Народ и элита

                «Ибо ничто так не возвышает дух
                обывателей, как вид гордящихся   
                друг другом начальников!».
                М. Е. Салтыков-Щедрин, т.6, 346 с. 
 
Кто только не ругает наш народ – он-де инертный, пассивный, «какие бы несправедливые решения не принимались бы властями, он не способен на серьезные протестные действия».
Критика идет как из-за рубежа, так и от тех, кто с излишним самомнением причисляет себя к элите общества. При этом уничижительные оценки даются походя, без какого-либо анализа. Впечатление такое, что это чуть ли не аксиома, которая не может быть подвергнута никакому сомнению.

Недавно на эту тему дал большое интервью А. Кончаловский (http://top.rbc.ru/viewpoint/30/04/2013/856341.shtml). Корреспондентка, допущенная лицезреть «великого человека» представляет его не иначе, как «знаменитого режиссера». Ну а раз так, то все его суждения должны рассматриваться как истина в последней инстанции. И, конечно, само собой разумеется, что он - то и представляет ту «элиту» российского общества, которая с таким высокомерием относится к своему народу.

Я не знаменитый, не режиссер, и, естественно, не отношусь к «элите». Но сразу скажу, что для меня лично такие люди, как режиссеры, артисты, певцы не являются авторитетами во всех областях жизни, каковыми их стремятся представить средства массовой информации.

Когда же заглянул в биографию А. Кончаловского в интернете, то и вовсе разочаровался. Я же не экзальтированная девица, чтобы воспринимать любые изречения на веру. Поэтому позволю себе уличить «элитария» в обычном невежестве. Вот один из его «перлов»: «А в Московском княжестве были абсолютные коллаборационисты во власти, и они индоктринировали (слово-то какое изобретено, видимо, для подчеркивания своей принадлежности к «элите») ордынский синдром в русское сознание».

Если кто не догадался, то это шлепок грязи, по-другому не скажешь, в Александра Невского. Конечно, он-то, по-настоящему великий человек, признанный №1 в конкурсе «Имя России» не нуждается в чьей-то защите. И нападки на того, кто большинством голосов избрал Невского своим героем, лишний раз демонстрируют неуважение к мнению народа. Тем не менее хочу восстановить попранную справедливость. 

Замечу по ходу, что смелости у представителей нынешней «элиты» хватает на то, чтобы критиковать правителей прошлого, как будто нынешние руководители страны просто идеальны. Вот эта черта и является уделом духовного рабства тех, кто пытается обвинить наших граждан в раболепии.

На все времена и всем клеветникам в адрес русского героя блестяще ответил действительно знаменитый Н. Костомаров: «Александр мог оружием переведаться с западными врагами и остановить их покушения овладеть северною Русью: но не мог он с теми же средствами действовать против восточных врагов. Западные враги только намеревались покорить северную Русь, а восточные уже успели покорить прочие русские земли, опустошить и обезлюдить их. При малочисленности, нищете и разрозненности остатков тогдашнего русского населения в вocточных землях нельзя было и думать о том, чтобы выбиться оружием из-под власти монголов. Надобно было избрать другие пути. Руси предстояла другая историческая дорога, для русских политических людей - другие идеалы. Оставалось отдаться на великодушие победителей, кланяться им, признать себя их рабами и тем самым, как для себя, так и для своих потомков, усвоить рабские свойства. Это было тем легче, что монголы, безжалостно истреблявшие все, что им сопротивлялось, были довольно великодушны и снисходительны к покорным. Александр, как передовой человек своего века, понял этот путь и вступил на него».

Превыше всего для А. Невского была задача сберечь русский народ, не дать ему исчезнуть из мировой истории. Видимо, А. Кончаловскому ближе те князья, которые в безумной отваге погубили и себя, и своих подданных. Суд истории вынес им приговор. Их имена известны лишь узкому кругу историков.

«Говорят, что митрополит Кирилл, услыхавши во Влади-мире о смерти Александра, громко сказал: "Зашло солнце земли русской". Но излученный им свет долго освещал и будет освещать путь нашего народа к светлому будущему.

