Бутылка



          Валера возвращался домой со службы в армии.  Он лежал на верхней полке общего вагона, начищал медальон «ДМБ – 85» и мечтал о предстоящей встрече с родными и друзьями. «Интересно, как там сейчас?» - сам у себя спрашивал Валера.
          В принципе, из писем, он многое знал. Мать вышла на пенсию по выслуге лет. Отца в связи с предпенсионным возрастом выперли с руководящей должности и значительно понизили. А из партии он вышел сам, не выдержав нового Горбачёвского «курса».  У двоюродного брата всё в порядке: семья, работа, хозяйство. Купил новую «шестёрку». 
          Тоня… С Тоней тоже полная ясность! С полгода назад написала: «Ты знаешь, кавалера я нашла…»
          «Первый день, как приеду, побуду с родителями, - размышлял Валера, - а на следующий, вечерком схожу к Виктору». Виктор был друг детства Валеры. Он учился классом старше. И в армию ушёл годом раньше, почти что сразу после поступления в электромеханический техникум.
          «Я Витька, наверное, не узнаю, - окончательно переключил свои мысли на друга Валера, - фотографию прислал мне ещё в учебку. Стоит такой «дядя»!»
          Про Викторовы дела Валера, как ни странно, знал очень мало. Первый год службы Виктор более-менее писал регулярно. А потом была пауза. Валера к тому времени окончил школу и поступил в техникум, в котором учился Виктор, только на другой факультет. Вскоре и Валеру призвали в армию.
          После присяги Валера сразу же написал другу письмо, сообщил новый адрес. Связь восстановилась. Но Виктор отвечал не регулярно, а когда демобилизовался, то и вовсе написал Валере всего лишь одно письмо. Да и то, весьма сумбурное. Из которого Валера понял только то, что Виктор остался в селе, живёт с родителями, устраивается на работу.


---------------------------------------------------


          Ближе к вечеру, как и планировал, Валера собрался идти к Виктору. «Что бы мне ему подарить? – вдруг пришла в голову мысль, - с пустыми руками идти-то вроде и неудобно». Валера стал размышлять, чем порадовать друга: «В детстве мы собирали марки. Но сейчас это как-то несерьёзно… В старших классах занимались спортом: гантели, футбол, хоккей. Ну не клюшку же мне ему дарить?..»
          В последних письмах Виктора иногда проскальзывали нотки нового увлечения: «… Мы вчера в увольнении опять набухались!», «… Здорово, что я попал служить в Грузию. Тут чача на каждом шагу!», «… Зашли в селение и в первом же дворе нашли бочку, проткнули штыком дырку и пили, пили, пили вино…»
          …Валера не нашёл ничего умнее, как захватить с собой бутылку водки. «Для начала посидим, выпьем за дембель», - решил он и сунул бутылку во внутренний карман шинели.
          Валера шёл по пустынной улице. Навстречу ему не попался ни один человек. Машинально свернул к Дому культуры – на дверях висячий замок. Валера немного постоял, повспоминал, как раньше здесь было весело, три раза в неделю проводились танцы,  было много народа… Сейчас – ни души, как будто всё село вымерло! Пошёл дальше. Прошёл мимо памятника Ленину, пересёк центральную площадь. Площадь была завалена подмёрзшими листьями, перемешанными с чернозёмом. Местами валялись фантики, пачки от сигарет. «Замполита бы сюда нашего! Он быстро бы распорядился!..»
          Валера вышел на улицу, единственную в селе с многоквартирными двухэтажными домами. Показался дом Виктора. Валера зашёл в подъезд. Немного постоял у знакомой двери. Постучал. Ему никто не ответил. Валера постучал ещё раз и толкнул дверь. Дверь открылась. Валера вошёл в тёмный коридор, по старой памяти нащупал дверь в прихожую и вошёл.
          - Есть кто дома? Встречайте гостей! – бодро скомандовал Валера. Но ему никто не ответил. «Странно, - подумал он, - дверь открыта, а дома никого нет».
          Валера прошёл в зал и остолбенел! На диване, вытянувшись в полный рост лежал Виктор. Валера подбежал к другу и послушал дыхание. «Слава Богу дышит! Спит. Только запах какой-то странный» - Валера склонился над другом ещё раз. Принюхался. От Виктора несло перегаром.
          - Всё ясно, - с досадой проговорил Валера. Таким Виктора он ещё никогда не видел. Валера попытался разбудить друга. Но ничего не вышло.
          Валера собрался было уходить, но вдруг хлопнула входная дверь. В комнату вошла мать Виктора.
          - Валера! Ты ли это?!Вернулся… - чуть было не заплакала она.
          - Да, тёть Кать, это я, - Валера учтиво снял шапку. – Здравствуйте!
          Женщина подошла к Валере и обняла его по матерински.
          - Какой ты статный! – воскликнула она. – А мой, - тётя Катя замялась, - посинючая зараза – пьёт! Техникум забросил. Устроился электриком в Заготзерно. А там, то зерна продаст за бутылку, то провода. То соседям что-нибудь по электрике сделает за магарыч. Каждый день пьяный! А тут ещё с приезжей потаскухой связался. Слава Богу, уехала недавно.
          Валера стоял и молчал. Он не знал, что сказать? Беспощадно защемило сердце, предвещая неминуемую утрату чего-то очень дорогого…
          Тётя Катя попыталась растолкать сына. Но безуспешно.
          - И этот, старый хрыч, - она прошла в спальню и показала на спящего мужа, - тоже пьёт. Совсем стыд потерял. Раньше пил с мужиками, а теперь с сыном. Идёт к Виктору на работу и там пьют прямо в щитовой. Или ждёт Виктора дома, в сарае. А закусывают знаешь чем? Свёклой сырой!
          - Ладно, тёть Кать, не переживайте, - попытался успокоить разволновавшуюся женщину Валера. – Завтра с Виктором поговорю. Я собираюсь в техникум восстанавливаться. Может и он со мной поедет…
          - Приходи, Валер. Приходи! – с искоркой надежды сказала тётя Катя. – Я ему утром скажу, что ты вернулся. Чтоб не пил завтра.



