Загадки развития русского самосознания

Каргаполов Евгений Павлович (1951 г.р.) - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ханты-Мансийской государственной медицинской академии, член Союза писателей России, автор учебных пособий, монографий и других изданий по культурологии, философии литературы и педагогики.

ЗАГАДКИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ
(О ТВОРЧЕСТВЕ СУРГУТСКОГО ПОЭТА СЕРГЕЯ СМЕТАНИНА)

 Поэзия сургутского поэта Сергея Сметанина дает достаточное представление о состоянии души человека, прошедшего через тернии жизненного неустройства, любящего свою Родину, но неуверенного в её будущем. Да и вообще о будущем он старается мало говорить. Будущее - это потемки. А потому стоит ли прогнозировать будущее общества, народа, человека в России.

 Дух поэта не может окончательно оформиться в стихах, он мечется в сомнениях между сегодняшним и прошлым своего народа, любимой Родины. Его русский дух не может вырваться за пределы этого тленного мира, устремиться вверх, к Творцу. Его что-то сдерживает. Он не может развернуться в художественном пространстве и времени, реально отобразить происходящее в своих стихах. Но тем не менее в его творчество проникают светлые лучи Русской идеи и сразу же теряются где - то в уголках бездны сознания. Он настойчиво идет, ищет цель своего пути, пути своего народа, общества. Но эти пути для него не становятся всё более четче и яснее.Его мысли разбросаны, идеи составляют большие и малые острова, в его творчестве присутствуют крайности, главные темы ускользают от широкой аудитории.

 На творчество сургутского поэта накладывает отпечаток его основная профессия - журналистика. Где журналист, а где творец, поэт? Поэтому осмысление сущности творчества Сергея Сметанина - достаточно трудоемкий процесс. Об этом говорит и М. Антохин: «Поэт «сотворяет» свой реальный мир, создавая образы и ритмы из своего сердца, из своих чувств»160. Но так уж ли вся его поэзия фантастична, виртуальна? Конечно, нет! Там, где поэт отображает реальные процессы и образы, бытие человека и общества, его слово остро вторгается в сознание реальными картинами мира. Правильнее сказать, что С. Сметанин живет в двух мирах: реальном и фантастичном (виртуальном). В том, чтобы уйти от реальных жизненных проблем мира и бытия, он уходит в виртуальный мир, созданный его мыслью и закрепленный в сознании чуть ли не в форме мифа.

 Пути его чувств и мыслей сложны. Он пытается осмыслить и вчувствоваться в катастрофичность нынешних личных, общественных и государственных процессов. Он не находит для себя ответов (об этом говорит его творчество) на возникающие острые вопросы в сегодняшнем, поэтому его сознание устремляется в прошлое. Там он также не находит ответов. Нужно успокоиться. И поэт устремляется в органичность, в природу. Это происходит в его сознании не последовательно, а параллельно, порой даже стихийно.

 1. Агония русской души

 Родина. Россия.

 Щемит сердце от произнесения этих слов. В сознании крутятся мысли: развал, разруха, воровство, предательство, смертность выше рождаемости, СПИД, преступность, наркомания, детский алкоголизм... Сердце разбухает от негодования и давит, и давит, и давит в грудь, стучат виски. Как будто говорит сознание поэта: «остановите этот произвол, сложность, неразбериху, смуту. Но эта смута в наших головах. Потеряли русские «царя в голове», то есть разрушили социальную иерархию, утратили веру в Творца, раздвоились, растроились, одни превратились в «экономического человека», другие - в «сексуального человека», третьи - в «одномерного человека». Четвертые - в «потребительского человека» и т.д. Русский человек снова, которые уже раз, вошел с полосу сомнений, метаний, душевных переживаний, мучительной муки от терзающих тревожных мыслей: «Россия в опасности»; «собственность растаскивают»; «русский народ в бедности»; «олигархи жируют»; «болезни множатся»; «преступность растет»; женщины не рожают детей»; «нарушились связи между поколениями» и др.

