Девушка с печальными глазами
любые совпадения случайны.
Почему природа так избирательно награждает красотой? И почему она так безжалостна к некоторым? За что получают красоту одни, и за какую провинность наказываются другие? И как живётся на свете этим людям, которые не только лишены красоты, но и являются уродами?
Трудно ли быть уродом? Скажете, внешняя красота ничего не значит, главное, красота внутри человека? Так-то оно так, но… Попробовали бы вы оказаться на месте уродов и вы бы знали ответ на этот вопрос.
*******
Нонна была красива. В свои 16 лет она ещё не думала об этом, и восхищённые взгляды ребят-сверстников встречала с непониманием. Одноклассницы уже, во всю, обсуждали тему, кто кому нравится, и кто на кого посмотрел, у неё были другие интересы.
Но однажды, во время выступления с содокладом на общешкольной научной конференции, среди множества учеников в большом актовом зале, она увидела глаза, смотрящие на неё непрерывно из-за очков с толстыми-толстыми линзами. Через эти очковые линзы глаза казались огромными, и ей показалось, что увидела она даже зрачки. Она знала, чьи это глаза. Его в школе знали все, но никто его не любил и никто с ним не дружил, несмотря на то, что это был один из самых сильных учеников школы. Ура или Урик, с ударением на первую букву, называли его все даже в глаза. Ура это от слова урод. А он и был уродом. Короткие сильно кривые ноги, необыкновенно длинные кисти рук, и самое неприятное, это горб на левой стороне спины. К тому же Ура сильно заикался. Он учился в этой школе с первого класса и, казалось бы, все уже давно должны были привыкнуть к его внешности, и не обращать внимание на уродство. Но этого не произошло. У него не было друзей, он даже поговорить не мог из-за сильного заикания. Да и не с кем было говорить.
Почему именно эти глаза смотрели на неё? Они её гипнотизировали, Нонна не могла сосредоточиться на выступлении и сама начала заикаться от волнения. Никогда ещё ей не было так трудно выступать с докладом, хотя и приходилось делать это часто.
На второй день во время уличной прогулки, которая в школе проводилась каждый день и в любую погоду, она увидела Уру в школьном дворе. Уже наступила весна. Но она была настолько ранней, что и снег ещё не успел сойти. Ура сидел на скамейке и о чём-то думал. Как всегда, он был один. Первое желание у неё было подойти и высказать ему своё негодование по поводу сорванного выступления. И Нонна подошла. Ура посмотрел на неё. И она увидела в его глазах и испуг, и радость и восторг. Целая гамма чувств!
От её решительности не осталось и следа.
- А ты что на холодной скамейке сидишь? Заболеть захотел? – спросила она, неожиданно для самой себя.
Он пытался что-то ответить, но от волнения заикание было ещё сильней, и он ничего не мог сказать. Она решила помочь ему, успокоить.
- А тебя как зовут?
- Ю-ю-рий…
- А почему тебя Урой зовут?
- Чччто, нне знаешь?
- Нет! – ответила Нонна и, сняв с шеи большой тёплый шарф, попросила, - Юра, а ты привстань немного.
Ура встал. Она постелила свой шарф на скамейке, села и предложила сесть рядом и ему. Ура не садился, видно ожидал какой-то подвох, и она с силой дёрнув его за рукав куртки, заставила сесть.
Мимо проходили и пробегали школьники, в том числе и её и его одноклассники, и не находилось таких, которые не обратили бы внимание на эту парочку, сидевшую так близко друг к другу. Некоторые не просто удивлялись, но и бросали какие-то реплики по этому поводу.
- Не обращай внимание на них, - говорила она, - глупые они ещё, подрастут, поумнеют. А кто не поумнеет, тот так дураком и останется.
Ура улыбнулся.
- Говорят, ты лучше всех в школе разбираешься в компьютерах, - продолжала она.
- А у тееебя лллучшие сссочинения в шшшколе, - показал он свою осведомлённость.
- Да? Откуда знаешь? – удивилась она.
- Зззнаю. Я зззнаю о ттебе ммного.
Они просидели на скамейке долго, в основном, не разговаривая. Каждый думал о своём. Ей было жаль Уру, она понимала, что это редкий случай, когда с ним общаются и он рад такому общению. Школьная прогулка закончилась, все уже покинули двор, и дежурный учитель позвал и их.
На второй день всё повторилось. Только вышли во двор, как она услышала от одноклассника:
- Смотри, Ура уже ждёт тебя! – сказано это было с насмешкой и девчонки-одноклассницы сразу подхватили:
- Иди, иди, утешь парня!
На девчонок она только посмотрела с укором, а парня сильно ударила по голове, находящейся в её руках толстой книгой.
- Дура! Больно же! – воскликнул тот.
- Мозги тебе вправила немного, - ответила Нонна и направилась к Уре.
