Древнее государство Чавин

"Нет на свете археолога, который смог бы забыть свою
первую самостоятельно открытую пирамиду.
Непередаваемая тишина готовит вас к началу знакомства."
Тютютчев.

Древнее государство Перу формационного периода,
часть I.
+
Мир в период -2,000-1,300 гг до нэ.
Первые признаки создания прообраза централизованной структуры Чавинской страны появляются как раз тогда, как в Древнем Египте расцветает эпоха Среднего царства, а основатель 11-й Династии, Ментухотеп I , монарх из Фив, объединяет под своей властью Верхнее и Нижнее царства, после двухсот 200-летней смуты вновь возвращая Египетской стране стабильность.
Чавинцы достраивают Новый храм в сакральном месте Гарагай (-1,800 гг до нэ.), известном уже целое тысячелетие. Зачем они возводят его, в честь чего? Веление времени? В настоящем, на эти вопросы пока нет уверенных ответов экспертов.
Во всяком случае, тогда же, на другом континенте, фараон Аменемхет IV, правивший Египтом без малого десять 10 лет, то ли умирает, то ли уплывает в Перу:), передавая всю полноту власти фараонше Касебекра (Нефрусебек), последней правительнице XII-й династии, власть которой заканчивается спустя всего четыре 4 года  (3:10'24"), когда почти 2-х метровый подъем воды в реке Нил приводит к страшному наводнению, послужившему причиной к массовому восстанию невольников хемуу и рабов, вновь ввергнувшему Египетскую страну в политический хаос (Второй переходный период).
В то самое время, когда в Европе первые римляне, скотоводы и охотники, но в меньшей степени земледелы, пришедшие на Аппенинский полуостров с Северных Балкан, потомки индоарийцев, несущие частицы днк самого Зевса (мт-гаплогруппа L3), после долгих скитаний по матушке-Ге, к началу Медного века обосновавшиеся на Адриатическом побережье, строили свои хижины, наподобие гнёзд, устраиваемых птицей ласточка из ветвей, собранных вместе и обмазанных затем глиной, крытых сверху соломой или тросником,
Великая Чавинская страна уже успела повидать, в своей  пятьсот 500-летней истории, множество ярких событий.
К дате основания царем Энеем, сыном Анхиза, древней столицы в Альба-Лонга (-1,200 гг до нэ.), на территории современной Италии, Южно-Американский цивилизационный центр находится на пике своего могущества. Жители Чавин-страны, заставшие ту золотую эпоху "Дней Ра", вовсю обживают древний сакральный центр "Кунтур-Уаси" и многие другие подобные комплексы, доставшиеся им от предков. Они поклоняются Ягуару (Андской пуме), устраивают многолюдные празденства в Дни Солнцестояний, в сентябре отмечают праздник Райми, почитают божества воды Уну и Яку; обладают прогрессивными агро- и животноводческими технологиями. Чавинцы вовсю пользуются керамикой и изделиями из металлов, включая искусно выполненные изделия из золота и серебра, а уровень их текстильного производства, и вовсе, восхищает.
Впрочем, уже в то давнее время, в Европе заготовка продовольственного запаса, в основном, рыбы и мяса сухопутных млекопитающих, многие тысячелетия проводилась с использованием естественного консерванта - поваренной соли (натрий хлор).
Зародившаяся, вероятно, в регионе Средиземноморья, на Балканах, более десяти 10-ти тысяч лет назад, технология просолки/ соления провианта для сохранности, столь привычная сегодня, явилась одним из тех ноу-хау, что позже привели человечество к цивилизационному прорыву, в рамках "неолитической революции". Первые датировки указывают на тот факт, что добыча соли в Балканском регионе, например, в районе археосайта Провадия-Солницата на Черноморском побережье (территория современной Болгарии), начавшись в период -6,000-5,000 гг до нэ., уже к -4,500 гг до нэ. велась в промышленных масштабах.
