съёмка в храме

                Письмо на тему: «Съёмка в храме»
Настоящее письмо - это дополнение к теме «Прогулки молодых». Посещение храма – это тоже одно из мест, куда любят заходить молодые после регистрации. Не будем выяснять, какое отношение ты имеешь к религии, будь ты даже атеист. Тем не менее, важно знать и выполнять элементарные этические правила поведения в храме. Ты зашёл во владения общества со своей идеологией, своими традициями и правилами. А правила простые – не веришь, не заходи, но коль пришёл, то уважай! Согласно моей личной статистике, каждая пятая пара сразу после посещения памятника погибшим воинам заходит в церковь, а каждая двадцатая – венчается. Во втором случае это уже не прогулки молодых, а главное таинство всего свадебного дня. По разным причинам приходят в храм молодые пары: одни по убеждению, а другие – следуя моде. Конечно, религия и мода не должны пересекаться. Моя задача научить тебя правилам поведения оператора, находящегося в церкви. Итак, молодые решили посетить храм. С точки зренья оператора, храм – это возможность набрать картинки, которые придадут твоему фильму особый колорит. Но я должен предупредить тебя о некоторых важных моментах. Во-первых, молодые должны взять у настоятеля храма или у требного священника благословление (разрешение) на ведение съёмки в храме.                Не советую тебе снимать в церкви исподтишка, как папарацци.                Это некрасиво, да и не тот случай, когда бы он был оправдан. Во-вторых, ты должен знать, какой сегодня день по церковному календарю. Например, в День Усекновения Главы Иоанна Предтечи я бы вообще не советовал вести съёмку даже возле храма. Тебе в лучшем случае запретят снимать, а вернее всего - выгонят взашей и будут правыми. По мнению церковного духовенства, видеокамера и всё, что связано с телевидением – от сатаны. Не будем оспаривать это суждение, приводя свои обратные примеры, свидетелями которых мы были. Далеко не все служители храма нарушают катехизис.                Подвох в том, что человек, находясь под прицелом объектива, невольно становится артистом.                Он играет. Согласись, что церковь это не то место, где бы можно было лицедействовать. А значит, твоя задача построить свою съёмку так, чтобы у твоих «актёров» не возникало желание поиграть на камеру. Единственное место, где игра не допустима - это храм! Съёмка в стенах храма – это очень сложная работа. Объектами твоей съёмки будут молодые, священник, церковный антураж. Всё перечисленное следует снимать осторожно, ненавязчиво, как бы прицеливаясь в поисках картинок. Молодых лучше снимать глубинным планом, не давая им тем самым возможность позировать. По телевидению часто транслируют богослужения, и я обращал внимание, как лицедействуют прихожане, когда оператор направляет на них камеру. Не красивое зрелище, и больше напоминающее фарисейство, чем молитву. Чтобы в твоём фильме не было таких позёрств, снимай на расстоянии. При разрыве более пяти метров объекты съёмок не так реагируют на присутствие камеры. Если ты вдруг заметишь, что кто-то из молодых неправильно осеняет себя крёстным знамением, то лучше пропусти этот кадр. И не вздумай учить их правилам поведения в храме - ты уже опоздал. Полагаю, что, приняв решение зайти в церковь, этот минимум они должны были освоить без тебя. Однако и сам ты должен знать элементарные правила прихожанина. Например, не поворачивайся спиной к открытым Царским Вратам, за которыми находится святая святых – алтарь.               Я думаю, что нет таких случаев, которые могли бы оправдать неуважение к святыням. Может так случиться, что вместо привычного православного храма ты окажешься с молодыми в дацане или мечете. Правда, я очень сомневаюсь, что тебя допустят туда с камерой, но гипотетически – это возможно. Правила везде одинаковы - «Уважай чужую святыню». В нашем городе молодым не приходится выбирать - у нас доминирует православное христианство.  Итак, продолжим тему. Если молодые венчаются, то тебе ещё проще. Отпадает проблема поиска картинок, весь сценарий за тебя «продумает» священник. Руководствуясь каноном таинства венчания брака, он будет совершать обряд, а тебе остаётся лишь ловить моменты. Совсем не нужно снимать обряд венчания целиком. Очень сомневаюсь, что молодые потом будут смотреть его целиком. Да и кто из зрителей знает церковно-славянский?  В этом случае нужно снимать отдельные моменты обряда, куда входят обмен колец, венцы над головами, троекратный обход вокруг аналоя. С большой осторожностью можно озвучивать эти картинки! Я опасаюсь, что с точки зренья церкви, слово «картинки» звучит неблагозвучно в данной теме. Мы рассматриваем одновременно два аспекта – технику съёмки и этику, а «картинки», в нашем случае - слово технического плана.    