Ура сидел на той же скамейке. В руках его была большая картонка, которую положил он рядом с собой, чтобы она могла сесть на неё.
- А ты? – спросила.
- У мменя ттаакая же, ответил он и тут же спросил, - ххочешь стихи ммои поччитать?
- Конечно!
Ура достал из кармана сложенный тетрадный лист бумаги и протянул его ей.
Нонна взяла листок и начала читать. В верхнем правом углу красной пастой было написано: посвящается Нонне… и далее её фамилия.
- Ты мне посвятил стихотворение? А можно его дома я почитаю? – ей не то, чтобы не хотелось читать, но, зная, что он будет ждать её реакцию на стихотворение, не была уверена, что она сможет сейчас что-то сказать.
Говорить было не о чём. Они просто сидели. Нонна посматривала на своих подруг, которые собрались в стайку и что-то шумно обсуждали. Ей хотелось к ним. Но здесь, рядом сидит Ура и ему так хочется, чтобы она не уходила. И она сидела. А чтобы не было скучно, она рассказывала о книгах, какие недавно прочитала, а также о том, что посетила недавно, что интересное увидела.
После прогулки в школе были часы подготовки к следующему учебному дню. Ей надо было выполнить задание по математике, и она уже приступила к его выполнению, когда вспомнила о стихотворении. Достала и пробежала его глазами. Стихотворение не было большим, да и стихотворением его вряд ли можно было назвать. Несколько строк в рифму. Смысл сводился к тому, что у автора стихотворения есть мечта, но она, эта мечта никогда не сбудется.
Зачем было надо ей написать ответное стихотворение? Она и сама не знала. Она писала стихи, писала с самого детства, но никогда никому не показывала. Даже очень близким людям, считая, что стихи это как обнажённая душа, а её не надо никому показывать. И тут она пишет специально для совершенно чужого человека! Зачем? Из жалости. В том, ответном стихотворении она написала, что отчаиваться нельзя, что мечта, если очень сильно захотеть, обязательно сбудется. Зачем она написала так? Ведь она догадывалась, о какой мечте говорилось в стихотворении Уры.
Прошло несколько дней. Нонне стали в тягость эти посиделки на скамейке. Но Ура ждал её, а ей было жалко его. И она вновь и вновь присоединялась к его одиночеству, хотя и хорошо понимала, что не в жалости нуждался он. Каждый раз он доставал из своего пакета яблоко, апельсин, банан или конфету и угощал её.
- Мы же только что из школьной столовой! Я хорошо поела и ничего не хочу, каждый раз говорила она, и он просил её взять с собой и съесть потом. Она брала. Но есть, никогда не ела, не могла.
Однажды он пригласил её на день рождения. Ему исполняется 18 лет.
- Что ты, Юра! – воскликнула она, - Да разве ж меня отпустят? Знаешь, какие у меня родители? Да они шагу мне не позволяют сделать самостоятельно! Нет! Я не смогу придти!
- А я оччень ххочу, ччтобы ты прришла, - грустно сказал он.
- Нет, Юра, не получится. Спасибо за приглашение.
А вечером, когда Нонна пришла домой, бабушка сказала, что звонила мама Юры и просила отпустить её к нему на день рождения, и что родители Юры обещают приехать за ней, а после проводить домой.
- Но ты же сказала им, что не отпустишь меня? – спросила Нонна.
- Нет, не сказала. Я подумала, а почему бы тебе не сходить? Этот мальчик такой несчастный! И у него нет друзей. Они там все будут рады твоему приходу, и у Юры будет настоящий праздник.
Нонна удивилась, никогда бы ни на какие именины её бы не отпустили. У родителей всегда ответ один:
- Вот будет тебе восемнадцать, будешь совершеннолетняя, тогда сама будешь решать, куда идти, и куда нет!
А по бабушкиному календарю так совершеннолетие вообще в двадцать один, и не раньше!
- Нет, бабушка, я не пойду, мне не хочется, - сказала Нонна.
Но пойти, всё же пришлось. И зачем только согласилась она?
Квартира Юры её удивила. Сразу было видно, здесь живут люди, которые едва сводят концы с концами. Но не это её удивило. Таких семей много. Удивило то, что, имея большие финансовые трудности, они отдали своего сына в частную, довольно дорогую школу, и он проучился там не год, не два, а с первого до 11 класса. А, может быть, и финансовые трудности связаны с этим?
Хотя, чему здесь удивляться? Родители знали, что их такому особенному сыну было бы в большой государственной школе ещё труднее.
Нонна представляла родителей Уры этакими уродцами, но это было не так. Мама у Юры довольно приятная, и можно сказать, даже красивая молодая женщина, а отец, хоть и красотой не отличался, имел обычную внешность, но и уродом не был. Нонну не покидала мысль: ну почему же Ура такой? За какие и чьи грехи он расплачивается?