Ничего подобного, исследователями пока не было отмечено для жителей Нового света. При всём величии Чавинской цивилизации, скорее всего, получившей в период наибольшего расцвета конфедеративное политическое устройство, а в финале своего длительного существования, вновь разделившейся на множественность обособленных культур, соответствующих народностям (Уари, Чибча, Аймара, например), населявшим когда-то (и населяющим теперь) различные географические расположения (Апуримак, Кахамарка, Тиуанаку и многие другие) на территории современных государств Перу, Боливии и Колумбии, использование других способов заготовки мясной и рыбной провизии, кроме сушки (вяления) на Солнце, не обнаруживается. Их пища всегда была свежей, или с незапамятных времен они пользовались той солью, что дал им океан?
Исследуя другие возможные источники солей и минералов, так необходимых человеку и животным, эксперты обратили своё внимание на участки кольпас collpas, что переводится с кечуа как "солёная земля", имеющиеся в самых различных местах на восточных склонах Анд и в Амазонии. Богатые солью поваренной и другими минеральными солями, глинистые грязи, встречающиеся вдоль течения реки Тамбопата, для многих видов (попугаи гуакомайо (ара), дикие павлины, горные и равнинные тапиры, например) стали незаменимым дополнением к их питательным рационам.
Известные своей наблюдательностью к окружающему миру природы и "цивилизационной неспешностью", некоторые индейские племена, населяющие тропические леса вдоль рек бассеина реки Амазонка, восполняют потребности своих организмов в соли и минералах подобным образом до сих пор*.
_________________
*) источник - сайт перуано.ру, 2013.
+
Всё новые "древние" совпадения.
Начало добычи соли на высокогорных (3,300 метров над умо) соляных источниках МаРАс Maras, расположенных в сорока 40 километрах на север от Куско, в Сакральной долине инков, экспертами теперь датировано периодом около -100 гг до нэ., и может служить надёжным доказательством того факта, что технология использования поваренной соли дошла в этот, отдалённый от Римской империи регион, к значительно более позднему, по сравнению с Европой, периоду.
Может быть, именно в честь древнего города Мараш, основанного хеттами в период около -1,000 гг до нэ. у подножия хребта Восточный Тавр, и за долгую свою историю, послужившему турецким, армянским и грузинским царям, древние люди культуры Качи, местные предшественники инкской государственности, как известно, удалённой на значительное расстояние от Балкан и Ближнего Востока в целом, назвали расположение имеющихся на их земле соляных источников? Марас в Южной Америке, на восточном склоне Анд, в долине Вильканота, где верховное божество инкского пантеона, бог Солнца Инти Inti когда-то сотворил бить из каменного массива соляные источники.
__________________________________________
*) Кахраманмараш KahRAmanmaRas - современное название города, что расположен в юго-восточной части территории Турецкой республики. Название было изменено сравнительно недавно, добавлением к действительно древнему "Мараш" слова "Кахраман", что в переводе с турецкого означает "герой".
+
Гарагай комплекс.
Среди множества объектов исторического наследия, приписываемых теперь экспертами культурному периоду Чавинской цивилизации, некоторые выделяются своим действительным величием. Современный человек, точно так же, как и Чавин-жители прошлого, не может не впечатляться, от присущих этим геометрически выверенным "религиозным" центрам гармонии, и размаха, достигнутого строителями древности, при возведении указанных сооружений. Одним из этого наиболее известных объектов списка является Гарагай.
Архитектурный ансамбль, сооруженный в Римак-долине Rimac Valley, ставшей сегодня одним из пригородов столичной Лимы. Общая площадь, занимаемая комплексом Гарагай, имеющим П-образную в плане форму, составляет около 16 гектаров, из них 9 приходится на центральную церемониальную площадь, выделенную тремя приподнятыми платформами-основаниями (Равинес, 1979). Платформы были воздвигнуты из стен, образующих основание, внутренний объем которых заполненных обломками камня и другого строительного мусора, закрытых уложенным сверху глинобитным полом.
