Воспоминания об отце. 1. Вступление

    Записать воспоминания об отце очень трудно ввиду огромного объема материала. Приступая к этому рассказу, я даже чувствую растерянность – написать всё, что я помню о своем отце, невозможно, но как отобрать самые интересные, самые значительные эпизоды среди огромной массы информации.
 
    Тут и его собственные рассказы о себе, и рассказы и отзывы о нём его родственников и знакомых, и мои, сугубо личные воспоминания, и живые картинки событий, которые я наблюдала, не будучи их участницей. Тут и этические вопросы: вправе ли я давать оценки его жизни, его поступкам, его личности? Как сохранить объективность?
После долгих колебаний я решила, что самое лучшее будет, если я просто отдамся потоку воспоминаний со всей возможной искренностью и не заботясь ни о правомочности, ни об объективности, ни о прочих сложностях, и пусть те, кого заинтересуют эти записки, судят меня как хотят.

    Начну с того, что пунктирно обозначу линию его жизни. Это не биография и не воспоминания, а лишь сухая схема, возможно, не очень полная, особенно в части, относящейся к начальному периоду его жизни, когда меня как свидетеля ещё не было. Предлагается для того, чтобы читатель мог сразу представить, о ком идёт речь.
____________________

    Бойков Георгий Никандрович, г. рожд. 1898-й, выходец из многодетной семьи деревенского шорника, бедняка и  пьяницы, но грамотного и активного. Был вторым ребенком в семье, всего было 8 детей. Начальное образование – четыре класса церковно-приходской школы. В 16 лет – батрачил где-то на Волге. В 17 лет – призван в армию во время 1-й Мировой Войны. О его службе в царской армии никаких подробностей не знаю. Когда начался распад царской армии, он оказался в частях, которые выступали «за красных». После победы Революции еще служил в каких-то «караульных частях» в Оренбурге. Затем демобилизация, работа завхозом в каких-то советских учреждениях, учеба на рабфаке. После рабфака учеба в педагогическом техникуме.  По окончании попал в систему Наробраза и был направлен в Восточный Казахстан в роли «инспектора народного образования». Занимался организацией работы школ и даже сам давал уроки «по всем предметам». Ещё будучи в Оренбурге, женился на моей матери Домнышевой Клавдии Федоровне, которая окончила тот же педагогический техникум и уехала с ним в Казахстан, где  учительствовала.

    В Казахстане они осели в селе Сарканд Алма-Атинской, ныне Талды-Курганской области, где прожили около 10-ти лет. Там родились трое их детей – дочери Ирина, Елена и сын Юрий. В 1934-м году переехали в село Илек Оренбургской области, где продолжали учительствовать. Отец поступил заочно в Оренбургский педагогический институт и в сорокалетнем возрасте окончил его, после чего работал в школе завучем и преподавал русский язык и литературу в старших классах. Примерно в 1938 году начал крепко выпивать (под влиянием тестя), к 1940-му году уже впал в алкогольную зависимость. В конце 1941 года, в возрасте 43-х лет, был призван в действующую армию в связи с началом Великой Отечественной войны. Воевал под Сталинградом, затем со своей частью двигался на Запад. Конец войны застал его в Венгрии.

    После демобилизации вернулся в Илек, но прожил там недолго. В 1946-м и в 1947-м годах были тяжелые неурожаи, в Илеке начался голод, и, проводив меня на учебу в Саратов, отец и мать с сыном Юрием продали дом и отправились на юг в хлебные края. Отец был уже  алкоголиком, нигде не мог удержаться. Поработал по году в двух местах на Кавказе, потом год в Узбекистане, в городе Андижане, потом 4 года в Сарканде, куда он уехал по ностальгическим мотивам, но уже один, без жены. Она отказалась дальше следовать за его метаниями и осталась в Андижане. Потом уже я в 1954 г., став взрослой,    окончив университет, привезла его обратно из Сарканда в Андижан к матери, уже совершенно спившегося, больного. Там он прожил еще 3,5 года на учительскую пенсию «за выслугу лет» и умер в апреле 1957 года, в возрасте 59-ти лет, от костной саркомы плеча, которая возникла у него на почве бесчисленных уколов, прописанных врачом в попытке его вылечить. Похоронен в Андижане на русском кладбище.