 Сергей Сметанин, как каждый русский человек, ощущающий в настоящем и предчувствующий угрозы в будущем и осмысливающий общественные процессы с позиций родной духовно - нравственной культуры, видит свою Родину в потрясениях, хаосе, неразберихе. Видит, как разваливаются старые социальные связи и отношения между людьми и народами, как останавливаются предприятия, как границы становятся очень «прозрачными» для всякого спекулянта, бандита и прочей швали, но абсолютно непрозрачными для простого гражданина. В Россию устремился всякий сброд. В умах людей аморализм, пестрота, пустота и неразбериха.

 Какая во взглядах царит пестрота
 Пред нами последние годы!
 Кто Ельцина хвалит,
         кто хвалит Христа,
 Кто новые прихоти моды
 Гречихин не верил
             совсем ни во что,
 Сегодня бубнит в упоенье:
 Монархия - это. Монархия - то.

 Монархия наше спасенье
 Вчера убежденный
         «ура-коммунист»
 Звал курицей герб двухголовый,
 А ныне пред богом анкетою чист
 И он со свечою грошевой
 Друзья дорогие, простите молве
 Что славу Гречихина множит
 Когда человек без царя в голове,
 Монархия вряд ли поможет.

 («Какая во взглядах царит пестрота»)


 Русский мир, русское сознание раздвоилось, растроилось. Русские не могут осознать свое место в этом хаотичном и быстро меняющемся мире. Одни «Ельцина хвалят», другие «хвалят Христа», третьи - монархию, четвертые - «демократию...». Этот разлом острым лезвием вонзился в русское народное сознание и парализовал его на какое - то время. В чем и где истоки этого разлома? Где надо искать причины несогласия в русском, российском обществе. Почему СМИ оголтело критикуют все, что было не только в советской, но и в русский период истории русского народа. Нынешний разлом в сознании русского народа - это порождение глубочайшего кризиса, в котором оказался русский человек, отошедший от корней, отказавшийся от своей веры и духовности. У человека, который потерял свой национальный, духовный стержень, закладывается сомнение, страх перед будущим, неуверенность в жизни и пути, апатия и хандра. Отсюда и выползают все социальные болезни национального сознания. Отсутствие национального духа и игнорирование национальной идеи приводит к тому, что вчера был «ура - коммунистом», сегодня бубнит о «монархизме», «демократии», а завтра что будет говорить? Наверное о фашизме или глобализме! Вчера называл российский герб «курицей», а сегодня «анкетою чист».

 Человек, имеющий прочные духовно - нравственные корни, разве может так метаться? Нет, конечно, нет! Такое неустойчивое состояние характерно для народа, переживающего, наверное, системный кризис. Это кризис идентичности, духовности, государственности, этничности. У людей, находящихся в этом состоянии нет «царя в голове», нет веры во всевышнего. Это характерно для людей бездуховных, материальных, злых и темных. И какое - бы государственное устройство не создавали, оно все равно рухнет, в том числе и монархия. Монархия — это, прежде всего, дух народа, вера в сомодержавие Царя, вера в Бога. Духовной основой монархической системы правления выступает православие. Сергей Сметанин понимает, что человек, быстро меняющий свою веру, тем более, «без царя в голове», не сможет найти согласие ни в монархии, ни в демократии или в какой - либо другой политической и государственной форме правления.

 Как быть во время смуты, мягко называемой «переходным периодом», человеку? Куда идти? Кругом смерть, разруха, не рождаются дети, падают самолеты, рушатся дома, вдоль дорог выстраиваются могильные кресты. 5, 7, 10, а вот уже и 18 лет реформ в России! Что они дали народу эти 18 лет «перераспределения богатств». Народу обещали благополучие, лучшую жизнь, квартиры, высокие доходы (?!). Где они?

 Но суровая совесть о былом меня спросит...
 Что тогда мне ответить? Сам себе не солжешь
 Десять лет, как Россия, смерть за пазухой носит,
 И рукой ненавистной снова точится нож.

