Философ творчества А. Ф. Управителев

                Философ творчества: А.Ф. Управителев.

            Философ творчества: "Думать - творчески; творить - философски"...

Такова позиция, стиль и установка постижения мира, окружающей жизни и себя в ней. Таков образ жизни человека, способного увИдеть себя, осмыслить, сконструировать и воплотить увиденное. Таков человек, способный увидеть в другом интуицию искомого, помочь другому увидеть, развернуть и сформулировать идею предмета. Таков в моей памяти многими любимый преподаватель и научный руководитель - Александр Федорович Управителев.
Каждый запомнил Александра Федоровича по-своему. Кто-то любил творчески-интеллектуальные и организаторские способности, кто-то уважал за масштабность и глубину мышления, а кому-то было просто интересно слушать и иметь общение с Человеком. Но бесспорно, что знавшие А.Ф. тянулись к нему именно потому, что он был Человеком с большой буквы. В нем было проявлено качество, называемое в русской философии по имени "человечность". Именно человечность проявляется в человеке, который остается во всем, всегда и везде самим собой и в котором излучается глубина души и сердечная простота.
Александр Федорович помог многим ребятам увидеть иную жизнь, жизнь творческую. Он говорил, что делать и творить нужно то, что любишь, к чему зовет сердце, и тогда все получится. С другой стороны, А.Ф. учил подходить к каждому делу творчески, то есть цельно и с любовью. Можно сказать так, что философ оставил нам заповедь жизни, напоминающую о том, что человек есть подлинно человек, когда любит жизнь творчески. Философ творчества открывает людям иную жизнь, иной мир, наполненный красками и насыщенный смыслом. Мир, в котором всё по-другому: в скучном можно увидеть интересное, в обыденном узреть оригинальное, из серого сотворить радужное, в малом увидеть великое, в трагическом познать красоту возвышенного и понять смысл пройденного.
С большим уважением и благодарностью выражаю чувства любви и преданности светлой памяти дорогому мне человеку, Александру Федоровичу Управителеву, который учил меня прозрачности видения мира и конструктивно-продуктивному мышлению, то есть творческому постижению жизни" (Бармин В.Г. / 2010г.).


        (Эпиграф из книги "Онтология / антология движения" (А.Ф. Управителев 1984-2000)

           "Необходимость этой книги заключается в следующем соображении:
          любовная речь находится сегодня в предельном одиночестве. Речь эта,
          быть может, говорится тысячами субъектов (кто знает?), но её никто
          не поддерживает; до нее нет дела окружающим языкам: они или игнорируют
          или недооценивают, или высмеивают её, она отрезана не только от власти,
          но и от властных механизмов (науки, знания, искусства).
          Когда какой-либо дискурс вот так, сам собой, дрейфует в сторону не-
          актуального, за пределы всяких стандартных интересов, ему не остается
          ничего, кроме как быть местом, пусть сколь угодно ограниченным, некоего
          утверждения. Это утверждение и составляет, в общем-то, сюжет начинающейся
          здесь книги" (Р. Барт. Фрагмент речи влюбленного).



         (Из очерка "Советы, наверное, никому не нужные" (А.Ф. Управителев, 18.06.2005).

         "...1. Научись быть благодарным. Почаще говори "спасибо"...
      Помогай людям, предлагай миру маленькие и большие дары. Плачет ребенок на
      улице - подойди и помоги. Упало в ручей дерево и мешает ему свободно течь -
      вытащи, дай воде свободу. Добрый дар от мира ты обязательно получишь. Это
      не лирика, а следствие закона сохранения энергии: сколько ты затратишь своей
      энергии для мира, столько мир вернет тебе в виде дара.
      Одна мудрая женщина мне говорила: безнравственно помогать другому с расчетом,
      что он ответит благодарностью. Сначала эта идея меня ошеломила и ужаснула,
      но со временем я понял ее суровую правду. Будь щедрым. Твори добро, дари себя
      миру без надежды на ответный дар. Верь, что ответ обязательно будет, но
      не жди ответа.
      Большая обида человеку - отвергнутый дар. "Я хочу стать красной дорожкой
      для твоего победного шествия, а ты доказываешь, что по лужам и кочкам
      топать значительно интереснее". "Я хочу подарить тебе целый мир, а ты
      отказываешься, говоря, что это слишком хлопотное приобретение". Отвергая
      мой дар, ты отвергаешь и меня. Что же мне делать? Смириться. Переориенти-
      роваться. Не помог любимому человеку - помоги лягушке, кошке, ослику с
      печальными глазами...
      Научишься быть благодарным - станешь родным миру, мир станет родным тебе
      и обязательно поможет. Не бойся тратить свою силу и свое "спасибо" миру.
      У мира ресурсов и возможностей значительно больше, и он тебе обязательно
      поможет.
        2. Выращивай уверенность в себе (настроение спокойное, ожесточенно-насту-
      пательное: "мы справимся, мы одолеем").
        3. Создай собственную систему образной символизации и управляй при ее
      помощи своим настроением"
                (А.Ф. Управителев "Советы, наверное, никому не нужные").


