глава Съёмка - против личных убеждений

Письмо на тему:  «Съёмка против личных убеждений»                Что побудило меня написать эту главу? Идея рождалась не сразу, но сегодня была брошена последняя гирька на весы моего терпения. Час назад я пришёл домой со съёмок очередной свадьбы, и на душе у меня остался нехороший осадок. В общем, во время «Мусора» травмировался молодой человек из числа гостей. Однако не станем забегать вперёд, и начну всё с самого начала. Сегодня 21 сентября 2008 года, воскресенье.  Я намеренно называю настоящую дату, чтобы ты в случае необходимости мог проверить достоверность фактов, которые я изложу в этом письме. К десяти часам утра я прибыл в паркетный зал Дворца Культуры Полиэкса, где должно было состояться гуляние второго дня свадьбы. Второй день, как я уже говорил ранее, обычно проходит без напряжения.                Под руководством тамады организуется «врачебная» комиссия, которая встречает гостей и за «медосмотр» взимает с них символическую плату. В большинстве случаев эта игра проходит весело. Сегодняшнее утро мне не показалось весёлым. Итак, вместо привычных белых халатов я увидел чёрные одежды «священнослужителей».По замыслу тамады встречать гостей должны были «иерей» (поп) и «матушка» (попадья). Возможно, лет двадцать назад эти сцены развеселили бы гостей, но в наше время подобное выглядит пошлым. Я немного отвлекусь от сегодняшнего утра и позволю себе немного высказаться на эту тему.                Великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину Духовенством России когда-то было выставлено обвинение за то, что он написан произведение «О попе и его работнике Балде». Казалось бы, невинное сочинение, но именно оно могло стать причиной анафемы (отлучения от церкви).                В советские годы религиозную тему высмеивали почти на всех увеселительных мероприятиях. Люди смеялись от души, однако, находилось и то меньшинство, которому шутки на тему церкви казались кощунственными. Комсомольский значок в те времена для многих имел больше духовного веса, чем, к примеру, Икона Владимирской Божьей Матери. Я отлично помню случай, который произошёл в стенах филологического факультета Бийского Педагогического института в 1986 году. В фае стоял большой бюст Ленина. Однажды утром все обнаружили его разукрашенным помадой. Учитывая, что факультет в основном состоял из девушек, мужская половина студентов не попадала в список подозреваемых. Перед занятиями всех собрали на линейку и главный комсорг факультета со слезами и гневом начала проклинать ту руку, которая посягнула на «святое». Сколько пафоса прозвучало в речи Натальи (так звали нашего комсомольского босса). Я слушал, и мне было противно. Не потому, что сам я никогда не был комсомольцем, а потому что, всем был очевиден наигранный пафос. Я очень надеюсь, что   Наталья С. с годами стала мыслить иначе. Тем не менее, я очень осуждаю того, кто ради шалости испачкал бюст вождя революции. Я никогда не поклонялся ему, но и не высмеивал его. Для меня он не более чем политик и реформатор. Я ещё могу дать свою субъективную оценку нынешнему правительству страны, потому как, на своём социальном уровне ощущаю плоды их руководства. Наш век никому не навязывает идей и идеологий, а стало быть, нужно хотя бы с уважением относиться к духовным ценностям. Я не в первый раз встречаюсь на свадьбах с Богохульством, и всякий раз мне хочется выключить камеру.                В такие моменты во мне борются два чувства: первое – немедленно прекратить этот бардак и второе – осознание, что я не имею права корректировать сценарий, за который заплатили деньги. Я начинаю тайком наблюдать за общей реакцией, и очень огорчаюсь, если они радуют зрителей. Я не хочу сказать, что сам безгрешен, но в определённых случаях для меня существуют жёсткие табу. Одним из главных запретов – это неприятие Богохульства. Мне противны анекдоты на религиозную тему, и тем более, когда инсценируют что-либо на эту тему. Сегодня я был свидетелем страшного Богохульства, которого ранее мне ещё не приходилось видеть. По сценарию тамады «батюшка» и «матушка» должны были «исповедовать» и «причастить» всех гостей. Иными словами шла инсценировка двух очень важных церковных таинств. Первое Таинство – Исповедь, и второе Таинство – Евхаристия.                