М0. Автостопом к себе. 30. Проекция
Здесь, как в физике, я хочу сформулировать одну аксиому, из которой можно сделать массу выводов. Я кручу слова, стараясь подобрать нужные. Вот, что выходит: «Мое взаимодействие с миром и его восприятие происходит через меня. Я касаюсь того, что мне интересно, и, в тот же момент, я интересуюсь тем, что меня касается. Любой незавершенный гештальт и, соответственно, фрустрация, есть разрыв взаимодействия или восприятия».
Мне кажется это одновременно и слишком простым, и слишком глубоким. Теперь ответы приходят раньше, чем успевают формироваться вопросы. Большинство из них я не успеваю записывать.
Каждый момент времени есть бесконечная сумма проекций. На себя и на других. На живое и неживое. Я могу говорить о своей руке, о книге, о доме, о соседях, о музыке, о еде, о сексе, о театре или об актерах в отдельности, но все это будет разговором обо мне.
Я стою на сцене и исполняю песню. Каждый раз одна и та же композиция звучит по-разному. Все зависит от того, что из своего внутреннего мира я проецирую в песню. Суть всего есть изменение. И, как нельзя войти в одну реку дважды, так и я не могу испытать во время исполнения одной и той же песни на разных концертах одинаковые чувства. Сегодня она мне близка, завтра - я буду не согласен с ней. Сегодня я проецирую на строчки один смысл, завтра - другой. Хотя это - лишь поверхностный уровень. Даже если стараться не менять восприятие смысла, возникающий букет чувств и эмоций всегда будет разным.
Эта аналогия мне нравится. Можно купить десять идентичных букетов, собранных из одинаковых цветов, но и они при внимательном изучении окажутся разными.
Даже чертовы десять шкафов, купленных в «Икее» будут разными. Хотя бы, потому что их местоположения в пространстве всегда будут отличаться. Да и во времени тоже. Это будет выражаться во многом. Например, в количестве пыли на них.
Что говорить, даже близнецы являются уникальными личностями.
Я перечитываю книгу, с которой впервые столкнулся год назад. Мое восприятие - совершенно иное. Я нахожу в книге то, что мне интересно сейчас и проецирую на героев свои чувства и эмоции. Например, я ругаю их, говорю, что они глупцы, надо поступать иначе. Сейчас же я избавляюсь от проекции и задаю себе вопрос: «За что я ругаю себя? Что я сделал неправильно?» Осознание этого выводит на первый план неоконченную ситуацию из прошлого, которая не была актуальна при прошлом прочтении.
Так, например, мне не интересно наблюдать спортивный матч, если я не имею в багаже личного опыта эмоций и чувств, которые я могу проецировать на эту игру. Я обожаю бильярд, потому что сам в него часто играю. Здесь все ясно. Мне нравится, когда шар попадает в лузу. И я уважаю спортсменов, загоняющих их один за другим, вызывая во мне скрытые чувства возбуждения от ощущения мастерства и превосходства, всплывающие из прошлого.
Но проекция может быть и более сложной. Так я смотрю керлинг (в который сам ни разу не играл) и провожу сложные аналогии с дартсом, городками и другими играми, близкими и известными мне с детства.
А вот бейсбол мне не интересен. Подсознание не создает мне никаких аналогий. Разве что иногда интересно посмотреть один-два удара, чтобы вспомнить какой-нибудь американский кинофильм, по аналогичным мотивам актуальный для меня сейчас.
Так, я уже давно признал то, что если мне хочется что-то объяснить в книге – в первую очередь я хочу объяснить это самому себе. Но эта книга не является особенной. Что бы я ни писал, хоть сказку для детей, или женский роман, в нем я буду касаться вопросов, актуальных для меня в момент написания. Только этот процесс может быть более скрытым. Возможно, неосознаваемым.
Так же и в отношениях с людьми. Если я что-то говорю другому человеку – в первую очередь я говорю это себе. Это актуально для меня сейчас. Если я хочу чему-то научить – я хочу научить этому себя. Мне, со своим педагогическим стажем, было сложно в этом признаться. Хотя я также знаю, что можно учить и по другим скрытым причинам – например, удовлетворяя подсознательное желание ощущать свое превосходство. Но, все равно, я считаю, что любая причина сводится к проекции.
Я могу продолжать список бесконечно, хотя сам уже все понял. Сейчас я стараюсь заставить себя продолжить, но эта тема перестала быть для меня актуальной.
Я думаю о том, что ради своей самореализации хочу выпустить эту книгу. И волнуюсь о читателе, который будет недоумевать, находя пробелы в моем повествовании. Я же их не вижу. Если мне зададут вопрос, и я посчитаю его интересным – я отвечу. Оставшиеся пробелы заинтересовавшийся читатель сможет заполнить своим личным опытом сознавания. Я не хочу пережевывать пищу, которую даю. Это просто глупо. А также, я не хочу навязывать себя. Читатель должен спорить и находить свои ответы. Писать на полях. Хотя там, конечно, мало места.
Свидетельство о публикации №213073100939