Или

Раннее сиротство.
Отца убили, отравили за званным обедом. Перед тем  побратавшись с ним, чтобы  не заподозрил отец.  Чтобы завороженный завереньями в дружбе, пустыми, как дно опрокинутого  казана, он испил эту чашу до дна. Чтобы - умер.

Потом гонялись за ним по степи, как за зайцем. И он, словно заяц,  бежал - прыткий, юркий, а выбиваясь из сил, укрывался  в норе. 
Он сам эти норы рыл, не располагая временем присмотреть себе готовое лежбище, оставленное зверем или притесняя в нем зверя - те, что преследовали его, были страшнее волка. Вгрызаясь в землю зубами, загребая её руками, вслушиваясь колотящимся сердцем: далеко ли погоня?
А погоня - вот-вот!

Годы скитался от кочевья к кочевью, грелся у чужого огня, хлебал безмолвно поднесенный кумыс: милость нищих гостеприимцев чванлива! - канул в ночь, не простившись, не отблагодарив.  Знал, что жизнь его не стоила и  дохи, которая не стоила ничего. Что нельзя открывать свою душу,  дабы  предательство - оно всегда начеку - не  нашло себе  легкой поживы.

То его и спасло, что жизнь не стоила ничего - ни сожалений, ни плача. Род его был рассеян, а он сам, со спины,  врагам казался беззубым: у тигра на хвосте нет клыков. Оцени враги  его жизнь хотя бы в баранью шкуру – не сносить бы головы Тэмучжину.

Кто преследует - верит в силу, кто убегает - в судьбу. Впереди Тэмучжина подстерегал всего-навсего плен, каких-нибудь десять лет сидения скрючившись и в колодках.

Судьба - как женщина, в конце концов и она уступает.
Судьба, как женщина, сдается, чтобы повелевать.

Лишения покрыли его душу коростой. Настолько плотной, что он стал несгибаемым.
К силе льнут, на курултае монголы избрали его вождем. Те, кто избирали, ошиблись - Тэмучжин уже не мог быть вождем.
Они выбрали хана.

Для начала - главаря разбойничей вольницы. Предводителя рыщущих по белому свету шаек, озабоченных,   где бы чем поживиться - и больше ничем, почитающих за доблесть воровать у иноплеменников, а за недоступностью оных, скот и девушек друг у друга, сбивающихся на случай опасности в стаю. Или чтоб сподручнее грабить.
Из них, голодных и ярых создать орду-монолит - он решил.
Спаять  монголов  целью – завоеванием мира.
Сковать  монголов  цепью –  законом.

Закон сильнее человеческой воли: воля никнет под напором толпы.
Закон - аркан: не трепыхайся - удушит.

Но как объяснить, что такое закон необъезженному коню? Коня не убедить в пользе седла словами, не уговорить нести на себе седока, повиноваться узде.

Тэмучжин очертил в чистом поле круг. Слушайте, монголы, меня. Кто войдет в этот круг – будет тотчас казнен.
Ты с ума сошел, Тэмучжин! Люди, он опился бузы!

Таков закон, глазом не повел Тэмучжин. Закон может быть неразумен и несправедлив, может быть глупостью или прихотью. Но он есть то, что не поддается сомнению. Закону  - следуют.
 
И меня казнишь? – не поверил Джамуха, нукер, названный брат, Тэмучжин ему  жизнью обязан.
Рассмеялся, встал в очерченный круг.

Тэмучжин, как  брата, его любил. Сломав Джамухе хребет, почтили нукера честью. Прочих, последовавших примеру, изрубили в куски и скормили собакам.
Закону следуют, сообразили монголы.
Тэмучжин стал Чингис-ханом.

И ещё прошло двадцать  лет. В кои годы орда  сокрушала великие царства, орошала  материк  кровью, озаряла пламенем пожарищ, прорываясь к последнему морю, вожделенному краю земли.
Край, ускользая, отодвигался, а Чингис-хан дряхлел.
Ему надоело воевать. Он пресытился.

-- Я стер с лица земли гнильё, расчистил место. Прежний мир погребен, -  сказал однажды Хан своему писцу, невольнику из китайской добычи. – Настала пора строить новый.

-- Ничего у тебя не выйдет, старый хрыч,  – зевнув, возразил  писец. – Ты научил своих людей не переходить черту. Этого умения достаточно для войны. Но чтобы созидать, ты должен был их научить прыгать через огонь.


Рецензии
"Ты научил своих людей не переходить черту. Этого умения достаточно для войны. Но чтобы созидать, ты должен был их научить прыгать через огонь." Сильно сказано...

Наталия Королёва   22.09.2020 21:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.