Архитектурный ансамбль, образованный четырьмя сооружениями - главной пирамидой, левой и правой трибунами разного размера, и бассейном в центре площади, несет в себе все черты, присущие, как теперь считается, Формационному периоду Чавинской культуры, и построенный (Альва В., Бюргер, 2008)  между -1,800-1,600 гг до нэ.
Архитектура всего центра представляет собой серию террасс, лестниц и открытых площадок, в целом, повторяя общие архитектурные решения, ранее описанные для архитекурного ансамбля в Кардаль Cardal (Мур, 1996).
.
источник - исследования Alva, Burger 2008, Binford 1980, Moore 1996, Ravines e Isbell 1979, Sandweiss 2008,
перевод и редакция - Вольный.
.
Гарагай комплекс, подобного другим строениям того периода, олицетворяет собой эпоху расцвета постмегалитического строительства, являясь, по самым распространенным сегодня версиям:
1. Официальным сооружением (две трибуны разной высоты и площади - словно две палаты парламента- верхняя и нижняя, и главная пирамида - для верховного совета);
2. Ритуальным сооружением, хранилищем сельскохозяйственных ноу-хау или библиотекой (культуры, как считается, не имевшей письменности, в доступном современным исследователям виде);
3. Сельскохозяйственной фабрикой (большая ферма по выращиванию гуанако);
4. Фортификационным сооружением;
5. Аэропортом.
Каждая из приведенных выше версий, в настоящий момент времени представляется возможной*, но "весьма недоаргументированной" по части доказательств, подтверждающих именно тот, или иной, вариант использования сооружения.
_________________________________________
*) Например, не имеющие прямой связи с Культурным периодом Чавин, сообщества Кубрады, значительно более древние (Ягай-фаза, -10,900-10,050 гг до нэ. (Сандвайс, 2008), вполне вероятно, уже обладали технологиями выращивания производства морской птицы и моллюсков.
По меньшей мере, слышатся мнения о производственных мощностях (Бинфорд, 1980), принадлежавших, например, загадочным обитателям пока не очень хорошо изученного прибрежного "допотопного" общества Плейстоцен-периода. - примечание редактора.
+
Чавин был здесь.
Украшающие стены здания, стоящего во дворе ансамбля, изображающие людей, животных и многие более сложные сцены, иконографические барельефы из обожженой глины, характерные для Чавинской культуры, датированы весьма точно.
Цвета, использованные древними мастерами при полихромной росписи, вновь соответствуют цветам, характерным для самой Чавинской культуры и культур, предшествовавших её формированию. Всё это не оставляет сомнений, что здание, стоящее во дворе мегалитического комплекса, было возведено жителями страны Чавин.
Возможно, начальный архитектурный ансамбль, платформы-основания, были выстроены еще задолго до чавинских архитекторов. Некоторые отдельные опубликованные датировки показали значения -3,340, -3,170, -3,090, -2,730 гг до нв. (Равинес, 1982), но без указания инфо о материале образцов.
.
источник - the archaeology of public buildings, Jerry D.Moore, Cambrige University press, 1996,
перевод и редакция - Вольный.
+
Геометрия пространства.
Как и многие другие, подобные мегалитические сооружения, комплекс Гарагай может быть поделен, как минимум, на две виртуальные части - пре-часть, "построенная вначале" и прото-часть, "пристроенная позже".
К первой, однозначно, принадлежат платформа Главной пирамиды, Бассеин и платформы под две 2 Трибуны, общим объемом 361,233 м3 обработанного камня. Главная пирамида - насыпаная из камня и земли, облицованная глиняным адобовыми кирпичом, скрепленным глиной.
Соотношения высот, площадей, и объемов указанных построек мегалитической части архитектурного ансамбля Гарагай, представляют собой весьма интересные, с точки зрения астрономии и физики, величины, преисполненные сакрального смысла:
• объем главной пирамиды 277.717 м3, высота 23 метра, площадь 3,95 Га;
• объем левой трибуны 70,733 м3, высота 14 метров, площадь 2,97 Га;
• объем правой трибуны 12,783 м3, высота 7 метров, площадь 0,34 Га.
