ЧАСЫ. защитнику Отечества знаки смайлик

              ...и ещё пришлите обычные и надёжные часы,
              а то вечно не знаешь который час :)
                /Воинская корреспонденция/
         ЧАСЫ
  * * * * *
Древнее желание человека соотнести течение собственной жизни с вечным движением небесных тел с древнейших времен находило свое воплощение в различных средствах измерения времени.
С помощью самых разнообразных инструментов человек измерял и подразделял течение времени.
Первым помощником его при этом было солнце.
Его лучами день делился на определенные промежутки времени.
Солнечных часов существовало два типа: неподвижные и переносные.
Переносные солнечные часы были известны уже древним египтянам и использовались на всем протяжении древнего мира.
Они просуществовали тысячелетия и еще долгое время оставались средством проверки и координации для очень ненадежных колесных часов, пока не были окончательно вытеснены благодаря изобретению спиральной пружины в качестве регулятора хода (1674 г.)
В то же время неподвижные солнечные часы никогда не утрачивали своего значения и продолжают конструироваться еще и в наши дни.
Однако пытливый человеческий разум изобрел для измерения времени целый ряд иных инструментов, например, лунные, водяные и свечные часы, которые использовались вплоть до XVIII века, затем песочные часы и от XVI до XVIII века масляные часы.
Однако из-за своей зависимости от внешних условий и их колебаний, равно как и из-за своей технической исключительности эти средства измерения времени не нашли всеобщего применения; их сохраняют ныне как научный антиквариат в музеях техники.
Присущее человеку чувство прекрасного лишь в колесных часах нашло единственный в своем роде предмет, который указывал время и одновременно мог являть собою художественное произведение, поскольку механизм этих часов заключался в определенную оболочку.

ИСТОРИЧЕСКИЙ
ОБЗОР
На основании архивных документов можно с некоторой уверенностью заключить, что на исходе ХШ века возникли — сначала изготовленные из железа — колесные часы.
Они приводились в действие посредством тяжелого, влекомого гирей колеса.
Часы с гирями вызывались потребностями литургии и были созданы для монастырей.
Самый ранний тип часов — с гирей, балочным регулятором, механизмом хода, боем и очень простым заводом, — возник где-то в первую половину XIV века.
Это были настенные часы с двенадцатью цифрами на кругообразном циферблате и другими двенадцатью цифрами на широком зубчатом колесе внутри этого циферблата.
К цифрам этого колеса приделывались втулки с крепящимися в них штырьками.
Рычаг, опирающийся на штырек и веревочный ролик, при вращении высвобождался, гиря падала и приводила в звучание колокольчик.
Эти часы требовали постоянного присмотра, потому что гирю надо было снова поднять кверху, а штырек всадить в следующую втулку — возле ближайшей цифры, если хотели, чтобы часы прозвонили еще раз.
Очень скоро, в Германии или в Италии, их ход был усовершенствован посредством введения тяжелого тормозного валика.
В XIV веке были введены стопорная шайба, турбильон или «вихревой» спуск и для регулировки хода балочный регулятор (в Германии) или колесный регулятор (в Италии).
С зарождением портретной живописи в пору увядающего средневековья на портретах именитых собирателей (к наиболее известным из которых причисляют Филиппа Доброго, Карла V и Фердинанда I) увеличилось и количество достоверно изображенных часов.
Часы с гирями, как правило, помещались в снабженный циферблатом футляр, имели приделанную сбоку дверку и иногда лунный диск, равно как два колокольчика для отбивания часа и четвертей; некоторые из этих часов были снабжены тремя циферблатами для указания часов, минут и секунд.
Однако, у большинства еще и по сей день сохранившихся часов отсутствуют стрелки и передняя стенка с циферблатом.
Редки, и потому очень ценны, также часы с циферблатом и колокольцами.
В позднее средневековье знаменитые города Европы могли похвастаться большими астрономическими часами с гирями (часы-жакемары), которые часто имели движущиеся фигуры.

