Магия христианства

Мы, люди, - странный каприз природы. Казалось бы, какой смысл ей было создавать нас? Или она действительно слепа и хаотична, и никакого Вселенского разума за ней нет, и всё, что происходит, не имеет никакого смысла, - просто однажды где-то во Вселенной случилась гроза, и во всемирном хаосе возникла молекула аминокислоты, и от нее зародилась протобактерия, которая триумфально разнеслась астероидами по мирозданию, и в результате, может быть только на нашей планете, попала в благоприятные условия и начала самосовершенствоваться ради выживания?

Десятки и сотни миллионов оборотов вокруг Солнца, - и появились мы, существа разумные. Может, и льстим мы себе, что разумные? Другие, дескать, неразумные. А может те, что населяли Землю до нас, и те, что и нынче живут рядом с нами, много разумнее нас? Ведь ни собака, ни кошка не придумали атомную бомбу, не построили Фукусиму с Чернобылем и Гулаг, не развязали мировую войну и не соревнуются друг с другом в совершенствовании орудий убийства!

Если принять как постулат то, что природа, как и Вселенная, есть самоорганизующийся хаос, то никакой мы не «венец творения», хотя и появились позднее иных видов. Мы такой же каприз закона случайных чисел, как и амёбы, и ничем не лучше, и, тем более, не «прогрессивнее» их.

Мы сложнее, да. Но сложность не всегда преимущество. Чем сложнее конструкция, тем ниже ее надежность. А жизнь вообще объект принципиально ненадежный: белковые биологические структуры могут существовать только в очень узком диапазоне параметров окружающей среды. Температура ниже +5 и выше +80 градусов для нас смертельны, мы можем дышать только смесью определенных газов и очень определенной концентрации. Жизнь – каприз случая. На Венере, например, она была бы невозможна – там температура во много раз больше той, при которой мы пастеризуем консервы, т.е. убиваем в них все проявления жизни.

Человечество, однако, на Земле не только появилось, но и выжило, несмотря на наличие разума с присущей ему тягой к прогрессу, в особенности, к прогрессу в вооружениях. Да, впрочем, и остальной рождаемый нами прогресс лишь способствовал нашему вырождению. Для компенсации всего того колоссального ущерба, который нанес нам наш разум, мы вынуждены изобретать, как выражался г-н Ельцин, «систему сдержек и противовесов».

В океанах имеются целые острова из полиэтиленовых упаковок, которые не разложатся и через сто веков, - так мы тут как тут, изобретаем сотовый телефон из легкоразлагающихся материалов. Выкинул, а он, глядишь, через пару месяцев на дождичке распадается на атомы. Короче, стараемся минимизировать последствия собственного «прогресса».

Но я не зря озаглавил это размышление именно так как озаглавил, ибо есть еще один аспект в жизни нашего вида: религия. Она не нечто чуждое, внесенное извне, как думает мой замечательный друг Вадим Бочкарев, а неосознаваемая реакция разума на осознание хрупкости нашего существования. Если бы Бога не было, его бы следовало выдумать.

Впрочем, оставим в стороне вопрос о существовании Бога, благо ответ на этот вопрос человек дать не может: для этого наше мышление слишком примитивно, а чтобы познать Бога, нужно быть равным ему.

Мне думается, в страхе перед непрерывной «гусарской рулеткой» по имени жизнь, человек придумал Бога. И это было гениальное изобретение, ибо во много раз легче ощущать себя семьей любящего нас Отца, чем случайным сбродом баранов, идущих на заклание, или еще точнее, тех мальков осетра, которых только что выпустили в матушку Волгу, их вот недавно показали по программе «Время». Их выпустили, а тут как на грех у местного ЖКХ проблемы с очисткой стоков. Передача называлась «Миллионы на ветер».

Правда, с течением времени абстрактный всеобщий Бог стал конкретным Яхве, Аллахом, Буддой и прочими всемогущими персоналиями. Люди в разных странах стали верить каждый в свою версию Творца.

«Нет Бога кроме Аллаха, и Магомет его пророк», говорят на Востоке, и лупят друг друга на площади Тахрир уже больше года. А для иных народов у них припасена Аль Каида. «Аллах создал Землю для правоверных!». Разве что одни буддисты осуждают насилие, и никогда не воевали ни друг с другом, ни по своей инициативе с иноверцами. Или я ошибаюсь?

Сейчас, когда я отключил дома Интернет и сижу на чемоданах в предвкушении дальних странствий, появился свой шарм в писании. Рассуждения выходят хотя и не выверенные и не перепроверенные десять раз по различным источникам, зато совершенно независимые. Сейчас я как никогда понимаю, что Великая библиотека не только дает мудрость, но и отнимает свободу, незашоренность мышления.

Я думаю, вера в Бога как Высший разум так бы и осталась реакцией на страх новобранца на минном поле, если бы не появилось Христианство. Специально для умницы Вадима Вадимовича Бочкарева оговорюсь, что я тут не имею в виду Римскую курию, Московский патриархат и прочий клир со всеми теми надстройками, которыми обросло это учение. Я о самом том, что говорил Христос, и чему он учил.

Я не силен в богословии, но то, что написано в Новом Завете, считаю наивысшим достижением человеческой цивилизации. Куда более важным, чем водородная бомба и полеты в космос.

И я почему-то уверен, что Христос реально существовал, его нельзя было придумать, имитировать, настолько стройны и непререкаемы его мысли. Так не может думать толпа типа Отдела пропаганды ЦК КПСС, так может думать только единый индивидуум. По крайней мере, я так чувствую. Продукт коллективного творчества всегда компромиссен, ибо нужно примирять мысли каждого последующего с мыслями предыдущего. Таковы коммунизм и прочие секулярные попытки подражать религиозным учениям. А тут мысль цельная и ясная как вода в альпийских озерах.

Сказанное Христом - это не одно из религиозных учений, которых море, - это впервые попытка вытащить человечество из порочного круга вражды и ненависти. Опять же повторяюсь, я не об интерпретации христианской парадигмы, не об инквизиции и крестовых походах. Я о самой сущности первоисточника. «Возлюби ближнего своего как самого себя».

Тут диспут был на одном из форумов, про Сноудена, кажется, - так меня поразил комментарий одного человека русскоговорящего, но, чувствуется, иностранца. Он сказал про нас, русских, примерно так: «А кого вы любите? Может, соседа по квартире, по подъезду, по дому? Любить все человечество просто, трудно любить конкретных людей…». Вот об этом как раз и говорил Христос.

Скажут, что, мол, и до него говорили, - возможно. Но именно слова Христа перевернули мир. Сейчас, когда слова эти воспринимаются нами, прошедшими окончательно, надеюсь, средневековую дикость, они, мне кажется, указывают нам, землянам, выход из состояния безнадежности и отчаяния, в котором мы оказались неожиданно для самих себя в веке нынешнем.

Был ли он Богом? А так ли это важно? Важно то, что его слова жили две тысячи лет, и выжили, несмотря на нашу не поддающуюся описанию дикость и жестокость, - чтобы вот сейчас быть, наконец, услышанными.

Христианство обладает несравненной магией, шармом. И даже не столь и существенно, поймем ли мы, люди, независимо от национальности, его сейчас, или не поймем, - оно будет продолжать ждать своего часа.

Он, Христос, остался навечно в нас, как и его Заповеди. Простой рецепт от самоуничтожения. Может, это и есть формула Бога?

Валентин Спицин.


Рецензии