 («У полярного круга заколдованный город...»)

 Россия 18 лет живет в условиях стресса, на грани нервного срыва, её города заполнили народы, на рынках говорят на незнакомых ранее языках... Россия остолбенела... Перестала рожать детей... Старики одни за другим покидают её. Россия бросила своих детей и стариков в объятия смерти, болезней, наркомании, алкоголя и преступности. Она не может защитить своих детей от растления, педофилии, СПИДа. Кому это нужно? Кто и какие силы устраивают вальс смерти на российском политическом и экономическом поле. Жиреют богатые, беднеют бедные «И ненавистной рукой снова точится нож». И он может резануть, да так резануть, что бедные вымрут или богатые захлебнутся в крови. Может снова всё перевернётся?

 И в этих условиях у русского народа, простого человека, части русской интеллигенции начинает просыпаться совесть. Она не дает человеку солгать самому себе и окружающим, так как совесть - стержень нравственности, составная духовности. Д.С. Лихачев говорит, что «Совесть не только ангел - хранитель человеческой чести, - это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной» 161. Но сначала у человека возникает вопрос: «что же со мной происходит?» Совесть спрашивает у человека о былом, что у него в прошлой жизни не так, не по совести? Былое нужно человеку не для логических игр или любомудрия, самолюбования, былое нужно для нынешней жизни. Нужно для того, чтобы найти ответы на сложные вопросы сегодняшнего дня, для оправдания нынешних поступков в обществе. И совесть не лжет, она дает правильный ответ, так как взвешивает на своих нравственных весах все поступки и мысли человека. Совесть - это судья своих собственных поступков.

 В смутное время, какое сейчас в России, в условиях душевного и нравственного разлада, раздвоения личности, отчуждения сознания от национальной культуры могут опуститься руки, само сознание затемняется или засоряется чужеродным, человек теряет будущее. Что делать человеку, творческой личности в этих условиях? Опустить руки? Броситься в пьяный разгул, разврат? Удовлетворять только телесные потребности? Жаловаться о пропавшей жизни? Что и делают сотни тысяч людей. Нет, нет и нет, этого делать нельзя. Истинный творец, мужественный человек на такое не согласен, не пойдет и не идет, хотя у него возможны какие - то срывы. И он работает, творит, фиксирует происходящее и снова работает, работает, работает! Тем самым он выполняет свою миссию на этой бренной земле, свое истинное предназначение. Истинный писатель, художник, поэт, ученый, представители других профессий ни при каких условиях, ситуациях, кризисах не перестают быть творческими людьми. Они просто продолжают творить, строить, создавать, ибо это время и есть время нового созидания, созидания великих произведений. Божественным светом озаряется их творческий путь.

 Сейчас не время для стихов -
 Так мне сказали.
 Там - бой,
 Там - смерть,
 Там льется кровь
 Страна в развале.

 Там дети плачут от беды -
 Не от капризов.
 Там даже нежное - цветы -
 Звучит как вызов.

 А здесь - обычные дела:
 Базар, сберкасса.
 А здесь у праздного стола -
 Гул перепляса.

 От сплетен,
 Страхов,
 Матюгов -
 Мороз по коже -
 Сейчас не время для стихов!
 А для чего же?

 («Сейчас не время для стихов...»)

Сейчас время для творчества. Это позиция Сергея Сметанина. Да, для жизни сейчас не время. Не дай Бог, жить в смутное время! Но для творчества сейчас как раз самое подходящее время. Посмотришь, какие противоречия жизни, какие жизненные переломы, духовные человеческие драмы. Сергей Сметанин видит противоречия жизни и здесь, и там. Там кровь, бой, война, развал. А здесь - стихи, сплетни, пьяный разгул, маты, «праздный стол»... И это противоречие в едином, в целом, в России! Всё это проходит через сознание миллионов людей, сплетается в какой - то узел хитросплетений и противоречий, и русский ум ищет выход. Мучительно ищет! Как преодолеть это противоречие с тем, чтобы зажить свободною, нормальною человеческою жизнью, богатою, духовною. Он видит, что Россия одной частью стала преодолевать этот раскол, другой частью ещё сильнее скатывается в стихию разврата, разгула, преступлений и наркомании. Что делать? Каким способом повернуть вторую, но еще достаточно большую часть населения страны к духовности, к национальной жизни? Поэт пытается ответить для себя на этот вопрос? Он обращается в прошлое. Он живет в этом прошлом, знает это прошлое через свою и Родины жизнь. Но этого мало: человеческая мысль идет глубже, в многотысячелетнюю Русь.