Продолжение www.proza.ru/2013/07/31/491


Рецензии
Уважаемая Алина Георгиевна! Прочитал все 29 глав, но отзыв пишу на первой, чтобы любознательного читателя зарядить на желание собственного впечатления.
Грустная история. Или это исповедь, или один из вариантов Короля Лира, или пролонгированный сюжет отношений княжны Марьи и старого князя Николая Болконского, но в любом случае глубоко личное, больше написано для себя нежели на суд читателя. Тем не менее, каждая публикация просит впечатления читателя, и его надобно высказать. Не вправе предлагать оценочные суждения о персонажах повести, справедливо будет сказать, что если она появилась на свет, то задача автора выполнена. Отдана дань уважения и горькой любви к самому близкому человеку, с которым судьба обошлась неласково. Поверхностное суждение, что мол сам виноват здесь не годится. Когда в человеке уйма энергии, потенциала к счастью, которому не дано внешними обстоятельствами вырваться наружу, то непрочная оболочка человека может надорваться, и тогда ждать добра от судьбы не приходится. Видимо в повести описан подобный случай. Беда в том, что обвал одной личности как правило сносит в виде лавины и других окружающих близких людей. И только непомерными усилиями любви и жертвенности можно сдержать убийственный натиск обвала. Этим заграждением и явился автор, которым поведана непростая история отношений с отцом, как исповедь и извинение перед возможной встречей в иных измерениях. Но это лишь предположение, а истину нам не дано узнать. Может быть в этом и заключена тайна притягательности рассказа.
Алине Георгиевне спасибо за возможность поразмышлять над живыми судьбами людей и примерить эти лекала к собственной жизни. Добра и здоровья автору.
С уважением,

Андрусенко Валерий   31.01.2021 14:58     Заявить о нарушении
Уважаемый Валерий Владимирович! Добрый Вы и терпеливый человек! Такую махину негатива одолеть! И Вы проникновенно поняли содержание и очень чутко отметили, что описанная история не для публики. Я это всё написала давно, когда ещё и компьютеров в быту не было. По просьбе сына Алексея, которого несчастный дед очень любил, а внук хотел сохранить о нём семейную память. Он собирает историю семьи.

Когда появились ПК и интернет, он вывел меня на Прозу, чтобы чем-то занять в старости, и он же, хоть и с трудом, уговорил меня выложить туда мои мемуары "для лучшего сохранения, и для потомков в назидание". И я умышленно добавила в начале "Вступление", чтобы читатель, если таковой найдётся, сразу мог бы решить, стоит ли связываться с подобным сомнительным опусом. Но Вас это не остановило!

Бесконечно Вам признательна за деликатность. Вы абсолютно правильно всё поняли, и так мягко описали своё впечатление. Между прочим, один положительный результат моей откровенности в нашей семье таки получился. Семья у нас большая, много молодых мужчин, все прочитали, мнения не высказали, но дружно перестали пить водку! Даже на праздники, в семейных застольях, очень себя ограничивают. Мы по инерции всё закупаем, и всё остаётся, бутылки стоят месяцами.

Примите ещё раз мою благодарность , а также взаимные наилучшие пожелания Вам и всем членам Вашей семьи. С уважением, А. Б.

Алина Боковая   01.02.2021 09:35   Заявить о нарушении
Спасибо за пожелания, Алина Георгиевна! Всё правильно, как сказал наш краснобай и златоуст: хуже водки лучше нет (или наоборот). Точно как и у меня - стоит месяцами, пока не выдохнется. Но самое главное, что большая семья и много молодых мужчин, - на них вся надежда. Не хочу с Вами расставаться, но и напрягать своим вниманием не смею. Будет желание - пишите, отзовусь. Ещё раз спасибо за чуткость. Здоровья и добра Вам!
С уважением,

Андрусенко Валерий   01.02.2021 10:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.