М0. Автостопом к себе. 18. Волга

   «Из далека долго...» - тянется песней с детства. Но я никогда не представлял масштаб главой реки нашей страны. Что рядом с ней Нева? И, уж тем более, Москва-река. Так, ручейки.
   Путешествуя по стране, я встречался с Волгой в разных городах. И, хоть я начал уже считать ее своей подругой, но, все равно, никогда не знал, чего от нее ожидать.
   Я встречался с ней в Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Тольятти, Самаре, Саратове и, конечно, Волгограде.
   Однажды я ночевал на Клязьме. Реке,  впадающей в Волгу-матушку. Она встретила меня спокойным течением и недоступными берегами. Ночью разбудила меня ливнем, и в пять утра мне пришлось поспешно собирать, не  предназначенную к таким дождям, палатку и бежать сушиться под мост.
   Больше всего меня поразила Волга в Нижнем Новгороде. Там, стоя на вершине Чкаловской лестницы, я любовался великой рекой с высоты шести сотен ступеней. Поднялся сильный ветер, начал моросить дождь. Казалось, капли падают не с неба, а срываются с поверхности реки и взлетают по этой бесконечной лестнице вверх. Я был поражен до глубины души, кричал стихи поэта поэтов. Слова тонули в шуме волн. Тогда я, как никогда, понимал Александра Сергеевича. Хотя вообще, признаюсь, Пушкина не люблю.
   В Саратове я смотрел на мост через Волгу, и не мог избавиться от мыслей, что стою на набережной Робеспьера, а там, вдалеке, Арсенальная. И удивлялся, что это не Литейный мост рядом. И там, вдалеке, не Финбан, а целый город. Энгельс. Как какая-то Нева может сравниться с таким размахом?
   А в Волгограде говорят, что иногда река становится абсолютно черной. Я снова вспоминаю строчки Александра Васильева:

   Из далека долго
   ехала черная Волга.
   То обгоняла все фуры,
   то долго тащилась за ЗИЛом.
   Петляла двуколка...

   В дороге меня не оставляла мысль, что человек, знакомясь со своей родной страной, таким образом познает себя. Ведь насколько велик шанс того, что какие-нибудь отдаленные предки жили там, в степи, или здесь, в тайге. Всплывает любимое нашим народом слово «менталитет». А из чего он исходит? Из памяти предков? Тогда вот он - в полях, лесах, деревнях и Волге-матушке.
   Москва это не Россия. И Санкт-Петербург тоже не вся страна. Столица, как паук, распустила паутину межрегиональных трасс по огромной территории некогда великой страны. Россия для всех разная. Она всегда готова показать себя с новой стороны, красуясь перед  путешественником своими голубыми озерами, спившимися деревнями, бескрайними лесными массивами, разбитыми дорогами, полями подсолнуха, горами и болотами.
   Мне до сих пор не ясно, зачем ехать отдыхать в другую страну, когда здесь, под рукой, столько неизведанного? За сервисом? Тьфу... Сначала улыбнитесь сами.
   Сколько мне хочется написать, скольким поделиться! Но насколько ж лишним мне, порой, кажется то, что я говорю.


Рецензии