Часы с пружинным ходом.
XV век является временем первых интерьерных часов с гирями (точное время их появления неизвестно).
Местами можно встретить также уже и часы с пружинным ходом, тяжелое колесо которых совершало маховое движение под воздействием эластичной заменяющей гири пружины.
Это были уже переносные часы, и когда удалось изготовить достаточно длинную и тонкую пружину, можно было сконструировать также маленькие нагрудные часы и позднее карманные часы.
Однако, XV век еще не был тем временем, когда можно ясно различать процесс возникновения часов.
Как и в случае с большими астрономическими часами, здесь также можно говорить о форме и устройстве лишь на примере немногих сохранившихся образцов.
Необычайную ценность представляют, например, настольные часы Филиппа Доброго Бургундского 1430 года, заключенные в превосходно отделанный готический корпус в форме позднеготического реликвария (ныне в Германском национальном музее в Нюрнберге).

Часы для путешествий (дорожные часы).
Первыми, несомненно, были те, которые сконструировал Жан Либур в 1451 году в Париже, помещенные в медном корпусе работы Ж. Мулине (все более роскошные корпуса и футляры становятся вскоре столь же высоко ценными, как и часовая работа).
Они имели циферблат и сверху колокольчик.
"Шагом вперед в часовой технике явились сконструированные Питером Паулем Алеманом часы, пружинный ход которых имел фузею с наматывающейся вокруг нее жильной струной, а также колесный билянец с маленькими гирями.

Нагрудные часы.
Часовых и золотых дел мастера поздней готики и особенно ренессанса сумели использовать возможности, которые предоставляли часы, — новый предмет обихода, так нравившийся людям этого, склонного к пышности времени.
Они изготовляли часы самой разной формы с заключенным в них иногда невероятным множеством самых разнообразных устройств.
Каждое такое миниатюрное произведение является своего рода шедевром.
Появились овальные нагрудные часы с выпуклой спинкой (тыльной стороной), очень легкие в виде коробочки часы с боем (диаметром 23—75 мм), богато украшенные и золоченные часы в виде сосуда яблокообразной формы для хранения муксуса (муксусное яблоко), равно как и изобретенные во Франции и изготовлявшиеся преимущественно в Германии и Италии нагрудные часы продолговатой формы.
Очень популярны были восьмиугольные часы с крышкой из горного хрусталя, которые включали в себя также компас и солнечные часы — эти часы в XVI веке имели иногда по нескольку циферблатов, — далее часы в форме тюльпана и звезды, равно как в форме креста и черепа, или же часы, вмонтированные в набалдашники шпаг, в письменные приборы и кольца.
Однако вся эта продукция относится к сфере ювелирного дела.
В ту эпоху расцвета научных знаний и открытий в области физики была улучшена также техническая сторона часов, именно нагрудных часов.
Самым значительным новшеством была тормозная пружина, которая, очевидно, впервые была применена ее изобретателем Питером Генлейном из Нюрнберга, известнейшим мастером часового дела.
Она сочетается обыкновенно с ковшовым билянцем.
Однако в настольных часах она почти никогда не встречается, так как там ее вытеснила фузея.
Отдельные части часового механизма и в XVI веке изготовлялись еще преимущественно из железа.
Утверждение же Эрнста Циммера, что для важнейших элементов (храпового колеса, барабана с пружиной и фузеи) уже в 1430 году применяли латунь, не находит непосредственного подтверждения.
Полвека спустя вместо клиньев или на первых, порах еще одновременно с ними стали применять винты.
Преимущественное же использование они находят только в XVII веке.
У них круглые и плоские головки, и их можно без труда отличить от современных стальных винтов.

Барабанообразные часы.
Они представляют собой специфический тип часов, на котором можно хорошо проследить развитие часового механизма и которые имеют горизонтальный циферблат.
Их диаметр равнялся 40—79 см, а высота 30—65 см.
У них 12 цифр и одна стрелка, а часовой механизм состоит из ковшового билянца, пружины и фузеи, которые приводили в движение зубчатое колесо часов и стрелку с помощью трех цевок.
Дальнейшее усовершенствование представляла собой барабанообразная насадка с колокольчиком над горизонтальным циферблатом.
Звон раздавался посредством штифта этой верхней части, задевавшего стрелку.
Украшение сосредотачивалось на поверхности большого барабана, покрывавшегося гравированными усообразными мотивами, сценами охоты, изображениями зверей и антикизирующими медальонами.
Происходят эти часы, вероятно, из Франции, где их сконструировал Ф. Валлеран, но известны они были также и в Германии.