Без сомнения, монгольское иго изменило путь развития России. По утверждению Н. Костомарова: «До тех пор князья наши волею-неволею должны были разделять власть свою с народною властью веча или подбирать себе сторонников в рядах народа. Собственно, они были только правителями, а не владельцами, не вотчинниками, не государями. Монголы, как по своим понятиям, так и по расчету, естественно, усиливали власть и значение князей за счет веча: легче и удобнее им было вести дело с покорными князьями, чем с непостоянными собраниями веч. Вот отчего все русские князья, побивши челом хану, получали тогда свои княжения в вотчину, и власть их в большей части русских земель очень скоро подавила древнее вечевое право».

Был, был свободолюбив русский народ, г-н Кончаловский. Развивал демократические начала ничуть не позднее европейских народов. Но в силу своего географического положения Россия стала непробиваемым щитом на пути монголов в Европу. И чем же отвечают нам за это благородные европейские народы, которых ставит в пример Кончаловский.

«Итак, все задушевные предположения Данила (Романовича Галицкого) разрушились. Запад обманул его. Он должен был понять, что с этой стороны нельзя ждать Руси спасения от татар. Его сношения с папой не привели ни к какому желанному результату, ни для него, ни для папы. Данило хотел помощи против завоевателей и только ради этой помощи искал покровительства папы; папская политика имела в виду одно: обольстить русских и подчинить их церковь своей власти, в каком бы материальном положении они ни оставались».
Приходится прибегать к столь обильному цитированию потому, что очень плохо мы знаем свою историю, коль призываем брать пример с европейских народов.

Вспомним как вели себя европейцы во время Второй мировой войны. Теперь пытаясь прикрыть свой позор, они стараются принизить величие нашей Победы, желают стереть из памяти своих народов те жертвы, которые понес Советский Союз, в очередной раз, ради их благополучия.
И это пример для подражания? Для кого угодно, но только не для меня.

Вся мощь западного пропагандистского аппарата направлена на умаление роли СССР во Второй мировой войне. Молодежь в европейских странах, да и не только в них, уже почти убедили, что от коричневой чумы их освободили американцы и англичане.

Дальше будет только хуже. Нас уже ставят на одну доску с Гитлером. Потом начнут доказывать, что немцы были вынуждены напасть на нас, чтобы остановить предстоящую агрессию СССР. И докажут. А главную роль в этом будет отведена…нашим доморощенным критикам, которые «ради красного словца не пощадят и родного отца».

Лакмусовой пробой нравственного здоровья общества служит отношение к старшему поколению. Авторитет пожилых людей зависит от народных традиций. В этом отношении представителям многих национальностей России стоит поучиться у кавказских народностей.

У славянских народов, и у русского в особенности, уважение к старшему поколению выкорчевано основательно. Главная причина – разнузданная клевета на наше недавнее прошлое. Иные хулители доходят до того, что прямо обвиняют дедов и отцов, бабушек и матерей в том, что потомкам оставлено «плохое наследство». На ниспровержение истории советского периода существует четкий социальный заказ от нынешней власти. Когда похвастаться собственными достижениями не получается, то возникает нестерпимый зуд опорочить достижения предшественников. Впрочем, эта традиция уходит в далекое прошлое.

А как же ведут себя европейские народы, которым нас призывают подражать. Взглянем с этой точки зрения на немцев. Развязавшие две мировые войны в ХХ столетии, уничтожившие в результате неисчислимое количества народа, они, в отличие, от нас не подвергают себя перманентной интеллектуальной порке. Да пропаганда нацизма запрещена. Но попробуйте попасть в компанию подвыпивших немцев и вы сразу ощутите арийский дух. Поверьте, я это видел своими глазами.

Да и история подтверждает вековую агрессивность этой нации. Еще раз извинюсь за обширные цитаты, но, вряд ли, они известны широкой публике. Писал их историк XIX века еще до упомянутых мировых войн.

