Зачем я туда пошёл?

- Не знаю, Михаил… Просто чувствую себя подонком!
Мой друг Сергей нервно тряхнул головой. Разговор происходил у него на квартире.
- Ну, знаешь, - сказал я, - все мы не ангелы. За что ты себя так мучаешь?  Что случилось?
- А я думал, ты знаешь, - пробормотал Сережа. - История  мрачная. Был у меня друг Генка - человек приятный, уравновешенный, женатый. И ребенок у него хороший - мальчишка, шесть лет ему, Игорем звать. В общем, примерная такая советская семья. Жена мне его нравилась, я ей как будто - тоже. Полгода мы с ней жили. Гена, по-моему, даже и не догадывался. А, может, и чувствовал, что жена ему изменяет. Потом он стал каким-то замкнутым, бросил ее с ребенком, бросил двухкомнатную квартиру, а сам стал жить в подвале. Тем не менее, со всеми ладил. На работу ходил регулярно, не пил, наркоты не принимал. Да и женщин у него тоже вроде бы не было. Бывал я у него в гостях, чай пили, болтали о пустяках разных. Знаешь, старинный такой купеческий дом с подвалом. Наверху, в самом доме, старики какие-то жили, ну, а в подвале Гена обосновался: электроплитку поставил, стол, кровать, два табурета - и лампочкой стоваттной осветил своё убогое жилище. Жил он там дней пятнадцать-шестнадцать.
- С моим другом происходили странные метаморфозы. Да и место он себе выбрал невеселое. Сидели мы как-то с ним, а я нечаянно посмотрел вверх - и содрогнулся. В сводчатый потолок подвала вмонтирован здоровенный металлический крюк. Помню, Гена насмешливо перехватил мой взгляд и говорит: "Что это ты, Серега, побледнел? Этот крючочек, видимо, с царских времен тут находится. Между прочим, про этот подвальчик много, эх, много жутких сказочек ходит…" Меня аж передернуло. Не прошло и четырех дней, как мой друг Гена повесился в своем подвале. Электрический провод прикрепил к тому самому металлическому крюку и… упокой,  Господи,  душу его. Дверь взломали: висит он на  проводе,  в своем сером костюме, при галстуке, изо рта язык -сливового цвета, и разбухшая голова свесилась на грудь, - видимо, переломил себе шейные позвонки, оттолкнувшись от табуретки... Впоследствии судебная экспертиза так и показала. Знаешь, Мишель, не могу себе простить, что крутил любовь с его женой. Не могу. Я даже один ночью в этот подвал ходил. Ну, думаю, если увижу его, попрошу прощения.
Сергей опять нервно тряхнул головой.
- Ну и что, видел его? - спросил я.
- Да нет, никого я не видел. Не буду скрывать, страшно было. Сел я там на ступеньки, закурил - и поглядываю на часы. Полночь. Нервы как струны натянулись. Но, однако, сижу. Курю вторую сигарету. Ни шороха - ни звука. Полная тишина. Придавил бычок каблуком,  встал, посмотрел на крюк в потолке и говорю: "Гена, это я пришел. Прости ты меня. Сам знаешь, за что." Обвел в последний раз глазами комнату, перекрестился и вышел…
Наш разговор оборвался… К Сергею пришла женщина с ребенком.
- Они, - шепнул он мне на ухо. - Генкины. Теперь у меня живут.
Я поздоровался с женщиной и направился к двери, поняв, что пора уходить.
- Слышишь, Мишель, заходи! - крикнул Серега.
- Спасибо,  вы - тоже.

Через двое суток ко мне прибежали друзья и сказали, что случилось ужасное: Сергей в третьей горбольнице.
Сережа лежал в реанимационной палате. Когда я вошел, он приоткрыл глаза. Полголовы у него было перебинтовано, в вене торчала игла капельницы. Седая медсестра строго взглянула на меня и вышла, бросив при этом: "Недолго…".
- Наклонись ко мне… - попросил Сережа. Бледные губы его едва двигались.
- Он приходил... Я вернулся с работы... Ночью... Еще в подъезде почувствовал резкий запах газа. Господи... Я прямо взлетел на пятый этаж... Отпер дверь - в голове все поплыло... Мишель, он... он их придушил, - веки моего друга задрожали. - Четыре конфорки... до отказа. Они задохнулись... О Боже! Машинально я выдернул из пачки сигарету. И вдруг из тьмы Генка всплывает,  в сером костюме, с  синим языком наружу...  "Привет, - шепелявит. - Огоньку не желаешь, старина?" Суёт мне в   рот сигарету и спичкой - чирк! У меня в голове... словно бомба взорвалась...
Сережин голос становился все тише и тише:
- Не знаю, как я уцелел… может, взрывной волной в дверь выкинуло?.. Зачем я… туда пошел?..
Я вышел из палаты. Ко мне подошел молодой врач.
- Это ваш друг?
- Да, - сказал я. - Он выживет?
- Навряд ли. Пункция показала наличие крови в спинномозговой жидкости. Скажите, родственники или близкие у него есть?
- Нет, - ответил я врачу и пошел по узкому больничному коридору.


Рецензии