.
источник - сайт arqueologiadelperu.com.ar, Garagay, Elaborado en base a Ravines e Isbell, 1975.
перевод и редакция - Вольный.
+
Храм Кунтур Уаси.
Кунтур Уаси (Kuntur Wasi), что на кечуа означает «Дом Кондора» - условное название археологического памятника в Перу. Представляет собой руины религиозного центра, со сложной архитектурой и каменными скульптурами.
Расположен в высокогорном регионе Кахамарка (Cajamarca), на Андском нагорье (в среднем, около 2,700 метров над умо). Самые высокие точки - это вершины гор Коймалач (Coimolache) 4,010 метров и Кумбе (Cumbe) 3,850 метров.
Вероятно, что неоднократно перестраивавшийся, комплекс Кунтур-Уаси активно использовался в период -1,200-1,000 гг до нэ, а в период -1,000-700 гг до нэ, был перестроен.
Сооружения комплекса состоят из храма пирамидальной формы на вершине холма, четырёхугольных платформ, притопленного двора и ряда комнат. Имеются также ступенчатые платформы и погребальные сооружения. Обнаружены каменные скульптуры чавинского стиля.
На полу одной из комнат была найдена антропоморфная глиняная фигура высотой около 75-ти сантиметров, окрашенная красной киноварью, зелёной малахитовой, чёрной, жёлтой и розовой красками. На её лице — крупные квадратные глаза и широкий рот, с выступающими кошачьими зубами.
Возможно ли допустить, вслед за уфологами-эзотериками, что в самый древний период своей истории, за тысячелетия до существования носителей культуры Чавин, Кунтур Уаси использовался в качестве аэропорта, принимавшего невиданные затем летательные аппараты прошлого?
У афтора:) нет никакого мнения относительно того, каким мог бы быть ответ на этот вопрос. Фотографии сохранившейся части строения не позволяют в полной мере судить о такой возможности использования комплекса, но и не отрицают её однозначно.
+
Кахамарка во времена Чавин.
Именно в регионе Кахамарка находятся и другие, не менее загадочные памятники, зачастую, связанные с культом Воды, значительно более древним (iii, iv докерамический периоды, около -9,000-4,000 гг до нэ.), чем культурный период Чавин. Конечно, некоторые из таких расположений и сооружений использовались и во время развития последующей Чавинской цивилизации, в интервале -2,000-700 до нэ., какая наслоилась в своих территориальных границах с ушедшей в почти абсолютное небытие "Страной культа Воды".
Назначение таких святынь прошлого, как и сами сооружения, зачастую, представляются мнению современнного обывателя-эзотерика в высшей степени загадочными и таинственными (даже, мистическими). Археологи-профессионалы, впрочем, не сговариваясь, приписывают каждому такому археосайту церемониально-религиозное назначение, иногда, с астрономическим уклоном. Действительно, какую ещё функцию могли бы выполнять подобные объёмные строения?
Право на религию, на жертвоприношения, на собрания, на агрономию и на астрономию - это те виды права, имевшегося в обществе, место которому, применительно к этим цивилизациям, не таким уж и древним, исследователи прошлого оставили в своих умозаключениях. Насколько верны они в своих догадках? Так ли всё было на самом деле? Скорее всего, они правы, и во времена позднейшего vi докерамического и начального керамического периодов, дело обстояло как-то так.
В следующей главе, "Загадки Древнейшего Перу", указанные памятники (археосайты) рассмотрены более подробно, чтобы не отвлекать внимание читателя от повествования о Чавин-культуре.
.
источник - по материалам в т.ч. академик, википедия, на основании разных, 2012,
редакция - Вольный.
+
Москва, 13013
.
продолжение следует...


Рецензии