     (Из очерка "Творить - говорить - это -" (А.Ф. Управителев, 02.12.2004).

           "ТВОРИТЬ - ГОВОРИТЬ - ЭТО -
      ...рационализировать. Творить островок разума в океане доразумного и вне-
      разумного.
      ...актуализировать. Хтонический мир потенциального и возможного через слово
      становится существующим здесь-сейчас-так. Слово звучащее работает проводником,
      питается от двух хозяев и платит налоги двум начальникам.
      ...перекрашивать. Как красильщик красит ткани, как женщины перекрашивают
      волосы, так и говорящий перекрашивает мир. Если красильщик красит белую
      ткань, то он выступает чистым творцом реальности. Если красильщик красит
      цветную ткань, то он должен учесть сопротивление материала.
      ...дополнять. Мир неполон в себе самом, без слова-разума он как пустыня
      без родников, как жизнь без вранья, как дорога без пыли. Слово дополняет мир
      и в качестве полного мир становится самим собой, приходит к совершенству и
      завершению.
      ...засыпать золой и пылью бушующий хаос мироздания. Тяжелая и неприятная
      работа. Свирепые волны океана нельзя превратить словом в благоухающий
      цветник мироздания. Свирепые волны океана можно придавить тоже соленым,
      плотным и тяжелым маслом.
      ...дерзко прикасаться к другому и Другому, ужасаясь и восхищаясь своей
      дерзостью.
      ...прокладывать путь над бездной с берега одиночества на берег единства,
      причем мост строится из своих жил и костей. Здесь желанная встреча - слеза
      на реснице, готовая сорваться, и радость, в которую трудно поверить.
      ...заливать живительным бальзамом раны страждущей души, светло радуясь
      своей нужности людям.
      ...кормить грудью плачущего младенца, быть тенью Magna Mater, в минуты
      самодовольства понимать кормление как творение мира и сознавать себя
      творцом - демиургом.
      ...кричать в мир, надеясь, что крик будет услышан. В минуты слабости крик -
      зов к ангелу-хранителю, в минуты силы - шаг навстречу человеку"
                (А.Ф. Управителев "Творить - говорить - это -").


     "Управителев Александр Федорович (24.01.1961 - 11.04.2007) -
Специалист по религиозной философии и философской антропологии. Родился в селе Загайново Троицкого района Алтайского края. Окончил Уральский государственный университет, философский факультет (1986), аспирантуру кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1991). Работал ассистентом, доцентом, в настоящее время - профессор кафедры философии Алтайского государственного аграрного университета, профессор кафедры религиоведения и теологии Алтайского государственного университета. Кандидатская диссертация - "Философские основания религиозного миросозерцания П.А. Флоренского" (МГУ, 1992). Докторская диссертация - "Конструирование субъектности в антропологии С.Н. Булгакова" (Уральский государственный университет, 2002)..."
(Статья опубликована в энциклопедическом словаре: Алексеев П.В. Философы России начала 21 столетия: Биографии, идеи, труды. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. - С. 597).


                "Возвращение птиц.

                ...Мы возвращаемся.
                Полет приближается к концу.
                Как труден был полет!
                Мы рвали мускулы и души в почти бесконечном пути.
                Возможен ли помощник летящему?
                Мы учились оптимизму у наших детенышей.
                Мы учились пониманию у слабости.
                Мы находили силу в отчаянии.
                Мы открывали новые горизонты, отказываясь от надежды.
                Пыль странствия сделала черными наши тела.
                Клубление теней сделало тусклыми наши глаза. И тусклым стал мир.
                Почему мозоли под нашими крыльями называют опытом жизни?
                Зачем он был, полет?
                Сопротивление среды, боль и отравляющая пыль. Зачем?
                Мы возвращаемся..."
                (А.Ф. Управителев, 2005).

          (Материалы из книги "Онтология / антология движения: А.Ф. Управителев. (Барнаул, 2010).


                "Стань птицей, живущей в моем Небе.
                Помни, что нет тюрьмы страшнее, чем в голове.
                Стань птицей, не думай о хлебе.
                Я стану дорогой...
 
                Я помню прозрачность воды моря.
                Я вижу прозрачность горящего газа.
                Стань сердцем, бейся в моем теле.
                Я стану кровью...
 
                Я буду делать всё, как умею.
                Стань книгой, ложись в мои руки.
                Стань песней, живи на моих губах.
                Я стану словами..."
                (В.Р. Цой)







 


Рецензии
Очень интересно!

Юрий Останин   04.08.2013 19:18     Заявить о нарушении