Настольные часы к концу XVI века вытеснили барабанообразные часы.
Они легче и имеют в диаметре от 8 до 25 см, а по высоте от 6 до 15 см.
Они снабжены колокольчиком, и цельный футляр их допускает подлинное цветение декора на своей поверхности.
Кроме простых часов с циферблатом, часовым боем и диском будильника все более широкое распространение стали получать парадные часы из золоченой бронзы: в обязательные арабески вставлялись медальоны, изображения семи планетарных богов и дельфинов, а иногда футляр покрывался развивающейся лентой со сценами охоты в пейзаже.
В то время как в средние века собственноручные подписи златокузнецов, оружейников и механиков были еще очень редки, теперь стало увеличиваться число сигнатур мастеров часового дела, которые в своих гильдиях играли ведущую роль.
Они проставляли свои инициалы: например, HG и две скрещенные лопаты — Ганс Грубер, около 1570 года, MF — Мартин Пурман, конец XVI века.
По-немецки подписывались также во второй четверти XVI века Якоб Цех и Ганс Штейнмейссель из Праги.
Начиная с середины этого века подписывались уже и полным именем: И. Маркар и другие.
Следующую ступень развития представляют собою четырех- и шестиугольные настольные часы, которые достигли совершенства после 1550 года.
Вместо горизонтального циферблата с астролябией на стенках теперь появляются несколько циферблатов (одни для часа, остальные для четвертей, хода солнца, луны и календаря).
Хотя на протяжении всего XVII века изготовлялись еще круглые или угольные настольные часы, на передний план постепенно выступают часы в стойке с пружинным ходом.

Стационарные часы с пружинным ходом.
Эти часы, появившиеся в XV веке, нашли дальнейшее распространение в XVI столетии.
По мере преуспевания крепкого зажиточного бюргерства, все более широким делался спрос на отделку и художественную форму часов.
Они все больше становились неотделимой и равноценной частью интерьера.
Благодаря решению технической стороны дела, а равно в силу определенного размера и композиции, возник пластически развитый тип таких часов, в разных вариантах сохранившийся и поныне.
В южно-немецких городах Аугсбурге и Нюрнберге преобладали часы в прекрасно обработанных футлярах.
С присущей ювелирному делу тщательностью на стенки и крышку, снабженную колокольчиком и завершавшуюся наверху пластическим обелиском или маленькой фигурой, наносились ажурные мотивы (они были особенно популярны в XVI веке).
Конусы по углам, профилированные угловые пилястры, пластически развитые кариатиды, венчающие фигуры, как правило сделанные из бронзы, дополнялись арабесками, листовыми побегами и фигурными мотивами ажурных стенок.
Латунные или бронзовые стенки обыкновенно золотились или серебрились.
Особенно высоко ценились роскошные четырехугольные часы с 8—10 распределенными по всем сторонам циферблатами для показания часов, четвертей, фаз луны, движения солнца и вечного календаря.
Под часовым циферблатом находился спереди еще маленький циферблат четвертей часа и позади циферблат хода боя, а иногда и звездная астролябия.
Позднее, как правило, добавляли еще маятник.
Эти часы изготовлялись в Инсбруке, Вене, Мюнхене и Франкфурте.
Шестиугольные часы гармонической формы с благородной отделкой конструировали во Франции Ор. Фине, Бургиньон Кузен и его сыновья.

Часы автоматы.
Начиная с середины XVI века конструировались очень популярные в то время часы-автоматы, равно как часы в виде предмета особой роскоши и раритета.
После 1550 года Э. Бальдвейн изготовил часы с фигурами/появлявшимися к часовому бою.
Исаак Я. Габрехт в Нидерландах, В. Пфеффенхаузер в Аугсбурге сконструировали многоэтажные часы в форме павильона с фигурами; аналогичные часы сделал также Ганс Шлотгейм.
Популярны были маленькие часы с человеческой фигурой, которая показывала на вращающийся шар с циферблатом или на часы в древесной кроне и, соответственно, смотрела в эту же сторону.
Часы-автоматы появлялись на протяжении всего XVII века.

