Болгария, путевые заметки

                Болгария, путевые заметки

             Автомашина плавно набирала скорость до сорока километров в час. Дальнейшее повышение скорости ограничивалось многочисленными предупредительными знаками. Двухполосная асфальтированная дорога, делая многочисленные повороты и спуски, спешила увести пассажиров автомашины вдоль морского побережья на север к городу Варна. Но нам туда не надо.

             В незнакомом государстве всегда всё интересно. Читаешь указатели, дорожные знаки, впереди город Бяла, но нам и туда не надо. После указателя названия села Долни Чирник берем курс на запад, в глубь Болгарии к городу Провадия. Проплывают новые названия: Горен Чирник, Гроздёво (по-болгарски Гроздьово), Новая Шипка, Берзица, что-то ещё. Какие-то Тутраканцы, Добрина, и, наконец - Провадия.

             Дороги в Болгарии узкие, но все асфальтированные. За рулем автомашины мистер Владимир Петрович Пильников, штурман Элеонора Дмитриевна. Владимир Петрович водитель со стажем, но в очках, поэтому штурман всегда на чеку.

             - Впереди повозка, - уточняет Элеонора Дмитриевна, - ослик.
             - Ты куда жмёшь, - повышает голос штурман, - не видишь что ли впереди трактор. Сбрось скорость.

             Водитель и штурман уже не выбирают мягких слов в обращении между собой, они привыкли друг к другу за те десятки лет, которые они провели вместе под одной крышей.
Действительно на пустынной дороге образовалось как-то сразу два препятствия. Как за высоко нагруженной телегой штурман рассмотрела ослика, а не такую же чуть больше ослика лошадку, понятно только Элеоноре Дмитриевне. Дорога узкая, по бокам обросла дубами, клёнами и кустами, придорожная трава уже наступает на проезжую часть.

            Чем дальше мы удаляемся от моря, тем заметней и скромней становится архитектура сельских поселений. Много пустующих домов с осевшими черепичными крышами. Дома все каменные, поэтому однообразно серые и только красные крыши придают им цветную гамму. У каждого дома цветы в кадушках, вазах. Вдали, за домом, большие деревья грецкого ореха, сливы, черешни...
 
            Но у каждого дома круглый высокий контейнер для мусора, по-местному помойка. У болгар любая емкость, куда складываются отходы человеческой деятельности – помойка, даже на столе маленькая плошка для использованного чайного пакетика – помойка. Но каждый контейнер у дома ежедневно, утром, не зависимо от того, полон он или полупустой обязательно освобождается от мусора работниками коммунальной службы.

            Вообще болгары к чистоте относятся трепетно. Тротуары подметаются постоянно, всякие отходы от пакетов чипсов, бумага от мороженного, одноразовая посуда всё это сразу же улетает в пасть контейнера-помойки.

            Возле нашей гостиницы прорвало водопровод. Естественно, приехала аварийная бригада. Начали раскапывать проезжую часть улицы. Экскаватор взломал асфальт, нагрёб ковш глины и вывалил... Нет, господа, остановите движение своей мысли, глину экскаваторщик вывалил, но только не на проезжую часть улицы, и ни в кювет, и ни на тротуар.
   
            Глину экскаваторщик вывалил в кузов специально подогнанного самосвала! Работа по устранению аварии была проделана быстро. Как всегда в таких случаях на проезжей части остаётся много мусора, глины. Неровно заделанный участок дороги надолго остаётся проблемным для прохода транспорта и пешеходов. Остатки глины, в таких случаях, растаскиваются колёсами и подошвами на сотни метров, всухую погоду превращаясь в пыль, в дождливую в ненужную грязь. Но в Болгарии, в городе Обзор на место аварии прибыла моечная машина, и она промывала место аварии, проезжую часть улицы до тех пор, пока не смыла все последствия образовавшегося неудобства.

            Жаркое солнце просушило проезжую часть, улица приняла прежний вид, и только ещё не заасфальтированное пятно серым гравием напоминало о недавнем происшествии.
Мы всё дальше отдаляемся от моря. Взгляд устремляется к горизонту, к далёким горам, величаво раскинувшимся причудливыми изломами.

            Ниже гор раскинулись сельскохозяйственные поля. Зрелая пшеница тяготиться в поклоне созревшими колосьями. Некоторые участки уже убраны, на других работают комбайны. Не тронутыми стоят квадраты жёлтого подсолнечника. Не напрасно имя этого растения связано с именем Солнца, головки растения, как солдаты в строю, всегда равняются на своего покровителя. Многие поля засеяны подсолнечником, и их желтые и оранжевые цветы светятся теплом.

            Возникает вопрос, какие источники труда приносят государству Болгарии доход, необходимый для существования и развития страны. Меня поразило отсутствие строительных кранов в Варне, Обзоре, Несебре, Провадии. Нет не точно. В Варне на пляже я видел небольшой кран, где при его помощи рабочие создавали очередной плавательный бассейн. Но этого явно недостаточно чтобы признать, что в Болгарии существует развитая строительная индустрия. После Екатеринбурга, где ежегодно строиться более одного миллиона квадратных метров жилья, а в отдельных районах города при комплексной застройке строительных кранов стоит больше чем во всей Болгарии – это естественно вызывает нездоровый интерес-сравнение.

