Без поражений нет побед, и равен счет удач и бед..

Так уж получилось что сегодня сама собой сложилась тема которую подкинула жизнь, вернее игра.

     Когда то мне задали вопрос что для тебя футбол? В то время я играл постоянно, много и достаточно удачно. Так вот ответ пришел как то сам собой - не знаю как будет дальше, но сейчас моя жизнь состоит  из 2-х половин, футбол и вся остальная жизнь. И это была истинная правда. Заболел я этим очень давно. Помню совсем маленьким летом часто просиживал у ворот и с умилением наблюдал как взрослые гоняют мяч. Однажды даже меня чуть не пришибли. Начинался  какой то матч и я занял свое место возле ворот . Игроки тренировали удары на разминке. Мячи раньше были не такие как нынче . Посередине покрышки  было отверстие в которое вставлялась камера и все это зашнуровывалось кожаным шнурком. Мяч получался тяжелым. А попадание шнуровкой порой причиняло боль даже взрослым. И вот этот самый мяч, этой самой шнуровкой после сильнейшего удара попадает прямо мне в лоб! Я перекувырнулся через спину и и упал на спину..Все собрались около меня пытались успокоить…а я собственно и не плакал.  Слезы сами текли от боли а на лбу светился отпечаток от шнуровки. Кто то меня успокаивал. А я поднялся и сквозь слезы проговорил: - А я все равно буду играть в футбол!!!

    Собственно так оно и произошло. И если бы рядом был хороший тренер вполне мог добиться больших успехов, к сожалению подобный человек появился очень поздно , когда уже никуда не брали.

    С детства умел терпеть боль ушибы и прочие ссадины.Мама рассказывала что когда мне делали прививки или просто уколы, я покорно заголял мягкое место и подставлял его медсестре. Она делала укол а я только вздыхал и спрашивал..  -Что , уже все???  Удивительно, но мне кажется что сейчас я не смотря на возраст стал менее терпелив.Порой легкая царапина болит …и ощущения неприятные остаются надолго

   Так же рано я начал и болеть за московский «Спартак». Скорее всего это произошло из за того что я рано прочитал одноименную книгу. Читать я начал рано , в пять лет уже свободно читал газеты. Может быть не все понимал, но читал легко. В шесть лет я зиму провел у бабушки в Белоруссии. Бабушка часто уходила по своим церковным делам…постоянно надо было меня куда то пристраивать . И меня брала с собой в школу моя двоюродная тетка. Она была учительницей в начальной школе. Школа была маленькая и я сидел на уроках в разных классах.Помню в третьем классе шел урок математики , изучали умножение. Тетушка спрашивает кого то сколько будет 3 х 10.

Тот никак не мог ответить . Тогда она говорит:- Вот даже Коля знает…Я бодренько ответил. Правда потом получил несколько подзатыльников от того парня.

  В первом классе букварь я не учил. Когда ходили по улицам всем классом читал для всех плакаты, афишы в клубе. Причем совсем не по слогам.

   Вот и книгу «Спартак» прочитал еще до школы.

  Как то отец пришел с работы а я сижу за столом перед телевизором и плачу  он утешает меня, что мол случилось? А я сквозь слезы  - Спартак проиграл Динамо Киев! Было это в 1966 году. Значит тогда уже я болел за Спартак . Телевизор у нас был всегда. Потому я рано начал смотреть матчи.

   Кстати с телевизором была одна забавная история. При своей заумности естественно всегда был любознательным . А наш « Неман»,телевизор периодически ломался . Стоял он у нас на этакой деревянной этажерке в углу комнаты.Ну и я иногда залезал за эту самую этажерку поправить отошедшие лампы.Вот как то тронул лампу высокого напряжения с открытым свинцовым колпачком.Удар был такой силы говорят что там около 1000 вольт, рпавда сила тока маленькая…но все равно. Как я оказался посредине комнаты я не помню))))) Палец посинел и опух))))Вообще у меня с техникой и электричеством довольно сложные отношения. Когда мы переехали в свою квартиру от бабушки, у нас делали ремонт, мне было что то около года, может немного больше. Так вот пока мужики сидели обедали и выпивали на кухне, я в большой комнате засунул пару гвоздей в розетку и стал третьим коротить..Красиво искрило! Мужики заметили все только тогда , когда  загорелась открытая проводка. Потом долго удивлялись как меня не убило током!