Что касается второго, то шутить на эту тему очень и очень опасно. Если тебе интересно, то в любом толковании Евангелие ты найдёшь подробное описание духовной важности Причастия. Моя же задача состоит в том, чтобы ты знал, что есть темы, которые не подлежат высмеиванию. Предположим, ты атеист, и для тебя нет сомнений, что Бог – это вымысел. Что ж, это твой выбор, но имеешь ли ты право оскорблять чувства верующих? Я знаю одну девушку, которая в Бога не верит, но носит при этом нательный крестик. Объясняет она это очень просто: «Моя мама верующая, а я очень люблю свою маму, и не хочу её огорчать». Тебя ни кто не просит в угоду другим носить крестик или делать обрезание, но ты обязан уважать религиозные чувства окружающих. Крест – это очень важный атрибут православных христиан. Именно он явился орудием победы над смертью. Ты не обязать считать так же, но ты должен знать, что даже бутафорным крестом нельзя имитировать Таинства. Сегодня же я был свидетелем самого кощунственного обращения с христианской символикой. Я не осуждаю «актёров» принимавших участие в этих сценах, ибо они не ведали, что творят. Я не понимаю, как могла это допустить тамада. Она всегда радовала меня своими номерами, и искренне восхищался её реквизитом, но сегодня я просто перестал её уважать. Мама жениха, кстати, сделала ей замечание, но бес был уже выпущен, и «актёры» вошли в роль. «Даром это не пройдёт» - подумал я, и очень скоро в этом убедился. Во время «мусора» парень, игравший попа, упал с трёхметровой высоты и сломал свою ногу. Двоякое чувство испытывал я в тот момент: с одной стороны я был удовлетворён, что Бог предупредил, слегка наказав его; с другой стороны я жалел паренька и сострадал ему. Он на самом деле не ведал, что творит. Слава Богу, что всё обошлось в таком объёме. «Матушке» я потом сказал о том, что эти игры чреваты для её души. Как же поступать оператору в тех случаях, когда съёмка противоречит личным убеждениям? Честно говоря, не знаю. Наверное, всё зависит от весомости своих убеждений. Если они действительно сильны, и ты не фарисействуешь религиозным пафосом, то прояви принципиальность, и постарайся остановить подобный бардак ещё до его развития. Ты можешь тактично объяснить всем присутствующим, что съёмка Богохульных сцен оскорбляет твои чувства и может оскорбить потенциальных зрителей, у которых присутствует религиозный такт. Представь себе такую картину: на кавказской свадьбе кто-нибудь из гостей переоделся в мусульманского имама, и начал высмеивать религиозные обряды последователей Магомеда. Он не доживёт до конца дня. Его забьют, как бешеную собаку. Так почему же мы, кричащие повсюду, что мы россияне и мы патриоты, позволяем оскорблять свою национальную религию! Впрочем, дело даже не в национальном вероисповедании, это вопрос культурного воспитания. Ты спросишь меня: «Как я поступил с исходным видеоматериалом?» Я сократил по максимуму, и обозначил его такими титрами: «Уважаемые зрители! Автор фильма приносит свои извинения за съёмку Богохульных сцен, представленных тамадой». Этим я подчеркнул своё нежелание вкладывать душу в обработку исходника. Я понимаю, что не все правильно поймут подоплёку моего заявления, однако, совесть моя  останется частично не замаранной. Съёмка против личных убеждений всегда ставит оператора перед дилеммой, но право выбора при любой ситуации остаётся за тобой. Я подчёркиваю, что твой выбор напрямую зависит от силы убеждения.                26 сентября 2008 года.               


Рецензии