Сон Марии

Карлуцкий посмотрел на часы и констатировал: - Увы, мне уже пора. Надо поспешить на кафедру, сегодня у меня лекция.
- Вы, наверно, прекрасный рассказчик. Студенты заслушиваются вами, - предположил Ракитин. – Психология вообще интересная наука для меня. Моим однокашникам-технарям никому не нравились гуманитарные дисциплины, говорили, что им они ни к чему. А я слушал лекции с удовольствием. Вот бы мне такого преподавателя.
- Что ж, я и так могу вам многое рассказать. Конечно, когда время будет. Человек зачастую путает местами абстрактное и конкретное, а порою и специально стремиться уйти в другой мир. Это называют эскапизмом, но, по сути, это попытка изменить мир, пусть и в своём воображении.
- Что это может быть? – спросил Ракитин.
- Всё, что угодно. Есть чрезвычайные проявления абстракции. Например, серийный маньяк тоже являет собой пример человека, подвластного жестокой абстракции. Он хочет материализовать свои примитивные чудовищные мечты и делает это до тех пор, пока его не схватит полиция. Но это может быть и просто игра в куклы. Или сочинение рассказов, например фантастических. Да, это одна из самых безобидных попыток реализовать свои фантазии. Даже сон показывает человеку степень его абстракции. Но здесь психологу труднее разобраться с клиентом. Необходима достоверность фактов, иначе мы получим ещё одну абстракцию, - заключил Карлуцкий и ещё раз посмотрел на часы.
- Вы сказали сон? – переспросил Ракитин.
- Да, сон, но об этом в следующий раз, до свидания, - Карлуцкий поклонился и вышел…
…Сэр Ричард взмахнул мечом, но острие прошло мимо Чёрного рыцаря. В ответ Ричард едва не получил удар в живот. Доспехи чёрного рыцаря были гораздо массивнее, натёрты чем-то чёрным. От этого он кажется неуклюжим. Но те, кто поверил в этот миф, сейчас кормят червей. Ричард повернул коня, и вот они снова мчат навстречу друг другу. На этот раз меч Ричарда зацепился за металлический ободок предплечья, и оба рыцаря слетели с коней. Ричард быстро вскочил на ноги, а Чёрный рыцарь только на долю секунды стал подниматься позже, но этого вполне хватило Ричарду. Острый меч Ричарда был приставлен в открытое забрало к голове Чёрного рыцаря. Ричард посмотрел на Марию, только она могла решить судьбу побеждённого. Мария помахала Ричарду и сложила ладони перед собой. Ричард убрал меч от Чёрного рыцаря и пошёл к Марии.
- Вы самая великодушная девушка во всём нашем мире, сказал сэр Ричард, встав на колено и поцеловав руку Марии. – Я только боюсь, что скоро вы вернётесь к себе, и мы уже больше никогда не увидимся.
- Да, - прошептала Мария, - я люблю вас, но мне надо уходить домой. Мои родные волнуются за меня. Понимаете, Ричард?
Он понимал. Ричард был, возможно, самым благородным человеком и не мог допустить, чтобы ради него одного самая прекрасная девушка осталась здесь навсегда…
…- Прошлый раз вы говорили насчёт того, что человек может спрятаться от действительности во сне, - напомнил Ракитин, когда через пару дней снова встретился с Карлуцким.
- Да, это вполне вероятно, - согласился психолог. – Счастливые сны чаще снятся людям, чем кошмары.
- Дело в том, что моя любимая сестра Мария уже несколько месяцев находится в летаргическом сне. Врачи не могут точно определить причину этого. Она была совершенно здорова, мы так её любили, но однажды она не проснулась.
- Если речь идёт об умышленном бегстве, то вашей сестре чего-то не хватало здесь. Подумайте, были у неё враги или ещё что подобное.
- Какие враги! – воскликнул Ракитин.- Она – добрейший человек! Разве, что она была несчастна в любви. Да, её возлюбленный оказался бесчестным и подлецом. Но это могло повлиять на её уход?
- Ещё как могло. Всё понятно, во сне она встретила благородного красивого мужчину и не хочет возвращаться. Это всего лишь средняя степень абстракции по моей классификации. Вот только ничего обнадёживающего вам я сказать не могу. Если любовь вашей сестры была сильна, значит, после разрыва её положительные неизрасходованные эмоции превратились в негативные. А теперь они снова получили знак “плюс”. И Марии там хорошо.
- Но когда-нибудь она проснётся? – с тревогой спросил Ракитин.
- Не исключено, хотя вам надо быть готовым к самому худшему…
…Света Луны им было вполне достаточно, чтобы видеть красоту этого мира. Тишины им было вполне достаточно, чтобы услышать, как трепетно бьются их сердца. Но даже вечности не хватило бы им, чтобы насытиться любовью друг к другу. И Мария, и Ричард знали, что это их последнее свидание, а дальше – прощание…
… - Профессор, - возбуждённо кричал в трубку телефона Ракитин, - Мария проснулась. Я бы хотел, чтобы вы приехали к нам.
Карлуцкий примчался через десять минут. Мария была бледна, полулежала в постели, пила сок. Карлуцкий сразу понял, что сознанием Мария – там.
- Я познакомилась с рыцарем, его звали Ричард. Я даже не знаю, что это была за страна, что за время. Это были самые лучшие мгновения в моей жизни. Но я не могла бы там остаться навсегда, зная как вам плохо здесь без меня. Он совершал ради меня подвиги, посвящал победы на турнирах, сочинял в мою честь оды. Мы гуляли в царстве Луны, мы жили от встречи к встрече. Но я знала, что однажды придёт время расставания. И я сама приняла это решение, оттягивать расставание – только усугублять боль.
- Мария, ты самая великодушная девушка, - прошептал Ракитин. Он едва не плакал и даже думал, что Марии лучше бы остаться там как можно дольше.
- Ричард говорил мне то же самое, - немного улыбнулась Мария.
Оставшись наедине, Ракитин поделился своими мыслями с Карлуцким.
- Нет, не думаю, что вашей сестре лучше было бы провести всю жизнь во сне с иллюзорным любимым. В конце концов, её Ричард – это абстракция средней степени. А здесь рано или поздно она встретит живого мужчину, который её полюбит. Время даёт людям шанс изменить жизнь.
- Да, конечно. Я просто поддался первому порыву эмоций. Я так хочу, чтобы Мария была счастлива. Она такая нежная, такая впечатлительная.
- Она будет счастлива, - пообещал Карлуцкий, - не может человек пребывать в вечном несчастье. Иначе он снова сочинит для себя абстрактный мир.
Раздался звонок. Ракитин пошёл открывать дверь. Потом Карлуцкий увидел растерянного Ракитина с белым лицом и вслед за ним входящего человека в доспехах и с обнажённым мечом. Ричард повторил: - Я пришёл к Марии, к моей возлюбленной.
- Она… там, - кое-как выдавил из себя Ракитин, показывая на дверь спальни Марии. Ричард вошёл к Марии, и брат с Карлуцким услышали восторженный крик Марии. Потом из-за двери донеслись признания в любви, которые Карлуцкий и Ракитин вежливо предпочли не слышать, вышли на кухню.
- А как вы можете классифицировать произошедшее? – спросил Ракитин, немного придя в себя.
- С такой ситуацией мне ещё не приходилось сталкиваться, - признался профессор. – Надо будет пересмотреть многие моменты в моей теории. Возьму отпуск, поразмышляю, с чем теперь приходить к студентам на лекцию. Да, теперь у меня в терминологии будет новое понятие: крайняя степень абстракции.


Рецензии