Стихии Тютчева
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою.
(Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное».)
Фёдор Иванович Тютчев - особенный поэт. Его поэзия исключительно русская, и в то же время это поэзия мира, настолько она всеобъемлюща и философична. Основные вопросы его творчества - любовь, жизнь, смерть, природа - и во всём этом - «мыслящий тростник» - человек.
Кажется, нет такого явления природы или времени года, которое бы он не описал: «Летний вечер», «Весенние воды», «Смотри, как рощи зеленеют». В этих стихотворениях природа конкретна. И в то же время поэт заставляет нас взглянуть на знакомое, привычное, другими глазами.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
5 Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
10 Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Поэтика этого короткого стихотворения идеальна. Несколько «прозрачных» эпитетов: «день хрустальный», «вечера лучезарны», «тонкий волос паутины», «чистая и тёплая лазурь», «отдыхающее поле» - и пейзаж готов.
Поразительная сила заключается в предпоследней строке стихотворения. Кажется, что вся картина окрашена чистой синевой. Звуковая организация стиха совершенна. Аллитерация тройного "с" - и мы " слышим" тишину и покой.
Природа в стихах Тютчева вечна и могущественна. Это неоглядная стихия, перед которой человек бессилен, он вовсе не царь природы, а только тоненькая травинка. Природа для поэта - тайна, которую до конца нельзя разгадать. Она принимает глобальные, космические размеры: море, горные вершины, ночь, звёздное небо.
Невозмутимый строй во всём,
Созвучье полное в природе, -
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаём.
По Тютчеву, над человеком и природой тяготеет рок, предопределение. Мир гармоничен и в то же время, по выражению В.Я. Брюсова, надо всем царит Хаос.
Две силы есть - две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, -
Одна есть Смерть, другая - Суд людской.
Для поэта суд людской страшнее смерти. Мир вокруг него таков, что «косит лучшие колосья», горе тому, кто вступит в неравный бой со «светом».
У Тютчева, так же, как у А.С. Пушкина, часто человек и природа неразделимы. «Слёзы людские» у него льются, «как льются струи дождевые в осень глухую порою ночной». В стихотворении «Когда в кругу убийственных забот» поэт использует приём развёрнутого сравнения, соединяя душевное состояние человека с состоянием природы.
Размышляя о смене поколений, Тютчев тоже использует сравнение с природой. Старое поколение он называет «обломками», но от этого ему не менее грустно «навстречу солнцу и движенью за новым племенем брести».
Одна из главных тем поэзии Тютчева - любовь. Любовная лирика Тютчева такова, что она близка каждому человеку. Любовь близка и понятна, и в то же время она надмирна, то есть величественна и всемогуща.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
Стихи о любви у Тютчева таковы, что многие из них положены на музыку, как стихотворение «Я встретил вас, и всё былое...». Любовь для поэта — это тоже рок, предопределение, от неё невозможно уйти. Любовь может прийти к человеку в любое время, даже «на склоне дней». Если в природе человек слаб и бессилен, то любовь делает его могучим, сильным. Тютчев обожествляет любовь так же, как это делал А.С. Пушкин. Недаром в стихотворении «Я очи знал, - о эти очи!» есть выражение «чудные мгновения». Но любовь у Тютчева - это не безмятежная идиллия, это единство противоположностей, «...соединенье, сочетание... и поединок роковой».
Свидетельство о публикации №213073101890
Хотелось бы побольше узнать, всё никак не доберусь до Аксакова, прочитать о биографии Федора Ивановича.
Спасибо за статью.
Алексей.
Алексей Кесарь Цыганков 02.08.2013 11:21 Заявить о нарушении