу, может что-то сочинить, вроде Карлсона (что дома у него 10000 паровозов), а может и действительно соврать (что уже обедал и можно ему конфеты, или что бабушка немедленно требует его домой, так что некогда уже игрушки у нас после себя собирать).

    Все удивляются, что молитву перед едой нужно прочитать, что телевизор мы не смотрим. Ну, подкормить их я могу, но это же не котята-щенята! Человек - существо необратимо словесное, если ребёнка не воспитывать, книжек ему не читать, а перед телевизором с компьютером усадить - то есть вместо чистого источника из грязной лужи станет он пить - так и станет козлёночком, хорошо бы безсловесным, а то мат - перемат...

    Моя бабушка после войны без мужа, со старшей бездетной сестрой семерых детей подняла, четыре дочки, три сына. Дочки все вышли замуж, родили одного-двоих, всё как у всех, словом. А вот сыновья: один из ревности убил жену и сел, другой по пьяному делу простудился в Якутске и умер от воспаления лёгких в 33 года, третий, правда, после армии остался в Новосибирске, стал строителем (академгородок строил) и депутатом Верховного Совета (который расстреляли в 1993-м, но он успел выбраться). Был ещё четвёртый мальчик, он до войны ещё умер во младенчестве...

   И вот ничего не изменилось за почти 70 лет без войны, после войны, нет отцов, некому воспитывать мальчишек. Что за напасть такая?


Рецензии
Работаю а школе... и вижу как с каждым годом на порядок становится труднее нашим детям выбирать между тем что полезно и не полезно... все больше всяких неправд проникает в нашу жизнь под вывеской "истина"... если уже и взрослые не могут разобрать что такое хорошо и что такое плохо во многих моментах нашей жизни, то кто же объяснит о необходимых приоритетах детям... надо начинать с себя... я песчинка в огромном океане песчаного моря... и переделывать мир - это не моя задача... свою же вижу в том, чтобы укрыть собой микроскопическое семя от палящего солнца и поделиться, а вернее даже, отдать всю влагу ему, что удастся получить свыше, ему - будущему ростку... который может стать источником жизни в пустыне... получится ли у меня это или нет - и от количества влаги и от щадящим ли будет Солнце зависит... но надо не терять надежду... и жить... с БОГОМ в сердце...

посмотрела фильм "Левиафан", в нем те же вопросы поднимаются... можно ли ответить на них... одноразово - нет... надо жить... искать Свет... и идти к Нему...

Спасибо Вам... я живу тоже в Белоруссии... хотя сама из Сибири... в Барколабово не бывали и в Пустынке, что в Мстиславичах? благодатнейшие места земли Белорусской...

Ольга Катц   16.02.2015 20:26     Заявить о нарушении
Всё верно, Вы, Ольга, написали.
В школе сейчас тяжело и взрослым, и детям, а почему - разговор и простой, и долгий. В Барколабово и в Мстиславичах не была ещё. Хотелось бы побывать.
Но пока чаще приходится в России бывать в монастырях.

Наталья Чернавская   23.02.2015 14:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.