Итак, озвучивать лучше в 12 битной системе наложения звука, то есть с сохранением оригинального звука. Налагая музыку, регулируй громкость её звучания в зависимости от степени важности кадра. Ты спросишь меня: «А как определить эту степень? Мало таких людей, кто хорошо знает «сценарий» обряда венчания». Начнём с того, что съёмка в храме начинается с ознакомительных кадров, в которые входят вид церкви, купола, движение молодых от паперти до царских ворот. Затем, чередуя, сними фрески, свечи, лица молодых. Займи позицию, которая бы не раздражала окружающих. Я стараюсь встать между аналоем и молодыми, так чтобы сверху наша расстановка напоминала равнобедренный треугольник. Учитывай также направление света. Не стоит откровенно снимать священника. Он такой же человек, как и мы и его может смутить твоя открытая съёмка. Возвращаясь к озвучиванию, хочу предупредить тебя об осторожности в выборе музыкальной композиции. Можно включить что-нибудь тематическое, например, из репертуара иеромонаха Романа или Жанны Бичевской. Можно использовать и классические произведения. Кстати, классику следует подбирать вдумчиво. Вряд ли подойдёт органная музыка - она больше напоминает католические мессы.   В репертуаре Александра Малинина есть замечательная песня «Венчание», которая очень хорошо вписывается этот сюжет. Продолжительность съёмки в храме желательно не превышать порога пяти минут, при условии, что молодые венчаются. Если они просто зашли в церковь, чтобы поставить свечи, то сократи съёмку до одной минуты. Не затягивай кадры в церкви, всё должно быть снято по минимуму. Главное – показать духовное начало, чистоту в отношениях молодых, а съёмка в храме лучше всего подчёркивает её. Постарайся снять глаза невесты, которые будут отражать блики зажжённой свечи. Технически это достаточно сложный приём, но при определённом навыке он выполним. При выходе молодых их храма следи, чтобы не попали в кадр курящие на улице парни, а тем более - девушки. Прежде чем снимать, внимательно осмотрись, прислушайся. Внутренний голос подскажет тебе направление твоих творческих замыслов.                Понимаешь, съёмка в храме - это не только технические приёмы, это ещё и нравственный вопрос.                Я не имею в виду тему религии, потому как религия – это культ. Далеко не каждый человек знаком с этой культурой и большинству людей церковные обряды представляются больше мистическими, чем нравственными. У оператора, который не знаком с этой культурой могут возникнуть сложности в процессе съёмки. Им может двигать только творческий азарт. А религия, как и Восток – дело тонкое. Просматривая твой фильм, религиозно грамотный зритель сразу же заметит все твои ошибки. Более того, ты можешь оскорбить чувства верующих. Изучи, насколько это возможно, основы православного катехизиса, и многие вопросы немедленно обретут ответы. Я не призываю тебя к регулярному посещению храма и соблюдению постов, каждый сам выбирает свою стезю, но коль ты пришёл сюда, то прими здешние  правила. Насильно тебя сюда никто не волок, ты сам пришёл. Ничего, кроме звона колоколов церковь никому ничего не навязывает. И в заключение темы я хочу пересказать историю из книги «Яко с нами Бог». В одной деревенской школе во времена гонений христиан коммунисты собрали всех учеников на лобном месте, устроили позорное «представление». Поставив икону с ликом Иисуса Христа на стол, они приказали каждому школьнику плевать на неё, говоря: «Бога нет». Все дети так и поступали, но когда дошла очередь до маленького мальчика Вани, присутствующие ученики и учителя стали свидетелями небывалой детской мудрости. Ваня отказался плевать на икону, мотивируя отказ очень просто: «Если Бога нет, то на кого же плевать? А если Он, всё же есть, то к Нему следует относиться с уважением» Вот так просто и правильно ответил маленький мальчик.                Так давай и мы с тобой последуем этому примеру, и будем с почтением относиться к месту,                где служат Богу. И не важно, веришь ли ты в Него или нет.               


Рецензии