Мои покатушки три девицы

     Славный сегодня день. Можно сказать- день открытых дверей. Правда, гости в моем доме собрались ближе к полудню, так как ранним утром мы уже были на Приморском Бульваре в толпе таких же страждущих, пришедших полюбоваться военно-морским парадом ВМФ России.
     После парада я уехала домой накрывать праздничный стол, а мои друзья- киевляне и белорусы решили еще прогуляться у моря . Уже дома, за столом, вспоминали всех и обо всем, а чаще всего- о советских  временах. И это была даже не ностальгия, а твердое убеждение, что нашу жизнь надо менять в корне и не видит этого  либо полный  слепец, либо тот, кто не хочет видеть. Больше склонялись ко второй гипотезе. Потом гости  уехали в гостиницу и пришли мои соседушки по дому. Дружим мы уже больше тридцати лет и живем,как одна большая  семья.
     Наша Полина Ефимовна , самая старшая, (  ей в сентябре исполнится 88 лет),  чуть больше двух месяцев назад похоронила сына Володю. Доброго, отзывчивого, работящего, но в последние годы вдруг  изменившегося ,и не в лучшую сторону.Всему виной было спиртное. Пил он всегда в меру, а тут- как с цепи сорвался. Пьяный каждый день. Никакие уговоры, увещевания не помогали. Дошло до того, что он стал занимать деньги у соседей. Кто-то,скрепя сердце давал, кто-то проходил не останавливаясь.
      Тогда он приходил ко мне и начинал жаловаться, что его никто не понимает. Я усаживала Володю на кухне, насильно кормила,а потом наливала стопку водки ,"по Марусин поясок", как он называл верхнюю грань рюмки. Перелив или недолив воспринимался им трагически, с этаким надрывом в голосе , мол, и ты меня не понимаешь. Я старалась наливать спиртное тютелька-в тютельку, а сама смотрела на него ,и душа обливалась кровью. И вот теперь его мать осталась одна. Муж умер еще раньше. Есть  дочь, но живет в Эстонии больше сорока лет ,и к матери приезжает один раз в год ,а то и реже.
      До смерти сына Полина еще держалась. Дом был  в порядке , свежая  еда для Володи , а теперь... Я часто видела ее согбенную фигуру из окна,  и мне было больно и искренне жаль эту милую женщину. Она работала до 85 лет, и не кем-нибудь, а имела большой павильон на Торговой Площади. Больше двадцати лет там отработала.Сама ездила закупать товар. Была в Греции, Турции, Египте-привозила оттуда  дубленки, кожаные куртки, модную женскую обувь. Ясная память, трезвый ум и женская расчетливость в ее возрасте- это дорогого стоит, согласитесь.
     Зоя Дмитриевна, наша Зоенька, как ласково называет ее двор. Ей через неделю исполнится 82 года. Труженица, всю жизнь проработавшая швеей-модисткой в одном из городских Ателье . Какие замечательные, прямо-таки роскошные платья, блузки, юбки, выходили из ее рук. Она уже давно была на заслуженном отдыхе, но еще долго летом, когда окна открыты настежь, до моей веранды доносился стрекот швейной машинки. Зоя обшивала соседей, детей и внуков. У нее две дочери и три внучки. И все умницы и красавицы . Когда я , переехав в этот дом, впервые увидела ее- ахнула. Так она была похожа на мою маму. И с тех я называю ее  мама Зоя.
     А еще у нее под окнами есть замечательный огородик- цветник. Чего здесь только нет ! Мята, чабрец, зверобой, астры, гроздья золотых шаров летом и сентябринки осенью, хризантемы, фиалки, а с февраля-подснежники- все идет в рост , стоит только ее волшебным рукам прикоснуться к зеленым росткам. Я даже однажды пригласила ее к себе, и попросила просто дотронуться до моей чайной розы( она вдруг стала чахнуть на глазах), и  буквально через неделю эта капризуля одарила меня такими цветами, что я даже растерялась! Вот вам и Зоя !
     Четвертой в наш дружный коллектив три года назад влилась Татьяна. Ей 74 года. И приехала она в Крым с Дальнего Востока. Дочь когда-то вышла замуж за военного моряка. Всю жизнь промотавшись по военным гарнизонам, они попали на Черноморский Флот, да так и остались здесь. Изредка  навещала родителей, но с каждым годом билеты становились дороже, а здоровье хуже и она, после смерти отца, предложила матери переехать к ним.Поплакав на могиле супруга, Таня, скрепя сердце, согласилась с дочерью, и вот она крымчанка.
     Тихая, спокойная, с добрым и отзывчивым сердцем, она как-то незаметно стала с нами дружить  и , если вдруг, мы собирались вместе, то тут же, вызвонив ее по телефону, приглашали присоединиться к нам.
     Татьяна и Зоя Дмитриевна  ходят с тросточками. Когда мне, в один не очень  благоприятный день, пришлось взять в руки трость (по настоянию врачей),  подружки  подняли меня на смех и сказали, что я в сравнении с ними еще сопливая девчонка и нечего  смешить людей. И так они на меня посмотрели, что я через неделю бегала без всякой  палочки.
     - Нет, вы посмотрите на нее, да она просто притворялась больной,- со смехом сказала Зоя, а потом добавила,- И чтобы я тебя больше не видела с тросточкой !
     Мы сидели в моей квартире, пили душистый чай и с аппетитом налегали на торт, легкомысленно забытый  на столе моим внуком. Я смотрела на Зою, Полину и Татьяну и радовалась. Какие же они молодцы, эта наша старая гвардия ! Сколько всего пережить, выстрадать и не сломаться. Отдохнув  и отдышавшись от чая,я принесла бокалы и мы выпили коньячку. Наш  любимый "Коктебель". А потом я читала им новый рассказ про Яшу и Аду Моисеевну , и в комнате стоял такой смех, что когда мы, чуть позже, вышли посидеть на лавочке в нашем зеленом и уютном дворике, мужчины, игравшие в домино, спросили :
     - Это вам так весело?
     - Нам, а что ? - продолжая смеяться, спросила Зоя.- С праздником, с Днем Флота !
     Мужская половина тут же освободила нашу любимую лавочку и ретировалась в дальний конец двора. Там, у сараев, стоял стол и большая скамья.
     И тут вдруг Зоя Дмитриевна сказала:
     - Лана, я всегда знала, что из всех нас - ты самая умная. Но чтобы вот так написать рассказ, дорогая, извини, я тебя не дооценила.
     Солнышко, намаявшись за день, поспешно покидало наш полуостров, а мы сидели и с наслаждением вдыхали свежий воздух, после душного дня  ставший прохладным и приятным. И жизнь покатилась дальше...

Лана Ковалева. Все права защищены.


Рецензии