 2. История нужна человеку для жизни настоящей, для
 движения вперед

 Сергей Сметанин мучительно ищет ответы на поставленные самим собой и Родиной вопросы и в отдалённом прошлом, и в ближайшем прошлом. Обращение к прошлому необходимо и для того, чтобы защитить себя, свою семью, свою Родину от грубых нападок, от клеветы. От всего наносного. Погружаясь в прошлое, сердце щимит «с приятной болью» от таких слов:

 Россия, моя Родина -
 Старинные края,
 Былинная мелодия,
 Да трели соловья!

 («Россия, моя Родина...»)

Всё волнует в словах: «моя Родина», «старинные края», «былинная мелодия». Сердце переполняется чувствами, восторгом, радостью от всплывших в сознании традиционных мелодичных звуков. Душа радуется, поднимается ввысь, в полет... Это состояние душевного восторга, озарения, * творческого вдохновения... Но в настоящую жизнь вторгаются снова и снова иные звуки: бомб, выстрелов, массовых схваток, демонстраций. Грозный дух революционных потрясений возмущает душу русского человека, заставляет содрогнуться от содеянного красными и белыми братьями во время гражданской войны... Потом Вторая Мировая война, столкновение цивилизаций, а внутренний разлом ещё не преодолён?!

 Россия, моя Родина -
 Суровая стезя! -
 Тобою столько пройдено
 Что выдумать нельзя:
 Война, да революция,
 Да за войной - война.
 Хочу с тобой проснуться
 В другие времена.

 ( «Россия, моя Родина...»)

Барабаны войны и революций стучат всё сильнее и сильнее, бьют в виски. В памяти народа всплывают многочисленные битвы скифов, руссов, славян против врагов на протяжении многих тысячелетий, войн против монгольских полчищ и тевтонских рыцарей, против польских завоевателей и крымских ханов, против немецких и французских завоевателей!.. А барабаны войн и революций бьют всё сильнее и сильнее, невмоготу. Человек закрывает глаза, уши. Хочет отвлечься, уйти от этих странных звуков крови, войн и страданий. Он бежит от этого тяжёлого прошлого своей страны, но не от Родины:
«Хочу с тобой проснуться я/ В другие времена». Времена мира, созидания, строительства, творчества. Русское сознание хочет окунуться в Россию, но другую, светлую, благополучную, радостную, которая дает энергию для созидания, движения вперед, к будущему. Но возможно ли это? Можно ли уйти от своей истории? Нет! И он обращается к старой русской песне.

 Народные песни. Простые слова.
 Смеются и горестно плачут.
 Заслышишь их только, припомнишь едва -
 Берут нас и разом иначат.

 И сердце стучит - не пустой барабан,
 И Родина с ними - чудесней.
 Они никогда нас не вводят в обман -
 Старинные русские песни.

Вот что нужно русскому сердцу и русской душе в обращении к прошлому. Правильно говорит русский философ И.А. Ильин, что важнейшими характеристиками русской культуры являются: молитва, терпенье, молитва и пенье. Началось возрождение русской души и русского духа.

