Плохое зрение

Обрадованная дочь как-то сообщила матери:
— Мамочка, наша тётя к нам в гости идёт!
— Видеть не могу эту зануду! — сокрушается раздосадованная мать.
— А у мамы сегодня плохое зрение и она вас видеть не может! — откровенно выпалила девочка своей тётушке.
Катаракта физическая обусловлена помутнением глазного хрусталика, вследствие чего развивается частичная или полная слепота.
Духовная катаракта, как правило, вызвана самомнением или самолюбием на почве гордости.
Фарисеи не способны правильно анализировать себя, тем не менее, критично оценивают окружающих. Правильное видение духовных ценностей искажено предубеждениями, предвзятым мнением о других людях. Предрассудки деформируют их суждения, логику и психологию. "Сучки" в глазах ближних им представляются брёвнами, а "брёвна" в собственных глазах они рассматривают, как сучки. Свет становится тьмой, а тьма — светом. Это симптомы духовного «бревнита».

Фарисействуя, «сучколог»
Проглядел в себе «бревнит»,
Так как отоларинголог
Игнорирует ринит.

Зависть также искажает духовное зрение. Предубеждение — подобно близорукости: то, что находится вблизи, человек видит хорошо, то, что вдали — расплывчато. Мелкие сучки видны лучше, чем большие брёвна.
Мышление и зрение — в какой-то мере аналогичны. Бывает умственная близорукость и дальнозоркость.
Когда мышление сбивается с фокуса — наступает рассеяние мыслей, они становятся неотчётливыми. Что служит «фокусом» для мышления? Наше «я» или Христос? Эгоцентризм или христоцентризм?
Для исправления зрения используют корригирующие линзы.
В духовной жизни такой линзой становится вера в Слово Божье.

Мать с дочкой жили хорошо
вдали от всех — на бездорожье.
Священник как-то к ним зашёл
и речь повёл о Книге Божьей:
— Читаем Библию? — спросил.
— А как же? Мы же — не халдеи!
Пойди-ка, дочка, принеси,
Куда её мы, впрочем, дели?
— Охотно верю вам, сестра!
Я лишь спросил. Искать не нужно...
Но непреклонною была
благочестивая старушка.
Немедленно исполнен был
приказ настойчивой старицы —
и та, смахнув с обложки пыль,
листала с трепетом страницы.
Вдруг светом вспыхнули зрачки,
она воскликнула, ликуя:
— Ах, вот они, мои очки!
Уже три года их ищу я!"

Без Слова Божьего она
жила три года, как в тумане...
А что же надо делать нам?
Вникать в Писанье, христиане!

Искажённое понятие о Боге рождается там, где доверяют не Библии, а суеверным предрассудкам.
Однажды позвонил мне священник сельской церкви и объяснил ситуацию.
У него в приходе один прихожанин Бога представляет старичком в очках, восседающим на облаках. «Откуда ты взял такое? Бог — без очков!» — «Не может быть!» — возразил он. —  «Мне 60 лет, и я уже в очках, а Богу сколько тысячелетий! Он,  конечно же, с бородой и в очках!».

— Я Бога в виде старичка, —
Сказал он, — в мыслях представляю.
Сидит на облаках в очках
И видит всех — кто, где гуляет.
— Ты бестолков: Бог не таков!
Как мог ты выдумать такое?
– Мне шестьдесят, и без очков
Я не могу!  – ответил Коля.
А Богу – сколько лет? Веков?
Смотреть без оптики легко ли
На нас, ничтожных муравьёв –
Без телескопа и бинокля?..
Он, как Фома, всем «гнул» своё…
От логики такой все взмокли.