          Всю ночь Валера размышлял: «Как же так могло получиться? Что же с Виктором произошло? Почему?» Перебирал в голове варианты: общага, армия, девушка… А память возвращала в детство, проявляя эпизод: у Викторова отца в чулане стояла фляга со спиртом. Он частенько туда заходил с алюминиевой кружкой, потом добавлял в неё воду из под крана и пил. Виктор иногда подражал отцу…
          - Иду к Витьку, - вечером объявил Валера родителям.
          - Да что к нему ходить, - махнула рукой мать, - на что он тебе нужен?
          - Мам, ты чего? - удивился Валера материным словам. – Он же мой друг!
           Валера наспех надел военную форму и пошёл быстрым шагом. Но чем ближе он подходил к дому Виктора, тем шаг становился короче:  «Как я буду с ним говорить? С чего начать?»
          Виктор Валеру ждал: смотрел в окно. Завидев друга, вышел на порог.
          - Здорово Валерик! Проходи, раздевайся. У меня дома никого нет, - расплылся в улыбке Виктор. Он был абсолютно трезв, чисто выбрит и нарядно одет.
          Виктор действительно показался Валере «дядей» - выглядел лет на тридцать пять…
          Друзья крепко обнялись. Валера стал раздеваться. Из шинели выскочила бутылка водки.
          - Ой! Это я… - растерялся Валера. – Приносил вчера. Теперь вот не знаю…
          - Класс! – Виктор ловким движением руки подобрал бутылку и сунул её за шкаф. – Водочка мне пригодится. Искреннее тебе спасибо! Только я с тобой пить не буду.
          - Не понял?! – опешил Валера.
          - А чего не понятного? Я с тобой пить не буду! – повторил Виктор.
          - По-нят-но…- Валера опустил глаза. – Хочешь выжрать в одну харю. Тёть Катя говорила…
          - Дурак ты! – перебил Виктор. – Ты не пьёшь. Чего мне тебя спаивать?! С другими как хошь, твоё дело. А со мной ты пить не будешь! Я свои проблемы ни на кого переваливать не собираюсь. – Виктор немного помолчал и добавил: - Тем более на тебя. Ты, Валерик, не пей! А я – брошу. Потом.
           Виктор провёл Валеру в зал. Принёс чай, конфеты.
          - Я под дембель загремел под «фанфары»,- продолжил разговор Виктор. – Мы повадились продавать грузинам за вино разную ерунду. Лопаты там, бушлаты. Потом бензин. Дошло дело и до оружия.
          - Ты мне этого не писал, - Валера насторожился.
          - Разве такое пишут? – Виктор сделал акцент на слове «такое». - Ну так вот, как-то раз, я был в карауле. И «поддал» прямо на посту на оружейном складе. А потом обнаружилась пропажа пистолета и коробки патронов. Меня за «жабры» и в комендатуру. Доказать мою прямую вину не смогли. Но и дембельнули только в последнюю партию.
          - А ты и вправду не причём? – робко спросил Валера.
          - Да ты чё! Чё, я дурак оружие воровать? Это меня дружки подставили. – Ну так вот, - продолжил рассказ Виктор, - домой я приехал уже в январе. В технарь ехать поздно. Дома сидеть – скукотища. Устроился на работу.
          - Да-а… - не укладывалось в голове Валеры. Не ожидал он от друга таких «подвигов». – Вот не пил бы на службе, и домой приехал пораньше и в техникум бы успел.
          - Кто ж знал, что всё так обернётся?! – Виктор помолчал. – Ну ладно. На работу устроился. Всё нормально. Работаю. А там, сам понимаешь: мужики, магарычи… А тут ко мне на работу приходит тёлка. Красоты неописуемой! Смугленькая, щёчки пухленькие, ножки стройненькие! Говорит мне: «Вы электрик? Не могли бы мне розетки починить?» А я гляжу на неё и не могу оторваться. Спрашиваю: «Откуда ты такая красивая взялась?» А она мне отвечает: «Я в Доме пионеров третий год работаю. Меня по распределению сюда прислали. А теперь вот квартиру дали. Свет поможете сделать?»
           Валера слушал так, что забыл про чай.
           - И тут у нас началось… - Виктор замолчал.
           - Что?
           - Как что? Любофь! Я  и пить перестал. Квартиру всю отделал. Стали жить вместе. А в начале лета она мне заявляет: «Мой срок заканчивается. Квартиру я оставляю РОНО. Уезжаю на родину. Хочешь, поедем со мной».
          -А это куда? – поинтересовался Валера.
                - К чёрту на кулички. Куда-то в Калмыкию. Там до ближайшего села триста км!
                - Ну и что дальше?
                - Ни-че-го. – Виктор развёл руками. – Пью вот не просыхая. Почти пол года.
                - Слушай, ты это дело кончай! По дружбе тебе говорю, - строго сказал Валера. – Лучше в техникум восстановись! Я завтра еду, айда со мной!
                - Нечего меня учить. Сам знаю, что делать. – Виктор похлопал друга по плечу. – Я сам всё зна-ю!


                1999г.


Рецензии