 Старинная русская песня. Она несет правду, добро, справедливость, народную мудрость, мир, радость. Она изначально нравственна, духовна. Чуть прикоснется русское сознание к этой святыне, как начинает бойко стучать сердце, слезы наворачиваются на глаза, на душе так сильно щемит. Это восторг от возращения к родному, своему, духовному, чистому и правдивому. Не утрачена русская культурная связь поколений, она живет в нас. Мы должны её постоянно взращивать в русском сознании. Старинные русские песни нас «разом иначат», делают другими, нравственно более чистыми, духовно терпимыми, справедливыми. Душа радуется, отдыхает, восторгается. Но в душу снова и снова вторгаются тяжелые, металлические, визгливые звуки войны. Прошлое снова врывается в сознание войной, кровью, трагедией. Прошлое приходит во сне, но как наяву.

 Гром пробивал стекло,
 И рассыпался звон...
 В небе дышало зло
 Черное, как гудрон.

 Выдохлось, наконец...
 Спрятано в глубину...
 Ночью кричал отец -
 Видел во сне войну.

Сергей Сметанин понимает, что русское прошлое очень сильно связано с войной, смутой, расколом. Строить, защищать и развивать русскую культуру приходилось в постоянной борьбе с чужим, инаковым, агрессивным, непримиримым. Поэтому катастрофическое в его сознании берет верх. Затмевает всё остальное. Он не только в настоящем, но и в прошлом обнаруживает раскол, смуту, войну, боль, страдания, природные и стихийные бедствия. В сознании русского человека присутствуют эти срывы, разломы, сдвиги. Он на них реагирует по - другому, не так как человек западный, европейский, американский. Л.B. Гернего отмечает: «Однако, женственная русская душа, вызывая на себя давление мужественного (варяги, немцы), вырабатывает в себе протест против своего угнетения, переходивший в нигилизм и бунт, - извечный раскол бытия и сознания людей. Отсюда у русских и апокалиптическое видение мира - чувственного, что порабощение не может быть вечно, что оно должно прекратиться, пусть даже через катастрофу. Поэтому русский народ - катастрофический. У него есть чувство конца истории»162. Война, смута - это и есть самая страшная катастрофа для русских людей, потому что она нравственно аморальна, несет зло, страдания, разрушения ума и рук человеческих. Война заходит в каждый дом, касается каждого человека, народа. Врывается в сердце, становится неотъемлемой частью сознания русского человека, народа, России. Во время войны прощают власти заблуждения, ошибки, меланхолию, даже предательство, если она и обрушивает всю мощь организаторского таланта против врага и агрессора.

 Катастрофа с нами, в нас, мы слышим ее дыхание, пульс, голос. Мы ощущаем наступление катастрофы и ищем спасение души в боге, спасение жизни в титанической работе соборного единства народов России. Поэтому так часто врывается в наш внутренний мир война, но не только «война вообще», но конкретная, где погибли, получили раны наши деды, отцы, сыновья. Мировая война, афганская война, чеченская, балканская, иракская и другие. Мы, русские, одинаково болезненно переживаем и пропускаем через свое сознание все эти войны. И чем реальнее для нас прошлое, чем больше оно, тем глубже затрагивает через наше сознание все эти мировые катастрофы.
 
 Помнишь в минуту молчанья               
                звенела струна -
 Чья-то зовущая,
              чья-то живая душа?
 
 ГОЛОС ПАВШЕГО СОЛДАТА:
 Кто меня спросит,
             какая мне в жизни цена?
 Кто мне ответит,
               когда я закрою глаза?
 В поле идет,
          громыхает боями война,
 В небе горит,
          догорает ночная гроза
 Время созревшего хлеба -
                пора убирать.
 Время уснувшей воды
                молодого пруда.
 Кто меня знал,
            что я так не хочу умирать?
 Кто меня знал,
              что я выстою здесь навсегда?

 («Память войны»)



Война эхом врывается в душу. Сотрясает её, зажигает пламенем её неприятия. Человек, народ раньше и всегда жил стремлением к мирному труду и жизни. Война нужна для тех, кто имеет большие деньги и хочет иметь ещё больше. Война обрывает мирную жизнь человека, народа, страны. И самосознание всё время слышит вопрос павшего в боях солдата: «Кто мне ответит?..», «Кто меня спросит?..» А спрашивать и отвечать должны мы, ныне живущие, чтобы не повторилось то, что уже было пережито. Если мы не спросим, то спрашивать всё равно придется, но уже будущим поколениям. Зачем отдавать ответственность будущим поколениям? А ответив на эти вопросы, мы сможем не допустить больше никаких гражданских братоубийственных войн, смут, общественных потрясений, экономического и законодательного хаоса, демографической катастрофы, духовно - идейного кризиса. Это будет адекватным ответом на давнее и недавнее прошлое.