«Вражда немецкого племени со славянским принадлежит к таким всемирным историческим явлениям, которых начало недоступно исследованию, потому что оно скрывается во мраке доисторических времен. При всей скудости сведений наших, мы не раз видим в отдаленной древности признаки давления немецкого племени над славянским. Уже с IX века в истории открывается непрерывное многовековое преследование славянских племен; немцы порабощали их, теснили к востоку и сами двигались за ними, порабощая их снова».
«Властолюбивые замыслы немцев после уступки им Ливонии обратились на северную Русь. Возникла мысль, что призванием ливонских крестоносцев было не только крестить язычников, но и обратить к истинной вере русских. Русские представлялись на западе врагами Св. отца и римско-католической церкви, даже самого христианства».

«Как только немцы утвердились в Ливонии, тотчас начались нескончаемые и непрерывные столкновения и войны с Новгородом; и так шло до самой войны Александра. Новгородцы подавали помощь язычникам, не хотевшим креститься от немцев, и потому-то в глазах западного христианства сами представлялись поборниками язычников и врагами Христовой веры».
«Папа, покровительствуя ордену, возбуждал как немцев, так и шведов к такому же покорению северной Руси, каким уже было покорение Ливонии и Финляндии».

Приведенные цитаты фиксируют тысячелетнюю агрессивность европейских народов, с которых представители нашей «элиты» призывают брать пример, по отношению к славянским племенам. Современное проявление вековой агрессивности проявляется в нынешних попытках навязать нам  европейские ценности, причем позиционируя себя в роли воспитателей, жестоко карающих российских несмышленышей за любое проявление самостоятельности. Явление это обусловлено нашей экономической слабостью. К экономически независимому Китаю непрошенные учителя даже не пробуют соваться.

Слышал ли кто-нибудь от немцев, шведов и прочих цивилизованных народов покаяние за совершенные ими грехи? Только нас постоянно призывают повиниться, в том числе и те же немцы. За что, к примеру, должен каяться я? За то, что мой дед сложил голову в Первой мировой войне, мой отец погиб во время Великой Отечественной? Любые призывы к покаянию, исходящие как от наших любителей пресмыкаться перед иностранцами, так и от европейских народов воспринимаю, как надругательство над русским народом, принесших неисчислимые жертвы на алтарь защиты европейцев от нашествия, как с востока, так и с запада.               

Нас призывают брать пример с активных европейских народов. Но греки, итальянцы, испанцы протестуют против снижения уже существующего уровня жизни. Да, он значительно выше российского. Но он снижается.

У нас же ситуация иная. Нищенским существованием большей части трудоспособного населения объясняется вызывающая удивление пассивность российского общества. Можно ли ждать от униженных бедностью людей какой-либо социальной активности? Она характерна для подлинно свободного человека. Лишь тогда он способен иметь собственное мнение по поводу происходящих в стране событий. В силах противостоять рекомендациям начальника, выходящих за рамки исполнения служебных обязанностей. Большим набором вариантов выбора своих действий обладает независимая личность. Но стать таковой она может лишь на проч-ном экономическом фундаменте. Хотя даже и это не всегда гарантирует свободу социального поведения, что наблюдается у нашей "элиты", явно не обремененной экономическими тяготами.

Представьте на минутку, что любой сотрудник перестанет заискивать перед начальником, а уж тем более терпеть его недостойные выходки. Каждый уверенный в собственной значимости человек на другой улице, или в другом городе, другой области, да даже в другой стране сможет найти работу не хуже, а может быть, и лучше. И проблем ни с жильем, ни с другими элементами быта у него не возникнет. Фантастика, скажет кто-то. Но ведь она является реальностью в развитых зарубежных странах.

И вновь, как это не парадоксально, благодаря Советскому Союзу. После Октябрьской революции капиталистам пришлось пойти на серьезные издержки и поделиться с трудящимися частью своей прибыли для приведения условий их жизни к довольно приличным стандартам.
Но разве кто-то из европейских народов признается в положительном влиянии такого ненавистного им феномена, как русская революция. Они везде и всюду будут доказывать, что своих успехов достигли самостоятельно. А уж добровольных пропагандистов из нашей «элиты» у них будет, как комаров накануне дождя. Только и воздействие их будет подобно комариным укусам. 

