Александр Добровинский. Я провела с ним день

 И это правда.
12 лет  назад в один из жарких  дней московского июля мне позвонили из одного издательства,  принадлежавшего тогда группе АСТ, и сказали, что мне надо срочно приехать, у них для меня задание.
Уже в редакции, я узнала  небольшие подробности, а именно: издательство планирует выпускать русский вариант итальянского журнала «Одри», а мне надо встретиться с адвокатом Добровинским и взять у него интервью для первого номера.
 Мне еще дали  номер телефона фотографа, чтобы мы вместе поехали на встречу.
Честно говоря, я тогда впервые услышала эту фамилию,  к моему стыду, я ничегошеньки о нем не знала.  Интернет тогда еще не был распространен, чтобы быстренько «нарыть» хотя бы какую –то информацию.
Буквально в 2 словах в редакции мне о нем  сказали:
« Он – крутой адвокат и любит играть в гольф».
Вот и все!
 - Ладно, - подумала я про себя, - ничего, «прорвемся».
 
В назначенное время я встретилась с фотографом перед зданием его офиса, который тогда располагался в Последнем переулке, недалеко от Цветного бульвара.
 Мы поднялись  в офис, секретарь очень вежливо попросила нас немного подождать в приемной.
 Я уселась  в кресло, перевела дух и … вдруг заметила очень интересные вещи вокруг себя. На стенах были  развешаны плакаты советского периода, на полу  лежали коврики с портретами вождей того периода.
- Забавно, -  улыбнулась я про себя.
Нас пригласили в его кабинет, Александр Андреевич  сидел за столом, в  элегантном пиджаке, в белой рубашке и… с бабочкой на шее. А еще он курил сигары.
 Я опять про себя улыбнулась.
Фотограф с первых же минут рьяно взялся за дело, а я тем временем  пыталась заинтересовать своей персоной адвоката,   который так многое уже видел в этой жизни, что мне казалось, что «удивить» его просто нечем.
Честно говоря, я уже не помню, какой вопрос я ему задала или что именно сказала, но  очень хорошо помню тот момент, когда подумала про себя:
 - Уф… «лед тронулся»…  Будет интересно.
 Мой внутренний голос меня не обманул.
Забегая вперед, скажу, что статья тогда, на мой, и не только мой, взгляд,  получилась хорошей. Ее на «ура» сразу приняли в редакции и поставили в номер.
 Но дело не в этом, сам того не ведая,  Александр Андреевич стал для меня все эти годы ярчайшим примером жизнелюбия,  и я  так часто  потом  вспоминала его фразу: « Если в жизни что-то не удается,  обязательно получится другое. В жизни столько всего интересного!»
Однако вернусь к началу.
  Наверное, увидев, с каким  любопытством я разглядываю его кабинет, Александр Андреевич  произнес : « Я профессиональный собиратель. Собираю то, что никому не нужно!»
Потом с  улыбкой   начал рассказывать, когда он, к примеру, говорит кому-то, что собирает  советское стекло, собеседники недоумевают : «Ты что, бутылки собираешь?» Другим казалось, что понятие «советское стекло» подразумевает под собой стекло оконное. А при упоминании этикеток от коробочек  советских папирос, максимум, что приходило на ум его знакомым и друзьям, так это «Казбек» и «Астра».
 Для справки. Уже тогда, в этой коллекции у Добровинского было папиросных этикеток больше тысячи.
  Но прежде чем мы стали говорить о его «собирательстве», он рассказывал о своей жизни, о своем детстве, о маме , бабушке.
…. Как однажды, когда он – совсем молодой приехал в Париж, он работал уборщиком у одной старушки, и вот  однажды он приходит к ней домой и слышит: «Сашенька, я вчера принимала ванну и оставила воду. Теперь это водой вы можете помыть пол!» ( Вода в Париже стоит дорого). И что же? Засучив рукава, насвистывая, Сашенька стал мыть пол.
Вспомнил эпизод с Аленом Делоном.
 Когда снимали фильм «Тегеран -43» он работал на съемках переводчиком. Если кто помнит картину, в финале в Делона стреляют, и он должен упасть.
 Так вот, понадобился еще дубль, и Добровинского попросили передать ( перевести),  не будет ли любезен  господин Делон еще раз «упасть».
На что, оказывается, знаменитый актер ответил, что он – профессионал, он делает свою работу,  за которую ему платят, и он будет «падать» столько раз, сколько будет нужно.

