Воспоминания. 20. Я - студентка. Трудное время

    Когда я окончила школу и получила паспорт, меня проводили на учебу, а сами – отец, мать и брат Юрка – поехали искать счастья, а точнее пропитания на юге, на Кавказе. Позже мама мне рассказала, что перед отъездом отец подарил свою библиотеку школе. Домашний скарб распродал оригинально. Всё погрузил на подводу, вывез на базар и стал громко объявлять:
- Люди, покупайте вещи по цене, кто сколько даст!
    Всё у него быстро разобрали за бесценок.
    Пока я училась, виделась с родителями только в летние каникулы. В первое лето приехала к ним в село Натырбово в Адыгее, где они проработали год и жили в какой-то избушке в крайней бедности.
 
    Отца я застала в очень тяжелом состоянии. Он был после запоя в безумии. Где-то добыл мужскую шляпу, которые тогда начали входить в моду, и стал вертеться в ней перед осколком зеркала, шумно восторгаясь и выкрикивая, что он теперь будет, как американский фермер! В этой шляпе он днем и ночью выступал в возбуждении, нес какую-то чушь, хохотал и чуть ли не приплясывал.
 
    Мама подавленно молчала, я нашла себе уголок в саду, заросший кустарником, и отлеживалась там с книгой. Юрка вообще исчез из дома. Вскоре я уехала обратно в Саратов, а они подались в новое место, так как отца в Натырбово со скандалом уволили.

    На следующее лето я приехала к ним в Краснодарский край, в станицу Шкуринскую, вместе с сестрой Ириной и ее мужем Юрием Гороховым. Отец был опять неконтактным. Я помню только, как он в огороде, в кукурузе прятал от матери бутылки с водкой и тайком опохмелялся. Атмосфера в доме была безрадостная. Я тогда еще занималась фотографией и сделала много снимков, хоть и примитивных. Все они пропали, к сожалению.

    Здесь, в Шкуринской, я получила ответ на одну загадку. Прошедшей зимой, будучи в Саратове, я вдруг получила от родителей перевод на 1500 рублей. Тогда это была крупная сумма! Я получала стипендию 200 руб. в месяц и родители мне присылали обычно ещё столько же. Никаких пояснений к переводу не было. Писем мне родители тогда не писали, им было не до того.

    Оказалось, что я ошибалась, когда думала, что мой отец и дядя Михаил не виделись больше после враждебного расставания в Илеке. Дядя приезжал ещё раз навестить моих родителей сюда, в Шкуринскую. Об этих событиях мне рассказал подробно брат Юрий, который был их свидетелем.

    Дядя Михаил, как всегда, хотел сделать для своего старшего брата Георгия, который вырастил его как отец, что-нибудь необыкновенное. Зная, какой Георгий страстный охотник, он привёз ему в подарок немецкую собаку, щенка породы сеттер, специализированного на охоту на водоплавающую птицу.
 
    По рассказам Юрия это была необыкновенно умная собака (конечно, Рекс). Просто всё понимала, только не могла говорить. Но таланты её пропадали зря. Отец был очень плох и не мог её ни правильно  содержать, ни как следует выучить. Тем не менее, он очень любил и ценил Рекса и мечтал ещё с ним поохотиться.

    Собака по идее была комнатного содержания, но иногда ускользала и забегала на участок соседа, милиционера. Тот почему-то возненавидел Рекса, как отец говорил – из зависти. Рекс был очень красивый, и за версту было видно, что породистый. Во дворе милиционера жила на цепи дворняга, которая неудержимо влекла Рекса к себе. Однажды, когда он снова забежал к соседу во двор,  тот расстрелял пса из табельного пистолета.

    Горю и возмущению отца не было предела! Он просто пережил трагическое потрясение. И совершил поступок, необычайный по тем временам. Он подал на соседа в суд! У отца были на собаку документы. Родословная, договор о покупке, справки о прививках и пр.  К великому удивлению всей станицы суд принял сторону отца и присудил соседу  выплатить ему стоимость приобретения, содержания и выучки собаки, всего 3000 рублей.

    Тут уже милиционер впал в горе и возмущение. Он не мог понять – из-за какой-то собаки! Такие деньги! Подал на апелляцию. Ему уменьшили сумму на 50%, но полторы тысячи заставили выплатить. Эти деньги папа и прислал мне. И я на них купила «серьёзное» платье и сшила зимний костюм – юбку и утепленную курточку с капюшоном, какие мы видели в кино. Долго я потом их носила, не только пока училась, но и ещё несколько лет, когда уже работала.


Рецензии
Молодец Ваш папа, деньги Вам прислал, не пропил!

Елена Ляхова   05.04.2018 22:48     Заявить о нарушении
Отношение моего отца ко мне медленно менялось от одной крайности до другой. Когда я была маленькой, он был равнодушен ко мне. Но я подрастала, и всё вертелась около него. Он, как педагог, любил что-то объяснять, чему-то учить, а я всегда была его самым верным и самым интересующимся слушателем, и он стал мне симпатизировать.

Время шло, он старел, болел, у него нарастали проблемы на почве алкоголизма, все стали от него отворачиваться, и только моя преданность ему оставалась всё той-же. Видимо, поэтому он именно меня стал горячо звать к себе, когда остался один, всеми брошенный, в Сарканде.

И я, конечно, "всё бросила" и явилась к нему - нищая, голодная, с ребёнком на руках и с единственным "капиталом" - дипломом университета в кармане. Как он был рад! Как трогательно старался меня поддержать! Как безоглядно принял и полюбил моего несчастного ребёнка! И дальше до конца жизни держался только за меня.

Даже когда я вторично вышла замуж и получила квартиру в Андижане, он ушел от мамы со мной. У меня и умер, и только тело его мама взяла из больницы, чтобы похоронить от себя, иначе было бы неприлично.

Вот видите, что значит доброжелательный интерес. Даже коротким, но добрым замечанием Вы вызываете у меня такой приступ воспоминаний! Спасибо Вам!
С уважением, А. Б.

Алина Боковая   18.04.2018 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.