 Я не видел войны
         Я боёв не слыхал.
 Я на ратные темы не спорю.
 Видно, случай такой,
             что не каждому дал
 На себе испытать это горе.

 Не застал меня в Бресте
                чужой миномёт,
 И салют
      средь берлинских развалин
 Мне родиться ещё предстояло
                за год
 До того, как скончается
                Сталин.

 Мы счастливой судьбой
                обогнали отцов,
 Повидавших жестокие виды,
 Но порой тяжело,
           и нелепо свинцов
 Наш рассвет
         от случайной обиды.

 Пусть победы спешат
             по дорогам весны,
 Как дошкольники
            в праздничном марше -
 На суровые годы
               прошедшей войны
 Наши дети и те будут старше.

 Я не видел войны
      я не грешен, не свят,
 Я не жду
     ни наград, ни прощенья.
 Просто скорбная память
                убитых солдат
 Растянулась на три поколенья.

Прошлое соединяется с настоящим в нашем сознании. Мы никуда от него не уйдем, и стоит ли от него уходить. Наша история нужна нам для сегодняшней жизни, для будущего. Любые разрывы между прошлым, настоящим и будущим ведут к трагическим последствиям, к смутам, конфликтам не только в обществе, нации, но и в душе и сознании каждого человека. В данном случае он перестает ощущать связь времен, теряет преемственность, превращается в общечеловека, в ничто. И вот с этим катастрофическим прошлым, ощущением войн и смут мы встречаем будущее, которое полно всяких неожиданных встреч, событий, и эта неопределенность порождает самые страшные сны. Эти сны - плод страха за будущее. Человек начинает бояться этого общественного будущего, которое может наступить снова: сегодня, завтра, послезавтра... какое это будущее?

 Меня порой терзает сон
 К чему видения такие?
 Как будто сбилась вся Россия,
 В один военный эшелон.
 Там духота и толчея,
 Сквозняк из тамбура по трудам
 Цыган, татарская семья,
 И казачок с раскошным чубом.
 А поезд медленно идет,
 На стыках грубо приседая,
 Привычный
         давний страх скрывая
 Пред днем, что нас назавтра ждёт
 И грустно женщина поёт
 Из-за вагонной стенки тонкой,
 А за окном - деревни, пруд,
 И машет девочка ручонкой.

Сергею Сметанину представляется страшное будущее. Из катастрофического прошлого вырастает катастрофическое будущее. «Россия», «вагон», «грустная песня» - это возвестники какой — то будущей трагедии, нового русского разлома. «Что нас ждёт впереди?» - вопрос, над которым задумывается Сергей Сметанин. Ответ на него видится страшным, жестоким, военным. Этот ответ одинаков для всей России, её народов: русских, татар, цыган. Разве может человек, гражданин, поэт смириться с таким будущим? Такое будущее и врагу нельзя пожелать. Снова, как и в прошлом, будущее ассоциируется с катастрофой. И поэт упорно ищет выход из создавшегося положения, ищет пути без войны, катастроф, революций, смут, скачков. Вообще, существует ли такой путь? Русское сознание однозначно отвечает, что такого пути нет. Но есть путь который нравственен, даже если возникает какая — либо природная катастрофа, она возникает не по вине человека или человечества. Этот путь в природу, к гармонии с вселенной, с космосом. И русский народ, русский человек уходит в себя, устремляется в природу.