Ура показал ещё одно своё увлечение. Оказывается, кроме компьютеров, он наблюдает и изучает звёзды. На балконе у него установлен телескоп и, как сказала его мама, Ура проводит там все вечера.
Кроме Нонны гостей больше не было. Юра, его родители и она. И это все, кто собрался за столом отметить его восемнадцатилетие. Правда, немного позже пришли ещё два гостя, брат Юриного отца вместе с женой. Нонна думала лишь об одном, когда же закончит этот скучный не интересный вечер. И как же она обрадовалась, когда за ней приехала бабушка, решившая не загружать родителей Юры необходимостью её проводить! Никогда она так не радовалась её приходу! Чаще всего, было наоборот. Нонну тяготила чрезмерная бабушкина опёка.
- Т-ты уж-ж-е уходишь? – Спросил расстроенный Юра. Он просил не уходить, сказал, что ещё не показал ей его телескоп, который он сам соорудил, и который находится на крыше дома.
- Ну, уж нет, - сказала бабушка на радость Нонне, - на крышу она не пойдёт.
Юра хотел принести телескоп и установить его на балконе, но Нонна ждать не хотела. Уходя, во дворе она посмотрела на балкон Юриной квартиры и увидела его там. Он помахал ей рукой.
Приближался конец учебного года. Нонна готовилась к отъезду на отдых на море, а Юра сдавал ЕГЭ. Всё лето Нонна отсутствовала, а когда вернулась, обнаружила в своём почтовом ящике среди множества различных квитанций и рекламных проспектов, много-много писем. Все они были от Юры. В каждом письме было почти одно и то же: я с нетерпением жду твоего возвращения.
- Что он себе вообразил? – негодовала она, - он подумал, что нравится мне? Как он вообще может надеяться на это?
Раздался телефонный звонок. Бабушка подняла трубку и сообщила, что звонит Юра.
- Я не буду с ним разговаривать!
- Нет, - не соглашалась бабушка, - Так нельзя! Ты должна с ним поговорить.
Юра сказал, что поступил в Баумовский, и попросил выйти во двор, он там ждёт её.
- Юра! Я только переступила порог квартиры после трудной дороги! Я ещё даже душ не приняла! Как ты себе представляешь, что я выйду.
- А я пподожду во дворе, - сказал он, - хоть ддо ночи ббудду ждать.
«Пусть ждёт, если ему время некуда девать» - подумала Нонна и принялась заниматься своими делами. Часа через два Юра позвонил вновь.
- Никуда я не выйду, - громко и довольно грубо прокричала Нонна, - И знай, я не хочу тебя видеть!
Когда 1-го сентября Нонна пришла в школу, она узнала новость: Ура ослеп и совсем перестал говорить.
Нонна, забыв про школу, побежала к родителям Уры. Их не было дома. Соседка сказала, что они у Юры, в больнице и что Юру готовят к операции. Больница была не близко, а у Нонны не было денег с собой, чтобы доехать туда. Забежала домой. Её взволнованный вид испугал бабушку.
В больницу поехали вместе. Юра лежал в отдельной палате. Рядом, вся в слезах, сидела его мама. Она держала в руках лист картона, на котором чёрным маркером что-то было написано. Мама протянула эту картонку Нонне, сказав:
- Это Юра написал.
Нонна прочитала: «Мне не надо жить! Таким, как я не место среди людей! Я не хочу операцию!»
- Юра, - еле слышно проговорила Нонна, - зачем ты так написал?
Юра повернул голову в сторону Нонны и посмотрел на неё невидящими, потухшими глазами. На его лице появилось что-то наподобие улыбки, и он протянул руку за картонкой. Поверх уже имеющегося текста он написал: «Нонна!!!» А дальше, немного погодя: «Уходи!!!»
Операция прошла неудачно. Зрение не вернули, говорить Юра не стал. Родители продали свою квартиру и повезли его на лечение в Израиль.
Нонна долго о нём ничего не знала, но потом в школе прошёл слух: Уры не стало. Так ли это, Нонна не знала, но в её глазах надолго поселилась печаль.
Так знаете ли вы, как живётся уродам? Нонна знает.
*********
За непривлекательной уродливой внешностью Юры никто не видел того, что он такой же человек, как все. Он также, как все хотел жить, творить, любить и, конечно, быть любимым. Но понимал ли это кто-то? Никто не захотел заглянуть в его огромные глаза, на самом донышке которых пряталась душа. Его душа.
Свидетельство о публикации №213073001765
Стас Литвинов 16.01.2023 16:39 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за замечательный отзыв. Вы правы, осуждать девчонку нельзя.
Я прошу прощения за задержку ответа, редко бываю здесь. В основном, обитаю на Дзене, там неплохо платят и много читателей.
С добрыми пожеланиями,
Алевтина Крепинская 10.07.2023 05:32 Заявить о нарушении
Стас Литвинов 10.07.2023 15:26 Заявить о нарушении