Наша властная вертикаль всеми силами стремиться сохранить нынешнее бесправное положение российских граждан. Таки-ми управлять значительно легче. Красивые лозунги о независимых людях – это обычный пиар и ничего больше! Поэтому иначе, как издевку нельзя воспринимать слова Д. Медведева о таких например, ценностях: «Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий».
Какой же независимости можно ждать от людей, обремененных бытовыми тяготами, неуверенных в своем завтрашнем дне? А тревога за безопасность своей семьи из-за коррумпированных правоохранительных органов, судов и местной власти?
То же относится и к представителям бизнеса, не имеющего «крыши» во властных структурах. Любой предприниматель находится под прессом разного рода проверяющих органов, способных в короткое время уничтожить его, а заодно и прибрать к рукам налаженное дело.

Тем большего уважения заслуживают люди, не побоявшиеся в условиях тотального прессинга, когда их стращали буквально в каждой трудовой ячейке, приказывали в воинских и приравненных к ним частях, откровенно шантажировали возможностью сокращения финансирования общественных организаций пенсионе-ров и инвалидов, проявить свое истинное отношение к существующей власти. И это в условиях, когда у них нет явного национального лидера, подобного хотя бы Лехе Валенсы и ему подобных. Острый дефицит в этом отношении приводит к явной поспешности, когда борца с коррупцией А. Навального некоторые горячие головы уже прочат в президенты страны.
Эта поспешность уже дорого обошлась нашему народу, когда подавляющее число граждан купилось на демагогию Б. Ельцина и голосовало за него сердцем, а не головой.

После лихих 90-тых понятен был порыв населения к новым лидерам. На властный олимп взошел мало кому известный В. Путин. Новому президенту удалось остановить угрозу распада страны. Благодаря высоким мировым ценам на нефть повысился уровень жизни. И вот уже «элита» провозглашает В. Путина незаменимым и публично умоляет его остаться на третий президентский срок.

В. Путин не желает быть никому обязанным и разрабатывает свой путь возвращения к высшей власти. Созданная им вертикаль власти не оставила шансов никому на пути к посту президента его преемника Д. Медведева.

Как утверждали отдельные представители «элиты», им сразу был понятен смысл этого кульбита. Но сумели они разъяснить это тем, кто не так быстро постигает тайные ходы власти. Ответ очевиден – некоторые даже не пытались, другие струсили, большинство откровенно продалось.

Так может быть не стоит полоскать наш народ, а лучше разобраться самим с собой. Погрязшая в дрязгах, постоянно идущая на унизительные компромиссы с властью, «элита», похоже, вызывает большую неприязнь, чем правящий тандем.

Это про них сказал М. Салтыков-Щедрин еще в прошлом веке: «Как послушаю я этих нынешних-то, как они и про экономию-то, и про благо-то общее начнут толковать, инда злость под сердце поступает».
Это у них: «Обыватель всегда в чем-нибудь виноват, и потому всегда надлежит на порочную его волю воздействовать…».
Это им присуще: «… смелый вид иметь лишь по наружности, а внутренно трепетать»; «…выполнение приказаний начальства есть их ремесло».

Так оставим в покое народ. Он имеет собственную точку зрения на происходящие события.
А вот «элите» есть над чем подумать. Потому что к ней в значительной мере относится определение все того же классика: «Не преданность стране, не талант, не ум делаются гарантией успеха, а пронырливость, наглость и предательство».

Не могу в этой связи пройти и мимо другого пассажа «знаменитости»: «Сегодня книжки А. Солженицына лежат везде, но кто их читает? Поэтому речь идет не о том, какой писатель, а о том, какой читатель, какой зритель». Опять упрек в адрес все того непонятливого народа. И невдомек человеку, что, может быть, не читают не потому что читатель плохой, а из-за отсутствия интереса к автору. Если А. Солженицын вызывает восторг у А. Кончаловского, то это не гарантия успеха у широкой публики. Я, например, публично признаюсь, что не воспринимаю лауреата Нобелевской премии за великого писателя. А уж как человека и подавно. Но это тема заслуживает отдельного обсуждения.