Я хорошо помню, как попросила его поговорить о красоте.
На что услышала:
 «Если мне что-то нравится, то это уже изначально красиво».
Он добавил, что красота, безусловно, его притягивает, и он готов многое отдать, чтобы ее получить. Но вместе с этим, он отдает себе отчет в том, что есть вещи, которыми невозможно завладеть.
А кроме этого, как и все остальное в этом мире, красота не вечна. Более того, наступает момент пресыщения красотой.
 И в связи с этим он вспомнил, как много лет назад работал в одном парижском ресторане, его работники имели право каждый день заказывать для себя любимые блюда. Так вот, после работы, молодые ребята направлялись в ближайшую харчевню, где с невероятным удовольствием ели сосиски, запивая обычным пивом. И это тоже, по – его мнению, было красиво.

 Тогда его бабочка еще была « в новинку», поговорив о ней, о том, как она ( бабочка) приехала вместе с ним из Нью –Йорка,  я заодно спросила и про одежду. Он ответил, что за модой, как таковой, он не следит, одежду покупает только по мере необходимости. Для него модным является только то, что ему нравится, а нравится ему то,  в чем ему комфортно. Причем, переубедить его  невозможно.

 Часы пролетели незаметно ( кстати, у него тогда в офисе вообще не было часов,  таков был принцип его работы с подчиненными ),
у него были важные встречи, и мы договорились, во сколько   я вместе с фотографом снова приду в офис, чтобы  мы поехали к нему домой, где находилась, уже знаменитая к тому времени, его коллекция фарфора.
Мы поехали к нему на квартиру,  в район Арбата. Просторная квартира тогда (не знаю, как сейчас) была скорее галереей, чем жилой площадью.
Мне так жаль, что  безвозвратно утеряны записи на диктофоне, так жаль. Я могла бы написать увлекательнейшую статью о его коллекции. В то время  Добровинский работал над книгой «Анталогия русского фарфора», посетовал, что с удовольствием работал бы над ней  все время,  если бы не адвокатские дела.  Увы, я не знаю ничего о дальнейшей судьбе той книги.
А началось все, как часто бывает,   с забавного случая.
 В поисках подарка на день рождения Александр Андреевич забрел в антикварный магазин. И там, среди роскошных и ценных вещей, увидел… фарфоровое «недоразумение». Это была невероятно смешная и нелепая фигурка непонятного существа, то ли мальчика, то ли девочки. Он сразу ее купил, принес домой. И… не смог с ней расстаться.
Могу «похвастаться», я не только видела это «недоразумение», но и держала в своих руках.
И здесь, в квартире, часы пролетели незаметно, стемнело, материала для той статьи  у меня уже было предостаточно, фотограф тоже закончит съемки, пора было прощаться.
Спустя где-то полгода, журнал вышел в свет.
У меня остался всего лишь один номер.
За эти годы я порой себя спрашивала, а почему моя память до сих пор в деталях хранит тот жаркий день июля.
И я нашла ответ.
  Добровинский остался в моей памяти  не только потому, что он был невероятно обаятельным и  артистичным (наверное, он мог бы стать великолепным актером), а потому что, помимо удивительного жизнелюбия, у него был потрясающий дар  располагать к себе собеседника. Причем, как мне тогда запомнилось, ему можно было рассказывать и без слов, он бы все равно все понял.
 …
Я   не знаю, изменился ли он за эти годы.
 И как бы он сейчас ответил на вопрос :  « А чего ему в жизни не хватает ?»
Тогда, 12 лед назад на этот вопрос он ответил, что очень хорошо знает все свои слабые стороны, но пока до конца не узнал все свои сильные. На что еще он способен?
Кто знает, может быть у меня еще будет возможность снова задать ему этот вопрос.
Но как бы там ни было, я рада, что в моей жизни был один день, который я провела вместе с Александром Добровинским.


Рецензии
Чего не быть артистичным - он во ВГИКе учился.

Под его обаяние сложно не попасть!

Алла Арт   24.06.2016 14:52     Заявить о нарушении
Алла, вы абсолютно правы*)))

Инга Чиковани   26.06.2016 00:10   Заявить о нарушении
Мой сын у него работал одно время.

Теперь бабочку любит!

Алла Арт   26.06.2016 08:10   Заявить о нарушении
Я думаю, что ваш сын прошел прекрасную школу... и не только в по работе, но и по жизни.
*))

Инга Чиковани   26.06.2016 20:29   Заявить о нарушении
а тогда, о, как быстро годы пролетают, его "бабочка" еще была в новинку. и насколько я в курсе, в данный момент, он не курит больше. а тогда курил сигары, впрочем, я тогда тоже курила *)) а сейчас уже нет, причем, очень довольна, что смогла избавиться от этой привычки.
так что, если вдруг так получится,( а в этой жизни все бывает), и мы снова встретимся, уже много новых вопросов накопилось *))

Инга Чиковани   26.06.2016 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.