Часы — зеркало.
Особую категорию часов, связанных с фигурой, представляют собой часы-зеркало, появляющиеся с середины XVI века.
Это были круглые часы в форме зеркала, несомого Геркулесом.
Они показывали, как правило, часы и минуты, а на переднем диске астролябии — движение небесной сферы (в Аугсбурге были построены большие астрономические часы).
У этих часов перед циферблатом часто находился маленький маятник, за часовым механизмом — маятник Гюйгенса или спиральная пружина Гюйгенса.

Часы дароносицы.
Со второй четверти XVI века в Италии появляются часы, корпус которых отделан с необычайной фантазией и которые отличались драгоценностью, всевозможными затеями, ярким цветом и часовой работой, которая еще более увеличивала их совершенство. Типичным продуктом того времени являются часы в футлярах, похожих на тогдашние дароносицы.

Часы — Распятие или часы — Голгофа.
Они представляют собой Распятие с часами, по обеим сторонам от которого располагаются Мария и Иоанн.
Механизм этих часов вращает шар, опоясанный лентой с нанесенными на нее цифрами.
Стрелка указывает соответствующий час.
Со второй половины XVII века эти часы были распространены преимущественно в Германии и изготовлялись в Аугсбурге, Штутгарте и других городах.
В то время на часовом механизме все чаще стало появляться выполненное курсивом имя мастера и название места изготовления, равно как и имя предпринимателя, посредника в торговле.
Кроме того, часы собирались из составных частей, которые изготовлялись в различных мастерских. С течением времени стало правилом, что часовой мастер ставил подпись на футляре, хотя отделку его производил кто-то другой.

Часы в деревянном корпусе.
Потребность в часах постоянно. возрастала, и чтобы удовлетворить возросший спрос, стали изготовлять более дешевые часы.
Их четырехугольные футляры, которые обыкновенно снабжались колоколообразным верхом и ручкой, изготовлялись из самых разных материалов с самыми разнообразными украшениями.
Настольные (каминные) часы были преимущественно немецкого происхождения. Схожими, однако более импозантными часами были церковные часы, изготовлявшиеся во Франции.
Кроме обыкновенного дерева для изготовления корпусов все чаще использовали экзотические породы; стенки украшались интарсией и инкрустацией и расчленялись золотыми планками, прямыми или витыми угловыми колонками и насадкой в виде фигурок и вазочек.
Диск циферблата, первоначально из олова, серебрачили золоченой меди, теперь делался из золоченой бронзы с гравированными или травлеными рельефными мотивами в виде цветов и фигур вокруг эмалевых бляшек с цифрами.
Впоследствии такой диск был заменен эмалевым циферблатом.
Вместе с немецкими мастерами часового дела эти простые, часто в металлическом корпусе часы достигли также и Англии.

Часы с маятником.
Существенную роль в популяризации часов сыграло техническое изобретение Христиана Гюйгенса в 1658 году, которое вскоре после этого было опубликовано и стало общим достоянием.
За часовым механизмом на нитях или на стальном тросе подвешивался маятник, который посредством вилки соединялся со шпинделем (ходовым винтом) и регулировал ход.
Еще до XVII века в Париже были сконструированы часы с боковым маятником, а в Германии очень популярные часы с коротким маятником спереди (,,Zappler»), точное время изобретения которого неизвестно, но который еще до 1600 года приделывался к часам с гирями, позднее к часам с пружинным ходом и задним числом также к еще прежде изготовленным часам.
В такие часы надо было одновременно вставлять шпиндель и храповое колесо.
Иногда различимый через окошко маятник располагали за циферблатом, однако перед часовым механизмом.
Такое расположение маятника спереди распространилось из Германии во Францию, Англию и Испанию.
Изобретение X. Гюйгенса было дополнено ехце усовершенствованным торможением работы Грахама.