   Года в три я из интереса  разобрал мамину швейную машинку. Не всю конечно..самые интересные ее части.Мать приходит домой, увидев это прилично меня отшлепала, и побежала к соседу , дяде Васе Филатову  чтобы он собрал все назад.Ну позвала она его прошло несколько минут, приходят я  сижу утираю слезы и все аккуратненько обратно собрал)))  Поахали они поудивлялись..но крапивой мне еще раз досталось. И я долго злился. Соседа я вообще никогда не любил…Злой он был всегда. А однажды зимой ,гад, подколол меня круто.

   На дворе у нас висел умывальник , мороз стоял приличный а он мне и говорит, Коль, знаешь какой сладкий умывальник! Лизни языком! Ну я и лизнул, и моментально прилип! Пока они бегали за чайником, я оторвал язык, а кожица так и осталась на умывальнике.

 Неделю толком есть ничего не мог есть.
   Ну так вот природная любознательность, определенная сноровка, хорошая память , расчетливость, математический склад ума и какое то предчувствие всегда помогали мне в спорте и конечно прежде всего в футболе. Хотя кроме футбола с детства увлекался шахматами выиграл молодежную доску в Чемпионате Московской области. Неплохо стрелял куча всяких разрядов . В настольный теннис мог играть часами…проигрывал только тогда когда уставал играть..играли часто навылет…ну а я выходил из- за стола когда надоедало))) Лыжи, бег, баскетбол, Многоборье ГТО, всего и не помню .

  В академии я мог не ходить на занятия по физкультуре так как играл в футбол в сборной ТСХА. Но мне очень захотелось научиться хорошо плавать. Оказалось что помимо всего прочего природа наделила меня еще и отличной координацией движений . Я держался в воде практически идеально . Никаких лишних движений. На первых же соревнованиях выполнил третий разряд.На следующих-второй, через пару месяцев –первый.Любил тренироваться…Как то подходит ко мне наш преподаватель, Юрий Андреевич Савичев  и говорит, Николай , мне надо с тобой поговорить. Знаешь , тебе надо определиться. Выбери пожалуйста что тебе важнее, футбол, комсомол, театр или плавание.Через полгода я сделаю из тебя чемпиона , а через пару лет БОЛЬШОГО ЧЕМПИОНА! Если захочешь…тебе только силы надо набрать…хорошо питаться , мышцы накачать… а остальным тебя природа не обделила. Твоя техника плавания близка к идеальной. Андреич очень расстроился, но я выбрал все , кроме плавания

    Конечно я еще не раз вернусь к своим победам и поражениям в спорте .Сейчас наверное вспомню несколько наиболее интересных.

     Пр шахматы я уже сказал, с ними у меня была еще одна история . Сборная Агрофака постоянно билась с Экфаком за первое место, Собственно не только в шахматах, но они все математики, и потому шахматы были их коньком.И вот идет финал . На 10 досках. Я где то на 8-й

    Счет 5-3 в нашу пользу. Нам надо было набрать 5 с половиной очков( пол-очка давалось за ничью) Остается 2 стола. Мой  и нашего первого номера.Тот вообщем то выигрывал и на нас никто не смотрел, все уже предчувствовали нашу победу, и вдруг он от волнения завает и проигрывает партию. А у нас ничейная ситуация. Все собрались вокруг нас Не знаю почему но мне вдруг очень захотелось выиграть, причем красиво . Времени до конца оставалось не очень много. Я задумался…Все кругом шикают…просят сделать ничью. А у меня в голове вертится- надо победить!!!! И тут вдруг увидел невероятную комбинацию. Конечно она была рисковая. И если бы соперник не сделал первый ход по моему плану, скорее всего я проиграл бы по времени. Но он сделал его! И тут я отдал ему почти все фигуры..Народ кругом хватался за голову!!! Проиграть турнир!! Но меня уже было не остановить…И когда я поставил мат ладьей мне аплодировали стоя все! Из- за стола меня вынесли на руках…А моему счастью не было предела! Еще долго вспоминали эту игру. Позже ничего подобного у меня не получалось.   

    На первом курсе мы играли в финале кубка Тимирязевки по футболу . Я как молодой был в запасе.Два тайма- ничья ноль – ноль. А в кубке обязательно кто то побеждает.

