Воспоминания об отце. 29. Продолжение

    Папа умер 9-го апреля 1957 года, в возрасте 59-ти лет.
    Ирина и дядя Михаил прибыли поездом, но в живых Георгия Никандровича тоже не застали. Хоронили папу не из нашей квартиры, а от мамы. Так она сама захотела. Когда везли к ней в дом из больницы тело отца, мы с Ириной его сопровождали. Я смотрела на отца и вспоминала, как совсем недавно я его везла по этому же пути живого, и как он всю дорогу причитал: «Потише! Пожалуйста, потише!» А теперь лежал неподвижно и безучастно, хотя по-прежнему сжимал правой рукой левую. После смерти его руку не могли разжать. Я заплакала, и Ирина стала говорить:
- Ну, что ты Леля! Перестань!

    За все время ритуала похорон Георгия Никандровича никто не проронил о нем слезинки, кроме меня и Анны Федоровны. Одна Анна Федоровна говорила о нем, какой он все-таки был хороший. Какой был внимательный, обо всех думал, всем хотел помочь. Как по-мужски помогал ей иногда (она одна воспитывала сына Юрку, её муж погиб на фронте в Войну). Говорила о том, какой он был глубоко порядочный человек. Будучи тяжелым алкоголиком, никогда не крал и не пропивал вещей. Денег на опохмелье иной раз брал в долг, но всегда, получая пенсию, прежде всего отдавал долги, на удивление ничего не забывая.

    В день похорон я взяла Алешу из детсада. Мы пришли к бабушке, гроб стоял у нее в комнате. Алеша остановился на пороге, внимательно посмотрел на деда и очень серьезно спросил:
- А он спит или умер?
Дед в гробу был плохо узнаваем. У него отросла бородка, а на лице сохранилась страдальческая гримаса. Руку ему как-то разогнули, когда обмывали тело. Мы решили Алешу не мучить похоронами и отвели обратно в детсад. Ему было 5 лет.

    На похороны собралось очень много людей, целая толпа. Кроме родственников пришли все мои сослуживцы, соседи, ещё какие-то знакомые. Был оркестр. У меня были фотографии похорон, все они пропали. Поминки были очень скромные. Комната у мамы была маленькая, тесная, средства очень ограниченные. Все это понимали, и мало кто остался.
На поминках дядя Михаил сказал:
- Мы все от него отказались, одна Лёлька несла свой крест до конца.

    Я очень тяжело перенесла смерть отца. Мне было 26 лет, я была еще молода, это была для меня первая смерть в нашей семье. До того мне как-то не верилось, что люди умирают. А еще я тогда ждала рождения своего второго ребенка.

    После похорон мне отец снился каждую ночь в страшных кошмарах. Это были такие кошмары, что если бы я нарочно хотела бы кого-нибудь испугать, я бы не могла придумать таких ужасов. Сюжет снов был один – мой мертвый отец искал меня, а я никак не могла от него спрятаться. Он видел меня и в толпе, и сквозь предметы. И все просил у меня водки. И снилось всё так живо, как будто происходило наяву. Я измучилась, вечером боялась ложиться спать. Так прошло недели две. Потом ко мне зашла пожилая соседка. Я с ней поделилась своим горем.

    Между нами произошел такой диалог:
- Это душа твоего отца мается неприкаянная. Нужно его отпеть в церкви.
- Но он же был неверующий!
- Но ведь был же крещеный?
- Наверное, был. Тогда всех крестили.
- Ты должна заказать в церкви панихиду по нем.
- Но я тоже неверующая! Как же я пойду в церковь?
- Ты можешь не ходить. Тебе нужно только заказать панихиду. Его отпоют, и душа его успокоится и перестанет тебя мучить. А еще тебе нужно милостыню подать. Как увидишь нищего, подойди и подай. При этом полагается перекреститься, но ты можешь просто подумать о своем новопреставленном отце.
- Но я не умею заказывать…
- Если хочешь, я сделаю за тебя. Я же хожу в церковь. Дай мне немного денег и десяток яиц, я закажу.
Я дала ей деньги и яйца, и она ушла. А я наменяла полный карман монет и, идя по улице, останавливалась у каждого нищего и давала ему пригоршней. И при этом думала: «Это за упокой души моего несчастного отца».

    После этого мне приснился самый последний сон о смерти моего отца. Такой же отчетливый, как наяву, и странный, как будто символический. Я даже хочу его кратко описать. Приснилось мне, что я иду по широкому полю. Сияет солнце, поле покрыто очень зеленой травой. Вокруг нет ни людей, ни строений. Я иду одна и вдруг вижу своего отца, как будто просто брошенного кем-то на землю. Я подхожу к нему безо всякого страха, вижу, что он мертвый, очень плохо одет, в какой-то телогрейке и в кирзовых сапогах как в Войну, его посинелые руки сжаты в кулаки. Я подошла, разжала ему кулаки, в них была земля, смешанная с кровью. Очистив, я осторожно положила его руки, а сама, не оглядываясь, пошла дальше…

    Я не верила тогда и не верю сейчас ни в каких богов, ни в чертей, ни в духов, ни в привидения и ни во что подобное. Более того, с возрастом душа моя ожесточилась, и теперь я стала злой, непримиримой, воинствующей атеисткой. И, тем не менее, вынуждена признать, что после всех описанных манипуляций все мои страхи прошли, я успокоилась, и поток жизни понес меня дальше.
 
    Первые годы в день кончины отца я раздавала кому-нибудь из бедных старушек – соседок и детям гостинцы, потом и это забылось. В тяготах жизни я стала редко вспоминать отца. Но когда приходится вспомнить, он встает перед моим внутренним взором таким, каким был в самое лучшее его время. Статный и красивый, с быстрым шагом и живой, свободной речью, умный и проницательный, всегда переполненный энергией и какими-то планами. Он ласково называет меня Олёшкой, протягивает мне книгу…

    Всем лучшим, что во мне было в течение жизни, я обязана своему отцу Бойкову Георгию Никандровичу, светлая ему память, которая пребудет со мной до последнего дня моей жизни.


Рецензии
Алина Георгиевна! Светлая память Вашему отцу, сумевшему, несмотря ни на что, остаться честным и добрым отцом в вашей памяти. Вырастившим и давшим образование всем детям.
Своё параллельно возникает. Жить с хроническим алкоголиком просто ужасно. Муки наших мам...Моя не смогла оставить папу. А мы, после окончания техникумов и институтов, уезжали, покидая родителей, переживали только за многострадальную маму.
Понимаю на сколько Вы сильный и волевой человек. Я, наверно, долго не вытерпела бы.
Тепла и внимания от ВАШИХ ребят, здоровья.

Ада Бабич   31.07.2021 22:42     Заявить о нарушении
Уважаемая г-жа Ада Бабич! Снова прошу принять от меня благодарность за рецензию, а особо за терпение, проявленное Вами при чтении такого тяжелого и часто шокирующего рассказа. Что поделаешь, это жизнь. Я много натерпелась от социальной болезни своего отца, но продолжаю вспоминать его с удивлением и признательностью. Он был из самого первого поколения, встретившего социализм, и это ещё удивительно, как быстро он смог подняться сам и поднять нас,своих детей до высот настоящего образования и достойной жизни. Бесконечно благодарна Вам за понимание и за взаимный искренний рассказ о себе. С уважением, А. Б.

Алина Боковая   01.08.2021 07:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.