Тая

               

                ТАЯ

        Тая….!  Т…а…я!…… Т…а…я!  Разносилось по осеннему заснеженному лесу. Но   эти полные тревоги со смесью отчаяния зовы глушил ветер, яростно терзающий вершины окрестных корабельных сосен. Егорыч, при выборе этого места охоты, как всегда проанализировал  его по различным источникам на наличие волков. По всем данным их здесь не могло быть и  хотя он знал это, всё же опасался  за свою любимицу Таю. Он всегда прекрасно ориентировался в лесу, а эти места были ему знакомы множество лет. Выходило, что шустрый зайчишка пошёл напрямую в дальний массив, где проходил канал питьевой воды для г. Екатеринбурга. Он твёрдо знал, что Тая ни при каких обстоятельствах  не бросит следа. Да, она может сколоться, но школа, которую он ей дал, не прошла даром. Собака твёрдо знала, что нужно делать при таких  обстоятельствах. Ей приходилось, как биатлонисту при промахе, делать несколько «штрафных»  раскручивающихся концентрических  витков и вот наконец он свежий выходной след! И снова в лесу раздалась незабываемая песня, песня гона, которую с такой любовью и с таким колоритом описали классики русской псовой охоты….
       Егорыча несколько беспокоило поведение дилетантов, с которыми на этот
раз  свела его  судьба. По всей видимости они вообще ничего не смыслили в этой охоте. Некоторые соизволили сомневаться в способностях его Таюшки, что было особенно обидно. Да и «ходоки» они были  неважные, смотри вон прошли всего ничего, а уже еле ноги волочат! Чёрт меня дёрнул поехать с ними! Но двое всё же не бросили, плетутся сзади и даже не гундосят. Ну ладно, пусть испытают, что такое охота с гончей!
       Как  он и предполагал, зайчишка действительно оказался «проходной», снять Таюшку  с гона не было возможности и надо было идти до «родного заячьего порога». Оказалось, что это примерно километров восемь-десять с русским «гаком»! Обратно возвращались по дороге, сил на охоту не осталось, да и время  близилось к вечеру.
        Таким оказалась одна их первых совместных моих охот с Таей и её хозяином – экспертом  кинологом  всесоюзной категории по охотничьим собакам  Василием Егоровичем Поляковым. Я, один из этих двоих дилетантов,
 прежде никогда не занимавшийся этим видом охоты, но много прочитавший о ней не разочаровался первым не очень удачным опытом. Был ещё один совместный выезд с Егорычем в Аятское охотхозяйство, но охотились мы с ним автономно: он с Таей на зайчишек, а я со своей  легавой курцхааром Джиной – на тетеревов и вальдшнепов.
        Через два примерно года мы выехали с Таей, Егорычем и моим постоянным напарником на охотах Юрием Нестерко на настоящую «заячью» охоту в места, где по отзывам зайца было «как грязи». Эти сведения оказались верными. Тая сразу же взяла след и через несколько минут заяц был чисто бит Егорычем. Затем всё снова повторилось, только взял зайчишку Юрий Николаевич. Потом снова отличился Юрий Николаевич, а после него снова Егорыч. Ну, а мне до обидного не везло. Таюшка работала просто великолепно. «Сколы» она выправляла очень быстро, и вновь звучала её песня,   при звуках которой ноги, казалось, не способные тебя ни за какие коврижки  нести, сами вдруг как в сапогах–скороходах с невероятной скоростью переносили тебя под гон !  Я же не понимал, как мне нужно было себя вести. И в конце концов, раздосадованный пошёл и улёгся спать в «УАЗ-ик»! Мне, как водителю, «выделили» одного зайчика из шести добытых.
          Вполне понятно, что такой расклад меня не мог никак устроить. Пришлось поизучать литературу, почитать рассказы про охоту с гончими. И в следующий выезд вдвоём с Егорычем и, разумеется, с Таюшкой, я ехал с самыми решительными намерениями.
          И вот мы снова в пути. Едем втроём: я, Егорыч и, конечно, Тая. Охотиться будем два дня, ночёвка в охотничьей избушке, словом, всё отлично. Через  два часа мы были на месте. «УАЗ-ик» оставили прямо у избушки, как бы давая знать, что «жильё» занято, а сами отправились через лог в большой лесной массив. Переход занял около часа времени. Сразу же приступили к охоте, пошли через массив по пути порская и подбадривая Таюшку. Вскоре в стороне , примерно в полукилометре от меня я услышал страстную песню Таи. Послушав несколько минут и определив примерную «траекторию» гона я побежал  искать «лаз» зверька. Но на первом круге мне не удалось перехватить гон. Определив по следам тропу, я  подыскал удобное место и встал так, чтобы во все стороны был удобный «прострел» без помех.
      С  особым волнением я слушал волшебную музыку осенней охоты с гончей.
Лейтмотивом в палитре звуков, создаваемых ветром, подобно партии первой скрипки неслась полная азарта мелодия песни Таюшки. Гон то удалялся от меня в сторону, то вновь приближался явно «стекая» влево и, наконец, я понял, что стою точно на «лазу» и зайчишка  всенепременно будет пробегать где–то поблизости. И вот он мелькнул в кустах слева,  я изготовился  встретить его на