Часы с репетицией.
В 1676 году Пармой сконструировал первые часы с отсчитывающим время боем.
Они отбивали часы и четпер ти и независимо от хода могли воспроизвести бой.
С именем Гюйгенса связано дальнейшее усовершенствование хода посредством короткого маятника — на 20 секунд — и длинного маятника с анкерным спуском — на 10 секунд.
Его предшественником в этом был Йост Бюрги, который в 1612 году исключил необходимость ежедневного отвода часов, спешивших тогда на один час, посредством кнер-шланга двух ковшовых билянцев.
Другим важным открытием Гюйгенса была спиральная пружина, которая заменила различные применявшиеся тогда билянцы.
Тем самым открылась возможность переделать нагрудные часы в карманные.
Они также комбинировались с компасом и солнечными часами.
С особым тщанием изготовлялись эти часы прежде всего в Швейцарии (Амьель и Мокин в Генфе), где в XVII веке стало расцветать часовое дело.
Дорогие корпуса из серебряной или золоченой чеканной меди, из серебра, черепахи, мейсенского фарфора, часто украшенные также расписанными но эмали портретами или же жемчугом и драгоценными камнями (такие дорогие часы кроме Швейцарии изготовляли тогда еще во Франции), предоставили ювелирам в течение более чем двух столетий возможность свободно проявлять свою неисчерпаемую фантазию.
К раритетам того времени причисляют различно изготовленные в конструктивном отношении часы, приводимые в движение собственным весом.
Самые древние, так называемые часы-пила, вешались между двумя штангами с насечками, расположенными на равномерном расстоянии друг от друга.
Рено в Париже соорудил их в виде настенных часов, которые после исчерпания своего хода снова вешались на стене в перевернутом положении.
Еще одним видом часов были часы-каталка (часы-доска). Здесь корпус с часами опускался в течение 24 часов по наклонно положенной доске, которая затем переворачивалась.
В X VII веке такие часы были сконструированы Г. Бушманом и И. Габрехтом.
Изобретенные в 1600 году Г. Шлотгеймом часы шарового хода состоят из вьющегося вниз стока, по которому скользит шар, и из механизма, который в течение одной минуты отправляет наверх второй шар.
Эта минута затем отсчитывается на циферблате.
Такие часы изготовляли, прежде всего, в Германии, но также и в Италии.
Благодаря своей отделке они являли в интерьере драгоценный раритет.
Популярны были также часы в артистически выполненных импозантных корпусах, так называемые парадные часы.
С 1600 года все чаще встречаются в интерьерах подобные часам-курантам на башнях и часам-жакемарам на ратушах часы с музыкой, органной, колокольной или струнной, равно как и с движущимися фигурами.
Эти часы сохранили свою популярность на протяжении более чем двух столетий.