            Конечно, в Болгарии есть строительная отрасль, да же в Провадии есть строительный комбинат, но строят здесь в основном небольшие гостиницы, индивидуальное жильё. Может быть, большие общественные дома создают в столице, куда я не успел добраться? Однако в Болгарии после падения коммунистического правления в одной только Провадии закрыли и бросили на произвол судьбы бальнеологический лечебный курорт и соледобывающее предприятие, единственное в Европе предприятие по добыче соли, и соль везут сейчас из заграницы.

            Остаётся сельское хозяйство, туризм и торговля. Во всех приморских городах Болгарии торговля подчинена интересам туристов-отдыхающих. На каждом углу кафе и кафешки, харчевни и едальни, ларьки, лавочки, бутики и палатки. Молодые люди целыми днями на солнце торгуют одеждой, сувенирами, газетами, книгами, готовят пищу, и в любую минуту готовы всё это предложить, продать, подать готовую пищу к столу отдыхающего. Этот род деятельности даёт Болгарии не плохой денежный оборот. Но сами болгары в основной массе живут скромно.
 
            Разговариваю с молодым человеком с гидом турфирмы. Прекрасная русская речь, без акцента. Спрашиваю:
            - Где научился так хорошо разговаривать на русском языке?
            - Учил в школе, это было обязательным иностранным языком. Затем окончил в Варне университет по специальности иностранный туризм. То есть этот молодой человек практически всё жизнь связал себя с Россией, так как специализировался и готовился к встрече, прежде всего с русскими туристами.
            - А в России Вы были? – спрашиваю гида.
            - Ну, что Вы, конечно, нет. Россия – это дорого.
Я не стал уточнять, для него поездка только в Россию дорого, или вообще туризм для болгар дорогое удовольствие.

            Однако, когда я узнал, что семейная пара крестьян в деревне Овчага получает пенсию на двоих равную нашим деньгам семь с половиной тысяч, вопрос о туризме болгар у меня как-то отпал сам по себе. Хотя эти наблюдения ни в коем случае не относятся ко всем болгарам.

           Болгары – приветливый, доброжелательный народ. В больших и курортных  городах это не сразу заметишь. Там толпы разного народа, где «смешались кони люди», то есть народы многих стран, которые не понимают друг друга, как по языковым, так и культурным различиям.

           В деревнях и небольших городах болгары первыми приветствуют встречного человека не зависимо от того, знакомы эти люди или нет.
Болгарин обязательно поднимет в приветствии правую руку до плеча, улыбнется, склонит голову в приветствии и скажет «доброе утро» или «добрый день» в зависимости от времени суток.

           В деревнях болгары живут в просторных одноэтажных домах, по три-четыре комнаты. Домик-кухня отдельно, загоны для скота. Земля в Болгарии после распада коммунистического строя была возвращена бывшим хозяевам и их наследникам и обрабатывается частным трудом. Дикого раскулачивания крестьян, как в СССР, в Болгарии не было. На мой вопрос у Тодора Тодорова: «Сколько у него земли?». Тодор загадочно улыбнулся и ушёл от ответа.
 
          Небольшая деревня Овчага, всего, как мне сказали, сто пятьдесят домов, но раскинулась она широко. У каждого дома до пятидесяти соток земли огороженных каменным невысоким забором, скорей от скота, чем от людей. Огородов с улицы не видно всё скрывается фруктовыми деревьями. В период созревания урожая на улице можно отведать все экзотические для уральцев фрукты: грецкий орех, яблоки, груши, сливы, черешню, виноград.
Но деревня медленно вымирает, уехали дети по городам искать счастья. Современные условия межгосударственного сосуществования позволяют болгарам покидать страну и искать работу в Европе. Две дочери Тодора Тодорова покинули родной дом: одна уехала в Португалию, другая в Италию. Но как гласит пословица «везде хорошо, там, где нас нет». Одна из взрослых дочерей Тодора вернулась к отцу из Италии. Не каждому удаётся найти себя в чужой стране.
Люди Земли всё в большей степени становятся Гражданами Мира. В последние десятилетия всё интенсивней происходит перемещение и перемежение людских потоков. Маленькое болгарское поселение Овчага превращается в международную деревню. Здесь уже из ста пятидесяти домов четыре принадлежат иностранцам: два французам, по одному англичанам и русским. Как бы ни были временные на отдых наезды иностранцев в деревню Овчага, каждый из иностранцев увозит в свою страну частичку болгарской культуры, и в свою очередь привносит элементы культуры своего государства в жизнь деревни Овчага.
 
            Сосед по даче Владимира Пильникова (дача по-болгарски кышта), молодой человек, с дипломом о высшем образовании инженера-химика, ни где не работает. Не может продать деревенский дом уже несколько лет, живёт только на те доходы, которые приносит земля и его приложенный труд к ней. Он готов покинуть родную страну в поисках работы. Но как отразиться на его специальных знаниях оторванность от заводской практики? Это для него не простая проблема. И в тоже время ещё один болгарин готов покинуть родину и отдать своё родовое гнездо в интернациональные руки.
Вот такие складываются большие международные проблемы для маленькой болгарской деревни Овчага.

           Но, тем не менее, в Болгарии имеются только ей одной присущие традиции сохранения памяти ушедших из жизни родственников.
           Но это в следующих заметках.


Рецензии
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.