Воспоминания об отце. 17. Продолжение

    В 9-м классе отец преподавал нам русский язык и литературу. Учебный год по литературе он начал оригинально. Стал читать нам лекции как студентам. Лекции его были чрезвычайно интересными, он в них затрагивал даже философские вопросы, о смысле жизни, о врожденном противостоянии каждого человека с обществом, о долге и т.п. В классе всегда стояла глубокая тишина, все ученики слушали его с жадным интересом, но и с каким-то невольным страхом.

    Вот какой, например, запомнилась мне его трактовка романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Он говорил, что сам И. С. Тургенев принадлежал к дворянскому сословию, был даже «столбовым» дворянином, то есть дворянином в нескольких поколениях. И когда на общественной сцене появились т. наз. «разночинцы», выходцы из мещанского сословия, из семей мелкого чиновничества и духовенства, из лекарей, ремесленников и т.п., к каковым принадлежали, в частности, Н. Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и многие другие известные тогда деятели, Тургенев относился к ним с глубоким предубеждением и антипатией. 

    Роман «Отцы и дети» он задумал как разоблачительный. При его написании он наблюдал, пристально всматривался, изучал встречавшихся ему представителей этого сословия. Он желал в художественной форме показать всем их ограниченность, их незрелый ум, низкий уровень развития, ложное самомнение, наконец, просто бескультурье, убедить читателей в том, что движение разночинцев якобы не имеет большого общественного значения.

    Но Тургенев был талантливый художник и органически не мог фальшивить, писать ложь! Чем далее он выписывал образ Базарова, тем выше поднимался этот образ. Всё явственнее проявлялись в нём такие черты, как мужество, честность, глубокая убежденность в своих взглядах на жизнь, в принципах, выработанных своим умом и опытом. Независимость характера, трудолюбие и целеустремленность, приверженность высоким идеалам невольно, против желания Тургенева вызывали симпатии читателей, делали образ Базарова обаятельным. Автор не мог ни «разоблачить» его, ни принизить.

    Сложилась парадоксальная ситуация, когда литературный герой оказался сильнее своего создателя и вступил с ним в борьбу. Тургенев понял, что он не может с ним справиться. И вынужден был его убить! И действительно, смерть Базарова в романе «Отцы и дети» выглядит нелепой, искусственно сочиненной, просто насильственной. С его смертью и роман закончился, так как стало ясно, что больше Тургеневу и сказать нечего. А роман оставляет ощущение незавершенности, вызывает чувство сожаления о внезапно прерванном таком интересном знакомстве!

    Отчитав так недели две, отец вдруг спросил:
- А вы почему не записываете? Вам уже нужно учиться записывать лекции.
 Дома я взяла тетрадь и записала по памяти все его лекции дословно. В одном месте мне показалось, что тут чего-то не хватает, и я добавила отсебятину.
- Что это ты пишешь? – спросил папа. Я дала ему тетрадь. Он прочитал и спросил, откуда взялась эта фраза?
- Я что-то не помню, чтобы я это говорил?- Я молчала. И он молча вернул мне тетрадь.

    В эти два года мне иногда от отца и здорово попадало. Причиной, я думаю, было мое возрастное помрачение мозгов. Какое-то безумие отрочества. Я делала дикости, мне за них и доставалось. Иногда он лишь беззлобно подшучивал надо мной. Когда я три раза подряд растопила самовар, забывши налить в него воду, и на третий раз из самовара уже потекло олово и внутренняя труба легла набок, отец усмехался и говорил:
- Любовь-то не картошка! – В чем был совершенно прав.

    Но когда я однажды летом прошлялась всю ночь с мальчиком и явилась домой на рассвете, отец долго, сурово и мрачно бранил меня. Говорил он много, но я лишь злобно молчала. И лишь одна его мысль стала ударом, пробившим моё дикое непокорство. Он сказал:
- Что же ты так себя унижаешь? Ведь этот же мальчишка будет всем говорить, что ты – шлюха!
    Это было так страшно, что отец употребил такое слово, что я заплакала.


Рецензии
Обидно, что такие талантливые люди, как Ваш отец, губили свою жизнь злым пристрастием.

Елена Ляхова   05.04.2018 22:38     Заявить о нарушении
Ещё как обидно! И сколько таких погубленных жизней! Что тут ещё скажешь... Спасибо за рецензию. С уважением и признательностью за понимание, А. Б.

Алина Боковая   13.04.2018 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.