 3. Родина, природой обогретая

 «Мы, воспитанные русской природой», отмечает сургутский поэт М. Антохин, обращаем свой взор на природу, ищем силы в природе, нас окружающей. Мы чувствуем дух природы: леса, реки, поля, деревья. Этот дух успокаивает нас, дает нам новые силы. Мы нащупываем Россию «березовую», «Россию полей и гор», «степную Россию», «снежную Россию». Она с нами, она в нас.
 
 Вдоль России стремится черёмуховый дух,
 Всё плотней белокурые кисти.
 Не стесняйтесь веселых друзей и подруг,
 Оглянитесь и ветви приблизьте.
 В невесомом дожде лепестковой воды
 Лишь лицо от заботы умоешь,
 Всех созвездий в глазах остаются следы,
 Всей любви, если ты её стоишь.
 Белым цветом весна к нам легонько стучит
 Не беда, что черёмуха малость горчит
 И пока в нас огонь новизны не потух,
 Окунайтесь в листву и соцветья.
 Вдоль России стремится черёмухи дух,
 Признаваемый в наше столетье.
 От него во дворе тишина и покой,
 Между нами согласье и споры.
 От него я сегодня счастливый такой -
 Не помогут ничьи уговоры.

 («Весна»)

Природа несет человеку веселье, хорошее настроение, огонь новизны. «Черёмуховый дух» - это дух пробуждения, дух цветения жизни, дух возрождения, дух покоя. Сергей Сметанин видит возрождение человека через возвышение его к первозданной стихии природы. Общество погрязло в распутстве, будущее грозит войнами и смутами, поэтому нужен другой путь для человека, путь к природе. Для новой жизни нам нужен дух природы, он дает нам силы для новых свершений. Но возникает опасение: возвращение в природу может стать «общественным ужиманием», как шагреновая кожа в известном романе, «общественной деградацией», «личной деградацией», «движением вниз»... Поэтому поэт пытается Дух природы соединить с Духом Родины, Духом России: «Вдоль России стремится черёмухи дух / Признаваемый в наше столетье». Гармония Родины, России, Природы - вот та идея, которую поэт предлагает сегодняшнему сложному миру, которую он исповедует и проводит в жизнь через свое творчество.

 Россия, моя Родина -
 Роднее не найду.
 Рябина, да смородина
 У дома на виду,
 Озера ясновзорые,
 Полей живая медь,
 Да песни, за которые
 Не жалко умереть.

 («Россия, моя Родина»)

Здесь всё: культура, природа, общество, смысл жизни. Русский человек ассоциирует свою Родину с рябиной, смородиной, «озерами ясновзорыми», «полями» и народной культурой. За эту культуру «не жалко умереть». В идее С. Сметанина появляется и вторая часть: народная художественная культура. И русскому человеку не надо искать путь своего возрождения в природе и народной художественной культуре. Он выступает как бы в синтезе: «песня, обласок - с одной стороны; озеро, река, месяц, поле, рябина - с другой стороны».

 Ночи звездный поясок
 Высоко сияет.
 Месяц - легкий обласок
 В облаках ныряет.
 Отражение в реке
 Дробится на части -
 Это я на обласке
 Догоняю счастье.



Эта идея, то есть гармония природы и народной художественной культуры в сознании и есть то счастье, которое он постоянно догоняет, идея, к которой он стремится. Здесь разрешаются все противоречия человека, здесь формируется прочный фундамент возвышения человека в мир духовного единения с природой. Для Сергея Сметанина идея гармонии природы с народной культурой становится целью жизни, труда, пути. Но путь в природу - это путь вперед или назад? Над этим вопросом он не задумывается.

 Над рекой летит пылающая осень.
 Буря гонит пламя под ноги берез.
 Я под осень так же ветрен и несносен -
 Будто время повторяется всерьёз.

 Ты прекрасна как видение из детства.
 То печальна, то беспечна и легка.
 Не насытиться тобой, не наглядеться,
 Не напиться, как водой из родника.

 Ты свежее, ты моложе лет на двадцать,
 Говорят, годишься в дочки, ну и пусть.
 Нам с тобою больше нечего бояться,
 Кроме правды, что идет из наших уст.