Часы XVIII и XIX веков.
Золотым веком часового дела, в особенности в том, что касается часового корпуса и его отделки, был несомненно XVIII век.
Барокко, рококо, неоклассицизм и достигающий стилевой зрелости ампир, равно как протагонисты этих стилей, архитекторы-декораторы, бывшие художественными индивидуальностями высокого порядка (Пино, Кювийе, Мейссонье), включали в создававшиеся ими мебельные гарнитуры также и часы в качестве интересного оживляющего дополнения (например, в сочетании со столиками-консолями, комодами, угловыми шкафами, письменными столами, туалетными столиками и зеркалами) и обогатили историю часов бесконечным множеством новых их видов и вариантов.
Ведущей здесь была Франция.
К началу XVIII века А. Буль спроектировал настольные часы, которые показывали часы и минуты и были снабжены будильником.
В их пестрых инкрустациях из черепахи, олова и латуни, в их пластинках золоченого аканфа, золоченых венчающих фигурах и плоских фигурных композициях все великолепие двора Людовика XIV отразилось с таким вдохновенным мастерством, что им подражали на протяжении всего XVIII века, помимо Франции также и в Мюнхене.
Стенные часы назывались картелями; их золоченая рама, украшенная ажурным орнаментом из листьев на вьющихся побегах, цветов и ро-кайля, имела к концу первой половины века асимметрический характер и представляла собою самостоятельное целое. Во второй четверти XVIII века появились Репdule еп Cartel, располагавшиеся на консоли или на красивой подставке.
Оба типа картелей отбивали часы и четверти.
Значение часового корпуса подчеркивалось как его размерами, так и применявшимся декоративным материалом.
Образцами изысканного вкуса являются часы Вуазена с фигурами китайцев и павлинов из китайского фарфора на золоченом цоколе или настольные часы из фарфора И. Й. Кендлера, на которых представлены пестрые беседки и кустарник с пастухами и пастушками, античные влюбленные и богини в сопровождении амуров.
На самом верху ютился маленький часовой механизм.
Специальностью французов была необыкновенно тонкая, сверкающая словно драгоценность, живопись голубым, зеленым и красным лаком — Verms Martin.
Столь популярные в Австрии интарсии нашли применение в украшении часовых корпусов, которые превратились в сложные архитектурные сооружения, дополненные золочеными фигурами.
Импозантностью корпуса отличались сконструированные в Германии часы-тарель с часовым механизмом, вставленным в богато украшенную раму крупной чеканки (часто из серебра).
Перед циферблатом у них обыкновенно помещался короткий маятник.
Столь же характерным было появление в Вене в конце XVII века так называемых "часов в раме", на которых — в обрамлении картинной рамы — был написан сельский или городской вид с башней, куда и вставляли часовой механизм.
Эти часы были очень популярны во времена австрийского бидермейера около 1830 года.
В XVIII веке окончательно завоевали признание часы для прихожей.
Однако изготовляли их уже с конца XVII века в Германии , Англии, Голландии и Скандинавии.
Они состояли из цоколя, высокого корпуса с маятником и навершия с часовым механизмом.
В Англии при их изготовлении проявила себя типично английская склонность к технике: часы имели также циферблаты для демонстрации фаз луны, равно как недельный, месячный и годовой календарь.
В два последние десятилетия А. Фромантил и, прежде всего, Т. Томпион нашли возможность соединить показания среднего и солнечного времени.
К прекраснейшим свидетельствам английского часового дела причисляют изделия Томпиона, Хр. Гульда и Даниэля Квайра.
Любовь англичан к привозному красному и цветному лаку в сочетании с золоченым ландшафтом, оживленным строениями, птицами и фигурами, нашла особенно яркое выражение в отделке корпуса настольных часов и часов для прихожей, сопровождавшейся щедрой интарсией в виде цветов.
Очень скоро — уже со второй половины XVII века — стали использовать изобретенный X. Гюйгенсом маятник для часов этого типа также и в Голландии.
Огромной популярностью в XVIII веке пользовались астрономические часы, которые кроме часов и минут показывали также движение солнца в особенно важных точках траектории, дни месяца, времена года, среднее и солнечное время и т. д.
Их изготовляли в Париже, Нюрнберге, Вене, Аугсбурге, Праге и Гейдельберге.

