Первый опыт практического анализа

После выпуска я год работал учителем в сельской школе. Каких-либо существенных проблем не припомню, но вот в пятом классе мы подошли к стихотворению Лермонтова «Парус». Я с удивлением обнаружил, что стихотворение непонятно пятиклассникам: какой-то парус, что-то кинул, просит бури... В методическом пособии, которое мне было доступно, автор предлагал рассматривать стихотворение как образчик пейзажной лирики и делать упор на описание моря и паруса. Я же убедился, что такой подход совершенно невозможен, так я работал в деревне, расположенной в степной зоне, и практически никто из моих учащихся в жизни не видел моря. Может, только на картинке.

Надо было что-то делать, ибо я не хотел проходить мимо этого прекрасного стихотворения. По дороге домой я придумал урок, который, как мне казалось, мог заинтересовать школьников. Когда через неделю я реализовал свой замысел, успех оказался достаточно впечатляющим.

Тот, кто не преподает в школе, может не знать кое-каких азбучных вещей о нашей профессии. Так, например, многие не знают, что одна из задач учителя – дать ученикам на уроке какую-то работу. Я говорю «какую-то» для того, чтобы подчеркнуть неопределенность, но  это не значит, что работа может быть любой, все равно какой. Разумеется, любое учебное задание должно быть дидактически мотивировано, а это значит, что в результате его выполнения ученики должны что-то понять или чему-то научиться. Второе обязательное требование к уроку – предполагается, что на следующем уроке учитель может и должен задать вопросы по пройденному материалу. Другими словами, сочиняя урок, я должен четко представлять, что и в каком объеме ученик должен знать к следующему уроку.

Итак, я придумал работу. Я предложил учащимся составить таблицу из четырех колонок. В первую колонку я попросил выписать эпитеты, относящиеся к парусу, затем все глаголы, характеризующие действия паруса, а также словосочетания с этими глаголами, чтобы яснее раскрылся их смысл. Это была как бы смысловая, базовая, колонка. Затем мы начертили еще три колонки, статистические. Для заполнения этих колонок надо было ответить на вопросы: «Кого или что характеризуют эпитеты? Кто или что может совершать действия, обозначенные глаголом?» Колонки, соответственно, назывались: «Неодушевленный предмет», «живое существо», «человек». Если ответ был «да», мы ставили в таблицу плюс, если «нет» - минус. Затем оставалось посчитать количество плюсов и минусов в таблице. Получилось, что большинство плюсов пришлось на колонку «человек».

Работа оказалась достаточно увлекательной для пятиклассников, а вывод – неоспоримым. Оставалось только его записать. Что мы и сделали: «Говоря о парусе, Лермонтов использует такие прилагательные и глаголы, которые характеризуют признаки и действия живого существа, а именно - человека. Такой прием называется олицетворением».


Рецензии