 Пусть былое жжет больнее, чем крапива,
 Брызжет ядом из увядшего листа.
 Ты красива, удивительно красива,
 Жаль, что в жизни так непрочна красота.

 Не вчера ль я был приглядней всех на свете -
 Шелком волосы лились до самых плеч.
 Разметал прическу мне сибирский ветер,
 Что оставил - толку нет уже беречь.

 Но тебя сберечь, родимая, сумею
 Сердце жаркое в ладони протяну.
 Я любовью злую осень отогрею,
 Превращу её в красавицу-весну.

 Пусть над Обью раздувает угли осень
 Буря гонит пламя под ноги берез.
 Я под вечер жизни ветрен и несносен,
 Это время повторяется всерьёз.

 («Над рекой летит пылающая осень...»)

Любовь рождается природой, на природе. Но любовь одухотворённая пытается согреть озябшую природу, превратить злую осень «в красавицу весну». Любовь - это двигатель деятельности человека, который одушевляет и оживляет идею гармонии природы и народной культуры в человеке. Любовь зажигает сердце, которое отдает тепло другим людям, природе. Любовь не имеет границ, любви все возрасты покорны. Любовь задает смысл существования человека, соединяет его с Родиной, Россией. Россия может возродиться через любовь с любовью к природе и народной культуре. Любовь - это тот духовный двигатель, который приводит в движение миллионы благородных, чистых и честных русских сердец с верой в будущее. Сергей Сметанин верит в силу любви. Но здесь заложено и противоречие. Он устремляется к природе. Но забывает, что высшей ступенью развития человека является его духовность. Устремляясь к природе, человек отдаляется от духовности, от традиционной культуры. Для него природа и есть духовность. Природа - это та часть космоса, вселенной, которая окружает человека на нашей Земле.

 Сложны пути русского сознания в наше смутное время. Анализируя поэзию Сергея Сметанина, видишь, как мечется русский дух. Бросается из одной крайности в другую, но ищет свои пути в будущее. Это путь разочарований экономическим реформами, разочарование жизнью; переходит в попытку осмысления прошлого для осмысления происходящего. Видит, что прошлое наше катастрофично, что будущее сулит нам новые катастрофы. И русский дух устремляется в природу и народную культуру. Ибо она есть его «вторая природа». Силой, способной возродить Россию, нашу Родину, является любовь. Это вечный двигатель развития, нравственности и духовности. Любовью к Творцу человек преображает свой мир и мир окружающий.

160 Антохин, М. К. О стихотворениях Сергея Сметанина // Сметанин С. На Сайме. - Сургут : ОАО «Сургутнефтегаз», РИИЦ «Нефть приобъя», 2002. - С. 5.

161 Лихачёв, Д. С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию / Д. С. Лихачев // Новый мир. - 1995. - № 2. - С. 4.
 
162 Гернего, Л. В. Русская национальная идея вчера и сегодня / Л. В. Гернего // Национальная идея: образование и воспитание (философско - методологические и региональные аспекты): Материалы
науч. - практ. конфер. (Чита, 15-17 апреля 1997 г.) : В 2-х вып. - Чита : ЧитГТУ, 1998. - Вып. 2. - С. 15.
 
 



P.S. Статья Е.П. Каргополова "Загадки развития русского самосознания (о творчестве сургутского поэта Сергея Сметанина)" опубликована в книге "Творчество писателей "Полунощной страны". Бесплатно скачать можно здесь:
http://okrlib.ru/filemanager/download/32741


Рецензии
Блестящая статья! О творчестве блестящего автора.
Есть к чему прислушаться.
Есть о чём задуматься.
Есть чему поучиться, и у автора статьи и у Поэта.
Великая благодарность им обоим!
И самые добрые пожелания.
Читатель

Герчиков Илья   03.09.2013 14:03     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отзыв и внимание. Очень рад поддержке.

Счастья, удач!

С уважением

Сергей Сметанин   03.09.2013 15:26   Заявить о нарушении