Воспоминания об отце. 15. После войны

   Отец вернулся в тяжелое время. Бедность и разруха после Войны. Два тяжелых неурожая в 46-м и 47-м годах. Повальное воровство. У нас украли сначала заготовленные на зиму дрова, потом сено. Мы не успели их вывезти из леса и с поля. Нужно учесть, что в те годы еще не было никаких машин, редкими были маленький зеленый грузовик «полуторка» и первая в СССР легковушка ЭМК-а, на которую мы бегали смотреть как на чудо. Возили грузы на быках и нужно было этих быков ждать в очереди.

    Чтобы выжить, нужно было изворачиваться, а отец был болен. У него уже был запойный водочный алкоголизм. Запои были редкими, раз в 3-4 месяца, но очень тяжелыми. В просветах между запоями он еще был доступен, сам сознавал, что погибает, и пытался жить по-прежнему, по своим представлениям. И за эти мои последние в Илеке два года, в возрасте от 14 до 16 лет, я имела с ним интересные, запомнившиеся, в основном теплые и светлые контакты. Перечислю некоторые наиболее памятные.

    Как-то летом мы все отправились на другой берег Урала за смородиной. Через Урал переправляли тогда на вёсельной лодке. Папа уплыл раньше нас, он решил порыбачить на удочку. Когда мы переплыли Урал и шли по берегу, я увидела папу на берегу в кустах, с удочкой в руках. А возле него на траве лежали четыре огромных сазана.
-Смотрите, сколько рыбы папа уже наловил! - заорала я.
 
    И вдруг заметила, как вся фигура отца, его поза, его спина и затылок – всё излучает радость и гордость! Все бросились смотреть рыбу, а я всё смотрела на него. Он не в силах был скрыть своих чувств и старательно прятал лицо. Я же думала: «Оказывается, и у моего папы есть слабости!».

    Тогда же летом он однажды позвал меня к себе в кабинет и протянул мне книгу.
-Возьми, прочти. Зимой будете её изучать.
 Это был роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. Я начала читать со скукой, потом втянулась. Как ни странно, в свои 15 лет я всё поняла. Когда возвращала книгу, папа спросил:
- Ну, как тебе Марья Алексеевна?- Я засмеялась и кивнула.
- А ты заметила, как ловко автор её оправдал? Сначала описал – у! Зверь! А потом так всё объяснил, что её жалко стало.

     В порядке лирического отступления отмечу, что книга эта произвела на меня громадное впечатление, разбудила во мне волевые черты характера. До неё я была под впечатлением женских образов Диккенса и Толстого (жертвенность), а также мужских у Джека Лондона (романтика). Роман «Что делать?» вооружил меня на всю жизнь, хотя я и не сразу это осознала, и некоторое время шарахалась в разные крайности. Впоследствии я перечитывала его много раз, и в каждом возрасте находила в нём для себя новые открытия. Последний раз перечитывала, уже будучи на пенсии, и тогда ясно увидела его слабости и те места, которые вызывали у меня несогласие.

    Тем не менее, и до сих пор считаю эту книгу великим романом. От всей остальной мировой беллетристики он отличается тем, что дает читателю активную положительную программу для жизни. Буквально говорит: «Вот так живи! Вот признаки порядочного человека! Следуй им и будь порядочным! Борись, поднимайся, расти всю жизнь!»
Роман очень архаичен, написан 150 лет назад, но остается актуальным и поныне. «Теория разумного эгоизма» – главное в содержании романа, а вовсе не  сны Веры Павловны.


Рецензии
Думаю, сколько же Вам хорошего вложил в душу отец!

Елена Ляхова   05.04.2018 22:31     Заявить о нарушении
Уважаемая Елена! Примите мою глубокую признательность за хоть и короткую, но такую ёмкую рецензию! Я так сильно любила своего отца, храню о нём самую светлую память всю жизнь и считаю, что он сделал всех нас, своих детей, людьми, и мы все трое прожили свои жизни достойно.

Но, оглядываясь в прошлое со всем опытом своей долгой жизни, я теперь ясно вижу, что он был, всё-таки, экстремист, всё доводил до крайности и создал нам много лишних трудностей в жизни. Он влиял на мою жизнь, а я потом слишком сурово и требовательно относилась к своим детям, недодавала им тепла и ласки. Ну, и многое другое. Но я не сужу его за это. Таким было его время. С уважением, А. Б.

Алина Боковая   13.04.2018 16:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.