Рассмотрим еще одно утверждение «знаменитости»: «Я написал большую статью о том, что есть малый народ и большой народ, европейский народ и гигантский российский народ. Гигантский российский народ никогда не имел гражданского сознания».
Видимо, предполагается, что «европейский народ» представляет ту самую «элиту» нашего общества. Взглянем на ее дела. Это те, кто привел к власти Б. Ельцина, кто поддерживал шоковую терапию, расстрел парламента.

Это те, кто переметнется в любую партию, лишь бы она находилась у власти, те, кто не осмеливается критиковать В. Путина, а способны лишь петь ему хвалебные гимны, чтобы он не делал.
Не замечен в критическом осмыслении нынешнего состояния общества и действий правящего тандема и «знаменитый режиссер». Конечно, безопаснее критиковать тех, кто никогда не имел «гражданского сознания».

Но оказывается этот, презираемый по умолчанию народ, сумел добиться благодаря массовым протестам пересмотра закона о монетизации льгот, принятия положительных решений в г. Пикалево и ряда других изменений. Мало, бесконечно, мало пока побед у народа. Но верю, что число их постепенно будет увеличиваться.

А назовите хоть один положительный результат, которого добилась наша «элита». Мне таковые неизвестны. Да случается, что кто-то из уважаемых людей то откажется от правительственной награды, то от участия в престижной выставке. Но это единичные акции, которые только подтверждают правило – неспособна нынешняя элита на позитивные поступки. Одним из доказательств этого служит выставление на последних выборах главы государства подернутых плесенью статистов, кто своим обликом и мировоззрением лишь подчеркивал достоинства В. Путина, даже и не существующие.

У меня нет иллюзий, что я веду полемику со «знаменитым режиссером». Все, что я написал, адресовано тем, кого неустанно полощет «элита». Хватит нам выслушивать нотации от возомнивших себя «великими и знаменитыми». Подлинно великим и знаменитым можно стать по выбору того самого народа, который презирает «элита». Но неплохо бы им помнить русскую мудрость, что «долг платежом красен»!

Уже после публикации у «знаменитого режиссера» появился еще один оппонент, которого по критериям А. Кончаловского тоже следует отнести к «элите». Анатолий Гладилин, писатель, диссидент, был вынужден эмигрировать во Францию. Вот какого мнения он о нынешней Европе, куда нас так зазывают. Не мог удержаться, чтобы не привести буквально крик души.  Впрочем, выводы делайте сами.

«Когда-то я был за то, чтобы Россия шла в Европу, чтобы больше переводили западных книг, чтобы не было границ. Но это было во времена СССР. Тогда действительно очень многому можно было учиться у Европы. 37 лет назад я приехал во Францию - это была другая страна, где была свобода слова. Сейчас во Франции нет свободы слова. Вы не можете прийти в полицию и сказать, что вас ограбил негр. Вас тут же обзовут расистом. Даже расследовать не будут. Если француз ограбил - пожалуйста, идите в полицию, пишите заявление. Я это рассказываю к тому, что в теперешнюю Европу, с нынешними её ценностями, ей-богу, России идти не надо. Конечно, хорошего там осталось ещё очень много, но эта политкорректность всё уничтожает.

Кстати, России следовало бы обратить внимание на подобные ошибки. Когда страны Евросоюза открыли двери и начали набирать дешёвую рабочую силу из Африки и арабских стран, они начали уничтожение Европы. То же самое сейчас происходит и в России. Пройдёт время - появятся мигрантские пригороды, начнутся восстания, поджоги». (АиФ)

 Уважаемые читатели!
Данный рассказ в обновленной версии вошел в сборник «Судьбы людские», выпущенный в 2016 году издательством Ridero.ru.
Заказать электронную книгу (90 руб.) можно в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатную в формате принт-он-деманд (печати по требованию) (335 руб.) - на сайте Ozon.ru или на сайте книги https://ridero.ru/books/sudby_lyudskie/.
Ваши отзывы, в том числе и критические, можете направлять по адресу igorzudov@mail.ru.
Заранее благодарен И. А.
 


Рецензии