 Я выхожу на замену.Первый тайм дополнительного периода- тоже 0-0. И тут из меня поперло.Мишка Борзилов подает справа .Я выпрыгиваю и можно бить по воротам, возможно я бы и забил…позиция была убойная. Но краем глаза вижу у пустых ворот Сэм(наш нигериец)  и я сбрасываю ему на голову тот спокойно забивает в пустые ворота,

 Через пару минут в ситуации когда можно было забить самому , тем более что я сам и отобрал мяч, я выдал пас Вите Сычеву( до недавнего времени он работал директором «Белой Дачи», той самой , чьи салаты и зелень мы покупаем) и то так же спокойненько забивает второй гол.

    После победы о голах никто не говорил…Только о сопляке, которого и в состав то ставить не хотели, и который сделал то что не каждый матерый футболист смог бы.

  Торт от декана , огромный сделанный по заказу на всю команду достался мне))))))

   Мне всегда нравилось побеждать.Наверное потому и в каждую игру, каждую партию вкладывал душу и боролся до конца.

     На следующий год мы опять играли в финале , правда с другим факультетом, на воротах там стоял мой приятель, Генка Шавман. Перед игрой он пообещал ничего не пропустить.И наверное так и было бы. Но все таки один удар у меня получился великолепным, он ничего не смог поделать.Метров с 25-ти  под перекладину!

   Через несколько минут в борьбе один из защитников попал мне локтем в нос, перелом.

 В перерыве врач запретил мне выходить играть дальше…Но как я мог не выйти! Сказал что буду играть.И доиграл. Матч так и закончился 1-0 И эта победа уже была полностью моя. Правда нос мой до сих пор кривой)))) Его потом еще раз сломали в другую сторону…но это уже другая история))

     Конечно сейчас уже не молодой   играю изредка с мужиками в минифутбол.Не знаю смогу ли в этом году – в прошлом потянул паховую мышцу. Но побеждать все равно не разучился , как впрочем и играть)))

      Есть правда еще один вид спорта…Он конечно не официальный  Эдакий армрестлинг на ногах. Руки у меня далеко не как у Геракла  ( скорее как у засушенного Геракла) а вот ноги….Мне было 17 лет один знакомый, штангист показал мне несколько секретов борьбы на ногах. Там все просто . Садятся двое друг против друга , один сжимает коленями колени другого а второй пытается разжать ноги. Потом наоборот.Так вот за прошедшие 34 года я ни разу не проиграл . Было две ничьих…просто уставал уже держать и сам предлагал.

   Каких только соперников не было!!! Особенно прикольно было когда садится эдакий молодой петушок Да я да щас..дядьку…прикольно когда они садятся по второму третьему разу.  Особенно азартны когда немного выпьют.В последний раз на дне рождения двоюродной сестры немного похулиганил с молодыми…в конце января)))  Теперь вот думаю надо зятю секрет передать…а может внуку…надеюсь не проиграть до того времени))) Лет так 15- 20 еще)))

       Конечно все мы под Богом и не известно когда и что…

 По этому поводу я часто вспоминаю один печальный случай.

    19 октября 1979 года мы с приятелями пошли на матч Спартак – Хаарлем  , тоже голландцы, как и сегодня, тоже еврокубки.

   Так вот Спартак выигрывал 1-0 за несколько минут до конца, мы поехали домой , чтобы не толкаться на выходе народу было тысяч 20…а выпускали только через один выход.Мы уже вышли со стадиона и Спартак забил второй гол, Народ вроде рванул обратно. Мы просто пошли к метро. Н а следующий день узнали от приятелей, кто остался сидеть до конца. Что там произошла трагедия. Началась давка , сломались перила люди падали друг на друга ,давили топтали ,одни рвутся наверх, будто им повторят забитый гол, другие наоборот ,а доблестная милиция не выпускала никого через другие выходы.  В результате в давке  погибла 69 человек! Вот такие бывают трагедии…Долго об этом молчали. Мы сами то узнали от очевидцев…видеть не видели…И Господь уберег от беды.

   За что благодарю Его ! И потому верю что еще не время ,,не пришло оно мое время…и надеюсь смогу достучаться до небес!!! И непременно передам секрет мастерства своему внуку!!!  И будет в моей жизни еще много много побед!

      И будет кому их посвящать!

   Как ты думаешь??)))

 


Рецензии