Так некоторые люди пытаются, как говорится, «на свой аршин» антропоморфизировать Бога. «Пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие  видели» – сказал Христос (Ин. 9:39).
Касаясь духовной офтальмологии, полезно вспомнить библейские тексты, повествующие о духовной слепоте, её причинах и излечении.
«...К Богу слезит око моё...» (Иов. 16:20). «Око Моё над тобою» (Пс. 31:8). «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло» (Лк.11:34. Мф. 6:22).
«Вот око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18). Господь Иисус в Своей программе, провозглашённой  в назаретской синагоге,  сказал, что Он пришёл «дать слепым прозрение».  В беседе с иудеями Божественный Окулист выразился ещё своеобразнее: «Я пришёл, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы».  На это книжники и фарисеи в недоумении говорят Ему: «Неужели и мы слепы?». Спаситель заявил им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы греха, но так как вы говорите, что видите, то грех ваш остаётся на вас».
Небезынтересно знать, что среди пациентов нашего Господа было много слепых и слепорождённых телесно, не говоря о духовной слепоте. И вот таким людям Небесный Доктор, очи Которого как «пламень огненный» (Отк. 1:14),  прописывает рецепт, данный Ангелу Лаодикийской Церкви: «...И глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Отк. 3:18). Используя глазную мазь веры, человек освобождается от близорукой самоправедности.  Ведь в будущем вера как таковая станет ненужной, поскольку «узрит Его всякое око» (Отк. 1:7).
В Библии есть такие слова: "Он закрыл глаза их" (Ис. 44:18). Так Слово Божье показывает нам, что очи духовного разумения в природном состоянии закрыты. Поэтому слепой должен был "пойти и умыться" в купальне Силоам, чтобы смыть брение с глаз, а другие воды для этой цели не годились. Особенно, если путь к этому водоёму укажет Тот, Которого Отец послал в мир, чтобы открыть глаза слепым" (Ис. 42:7).  Название Силоам, как говорится в Писании, означает  "посланный" (Ин. 9:7). Таким образом, природная слепота нашего разума такова, что нет для неё иного исцеления, кроме Крови и Духа Иисуса Христа, что только «глазная мазь» (Отк. 3:18) может сделать нас зрячими.
Касаясь трёх духовно-гигиенических факторов – солнца, воздуха и воды, в данном случае в связи с освобождением от слепоты и прозрением, вспомним о Солнце с большой буквы, о Христе: «А для вас, благоговеющие пред Именем Моим, взойдёт Солнце правды, и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Это яркий прообраз Иисуса Христа. Как известно, Солнце – центр нашей планетарной системы и основа всех жизненных процессов. Оно – источник энергии и жизнедеятельности растительного и животного мира. Солнце испаряет воду с земной поверхности, движет воздушные массы ветров. Ветер движется благодаря неравномерному нагреванию поверхности земли солнечной энергией. Солнце убивает болезнетворные микроорганизмы. Там, где солнца мало – больше бактерий и всяких болезней.
Как замечают богословы, Солнце правды – Христос посылает «ветер» Духа Святого, Который дышит, где хочет и разносит семена истины по всей земле. Если христианин «гелиоцентричен», то есть, тянется к Христу и ему даёт центральное место в своём сердце, то он здоров духовно, поскольку это «Солнце» убивает всех микробов греха и зла. Поэтому как поётся в христианской песне: "Дверь открой широко, сердце распахни. Солнышко с небес впусти!"
Солнце правды просвещает разум человека, а потеря зрения духовного ведёт к неразумию. Теолог Томас Бостон в своей книге «Природа человека» анализирует патогенез такого процесса: «Когда, после сильного удара по голове, человек может потерять зрение и у него начнутся световые галлюцинации: он будет видеть тысячи несуществующих предметов. Точно также и человек, который слеп по отношению ко всему доброму, способен только на то, чтобы преследовать только свои интересы, видеть всё в искажённом свете, потому что для этого его глаза открыты – он знает зло (Быт. 3:5)».
«Это оттого, что народ  Мой глуп – не знает Меня; неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют» (Иер. 4:22). К сожалению, ум человека обладает грустной способностью делать всё себе во вред.

Представим себе радость пациента, который снова начинает видеть по мере того, как глазной хирург слой за слоем, подобно луковой шелухе, снимает налёт с его роговицы.
 Небесный Врач услышал крик Вартимея (Мк. 8:22-26) и других слепых на иерихонской дороге (Мф. 20:29-34; Мк. 10:46-52; Лк. 18:35-43), обдумал диагноз их болезни, увидел их внутреннее состояние, и спросил: «Веруют ли они, что Он это может сделать?».
Слепые ответили Ему сразу: «Да, Господи, это Ты можешь сделать». Тогда Он коснулся глаз их. И открылись их глаза.
«Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис. 35:5-6).  «А для вас, благоговеющие  пред именем Моим, взойдёт Солнце Правды  и исцеление в лучах  Его» (Мал. 4:2). «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя  за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» (Ис. 42:6-7).

Наша вера нуждается в росте и усовершенствовании. В связи с этим освежим в памяти слова апостола Павла: "Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же – лицом к лицу" (1Кор. 13:9-10). И это полноценное стопроцентное зрение мы обретём в вечности, тогда, когда "увидим Его, как Он есть" (1Ин. 3:2). 
Так Врач всех врачей использует различные методы лечения похожих, на первый взгляд, заболеваний, практикуя индивидуальный подход к каждому конкретному пациента. А в лечении больного Он прежде всего стимулирует веру.
"А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что он есть, и ищущим Его воздаёт" (Евр. 11:6).


Рецензии