«подготовленных заранее позициях», но… не тут то было. Зайчишка не побежал туда, а сместился правее и замелькал в самой чаще кустарника. «Ну погоди, у меня ещё одно место приготовлено!» – думал я – и развернулся ещё правее. Однако  «косой» опять не пошёл на мои «подготовленные позиции», а рванул через самые густые заросли. Делать было нечего и я «продуплетил» прямо по кустам с нужным упреждением. Зайчишка пробежал метров 15 и, как мне показалось, сел. Подбежав , я увидел что он бит чисто. Помня наставления Егорыча, я не стал трогать трофей, а стал ждать Таюшку. Вот она показалась и строго по следу, как курвиметр по карте, добралась до зайчишки. «Ну, наконец-то я тебя достала» и Тая с наслаждением  добрала свою добычу.
         Вскоре подошёл и Егорыч, немногословно поздравил меня с «полем». Мы немного посидели, отдохнули и отправились дальше. По поведению  Таюшки нам стало понятно, что где- то поблизости есть ещё зверёк. Действительно,
через несколько минут послышалась всегда  волнующая душу охотника мелодия гона - чарующая «ария» нашей Таи. Я попытался повторить свой успех, побежал под гон, но Егорыч  уже был на месте, потому что гулко прозвучал выстрел и послышалось: «Дошёл!»
          Завечерело. Вершины сосен зажглись багровым пламенем заката. Почти безоблачное небо  с его необычайно тонкой палитрой красок, плавно переходящих  от одного оттенка к другому, наполняло душу какой–то особой благостью. Даже  усталость  не мешала наслаждаться этим единением с живой природой, чувствовать себя пусть  крошечной, недолговечной и хрупкой, но всё же реально существующей в этот  миг  частичкой единого целого мира.
        Добравшись до избушки стали готовиться к ночлегу. Привычно нарубили и накололи дров, принесли воды, стали кипятить чайник. Таюшка забралась на нары и терпеливо ждала, когда её покормят. Егорыч быстро «сообразил» для неё кушанье и позвал на улицу. Наша работница проворно справилась с едой, попросилась в избушку и улеглась отдыхать. Её лапки изрядно потрудились сегодня и, наверное, тоже «гудели».
      У охотников  за  заветной бутылочкой потекла  неторопливая беседа, сотканная из воспоминаний о минувших охотах, друзьях-товарищах и, конечно, о любимых собаках. Егорыч, прекрасно разбирающийся во всех вопросах, касающихся охотничьих собак, рассказывал о десятках рингов, испытаний, о различных ситуациях, которые возникали в их ходе. Он очень увлечённо описывал работу лаек, гончих. В свете свечи, неярко горящей на импровизированном столе, его  глаза  и лицо оживали по-особому и были красивы той неброской мужской  красотою, которая наверное и называется душевной.
            Выспавшись вволю, попив утреннего чайку, мы снова отправились на охоту. На этот раз мы решили «проверить» небольшой лесной массив, скорее «колок» километрах в шести от избушки. Выбравшись на «УАЗ-ике» задним ходом на дорогу, мы поехали на место. Вскоре «спешившись», отправились в «полаз». Интуиция нас не подвела: буквально через 15 минут Таюшка подняла и погнала зайца. Я уже знал, что нужно делать. Вычислив приблизительно «траекторию» гона, я побежал перепрыгивая и перелезая через стволы упавших деревьев, под гон. Выбежав из колка, вначале услышал, а затем и увидел, что Тая гонит зайца по редколесью метрах в 150 от меня. Причём гон стекает практически на меня. Сообразив, что я стою точно на «лазе», я изготовился к выстрелу. И вот он, заяц! Но не тут то было. То ли он  заметил мои манёвры, то ли что-то другое, но он только на миг показал голову из-за бугра и сразу же исчез! Интуитивно определив, что он выйдет правее, я метнулся вправо. Заяц точно появился правее,…. но сразу же, заметив меня, двумя большими прыжками вернулся за насыпь у дороги. И опять же интуитивно я  бросился метров на 15  влево, и только изготовился, как зайчишка на большой скорости выкатил буквально на меня. Выстрел пришлось производить «влёт» - зверёк был в длинном прыжке! Тая была уже рядом и сразу же довела дело до конца. Через несколько минут подошёл Егорыч.   Мы посидели, отдохнули, попили чайку и продолжили так хорошо начавшийся охотничий день…
           За этот выезд мы добыли шесть зайцев, т.е. по три головы на охотника.
Таюшка отработала великолепно, сколы, конечно, были, но она с таким мастерством их выправляла, что оставалось только диву даваться. Абсолютно надёжная работа, очень удобная для охотника паратость вызывают и сейчас у меня чувство восхищения, смешанное с острой грустью. Таюшки, как и моей Джины нет в живых… Остались только очень отчётливые воспоминания, живые глаза наших любимых собачек, их звёздные мгновения, запечатлённые, к сожалению, только в памяти их хозяев…
         
Екатеринбург     19.04.2001


Рецензии
Да, Николай,у нас тоже - только память и фотографии. А ещё - грусть о тех молодых ножках и годах. Тепла Вам и благополучия. Здоровья

Нина Шарыгина   03.02.2018 04:49     Заявить о нарушении
Здравствуй дорогая Нина! И тебе мы желаем Здоровья и догих и счасливых лет Жизни!

Николай Феоктистов 2   03.02.2018 09:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.