В Париже они первенствовали еще во вторую половину XVIII века, когда в соответствии с переменой стилевой ориентации форма их корпусов и шкафчиков также претерпела изменения.
Классицизм черпал вдохновение в античных храмах, колоннах, вазах и светильниках, равно как в античных декоративных мотивах меандре, штабиках жемчуга и ов и пальметках.
Непосредственную функцию часов значительно меньше принимали во внимание и подчиняли ее художественной композиции, так что сами по себе часы превратились в некую незначительную деталь.
На производство часов — элегантных и изящных по форме, прелестных и интимных по производимому впечатлению — оказали влияние такие индивидуальности, как Фальконе (он возглавлял фарфоровую фабрику в Севре) и Пажу (производство севрского бисквита) или часовых дел мастера Дюмон и Лепот.
Сохранившийся вплоть до ампира высокий технический уровень поддерживался такими знаменитыми мастерами, как работавший в золоченой бронзе Томир.
Французские литейщики, чеканщики и позолотчики принадлежали к художественной элите, которая пользовалась новыми техническими методами.
После влюбленных пар и мраморных ваз, наполненных цветами, появилась военная тематика, связанная с наполеоновскими кампаниями, а вслед за вдохновением светским искусством Помпей — воздействие искусства сурового античного Рима.
Наполеоновские походы принесли кроме того и экзотические мотивы (египтизирующие атланты, сфинксы и цветы лотоса).
Очень популярны были негритянские фигуры в духе a la Negresse и изображения интимных собеседников.
Сентиментальная нотка той эпохи сказалась в мотиве Кроноса (Время), заимствованном из эпохи барокко, в изображении девушки за учением в античном или современном платье и девушки, читающей любовное послание.
Реакцией на фантастические и очень сложные формы были со второй половины XVIII века настольные часы в виде вращающегося вокруг собственной оси шара с кольцом в качестве циферблата, ампирные каминные часы (Pendule le Cheminee) и часы в виде урны.
В эпоху классицизма появились также составляющие вместе с подсвечниками или парфюмерией единый гарнитур каминные часы.
Необычайно популярными в средней Европе стали часы в виде колонны с колоннадой из дерева или алебастра перед зеркалом.
Они существовали в очень многих вариантах и обладали самой разной художественной ценностью.
Значение фигурного сопровождения продолжало сохраняться еще на протяжении первой половины XIX века, когда неоготика обращалась к мотивам средневековой архитектуры, а романтизм заимствовал из современной литературы преимущественно сентиментальные образы.
Яркий контраст этим театрализованным сценам составляет благородная форма так называемых переносных часов, в скромных призматических футлярах из металла с металлической ручкой, которые сохранялись на протяжении всего XIX века.
Они изготовлялись также и ведущим французским часовым мастером Бреге, которому принадлежат прежде всего карманные часы с несколькими циферблатами — изделия непревзойденной точности и элегантности.
Его технические усовершенствования сохранились по сей день и нисколько не утратили своего значения.
Стилевая неопределенность второй половины XIX века нашла свое выражение в необарочных и неорокайльных формах часов, которые на рубеже веков сменились волною неоклассицизма.
В это же время обращенным в историю тенденциям энергично противопоставил себя сецессион (югендстиль), который не уделял, однако, особого внимания форме часов.
В конце этого столетия, в период эклектизма, с характерным для него притупленным чувством времени и его потребностей, явились новые творческие силы, и склонность к простоте и целесообразности получила подкрепление в одновременном требовании законченности отделки и сохранения своеобразия обрабатываемого материала.
Новый оригинальный стиль, который одновременно возник в Германии (Мюнхен), Австрии (Вена), Англии, Шотландии и Франции (Париж) под различными именованиями (югендстиль, сецессион, модерн, ар нуво), уделял внимание часам в той мере, в какой они составляли часть интерьера — будь то в эскизах или в практическом исполнении простых, лишенных украшений и тем не менее легких и элегантных мебельных гарнитуров, сдержанная или обильная линеарная орнаментика которых восходит к естественным растительным мотивам.
................
СОВЕТЫ
КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
В предшествующем изложении указывалось на сложные отношения лиц, причастных к созданию часов., которые стали очевидными уже с XVII века: предприниматель проставлял сигнатуру на закупленной продукции, а часовой мастер, со своей стороны, также сигнировал созданный другим ремесленником футляр, одновременно соединяя части, изготовленные в разных мастерских.
Поэтому сохранившиеся на часах надписи не дают единой картины.
Кроме того, ориентацию собирателей затрудняют подделки, которые вызывались стремлением к наживе и появились уже в самом начале собирательства.
Известность имен мастеров часового дела и редкость их произведений соблазняли с тех пор не одного ловкача и породили множество чрезвычайно искусных подделок, от приобретения которых не застрахованы даже музеи.
Повод к подделкам дали, прежде всего, работы известного часового мастера из Нюрнберга Питера Генлейна, подделки сигнировались PH или Петрус Геле (иногда с датой).
Осторожность рекомендуется также с продольными нагрудными часами с инициалами MK 20 х 25 см, которые изготовлялись в конце 80-х годов прошлого века.
Подделкой считаются также дополнения часов.
Само собою разумеется, что сложный часовой механизм не может на протяжении столетий сохранить свою неприкосновенность.
Если заменялись стрелки, шнуры и гири или даже передняя стенка, надо обратить на это особое внимание; это касается также новых гальванопластических копий. Равным образом подделкой считается перестройка часов.
В качестве характерного примера в литературе приводится перестройка часов с колокольчиком в часы со звоном.
Поводом для этого послужило обнаружение очень старых часов со звоном первой половины XIV века.
В результате переделки были обесценены многие старинные часы с колокольчиком.
Произведенное в XVI или XVII веке добавление маятника — коль скоро оно не использовалось для создания видимости — столь же мало является подделкой, как и замена старого, отслужившего механизма новым с целью сохранения старого футляра, имеющего художественную ценность.
Естественно, надежнейшим мерилом в этой области прикладного искусства является консультация опытного специалиста и основательное знание истории технического и художественного развития часов.
В заключении еще несколько слов о собирании дополнительных деталей вроде блоков («клобен»), стрелок, ключей и гирь.
«Клобен» в XVI и первую половину XVII века были маленькими, обыкновенно овальными на узенькой ножке.
После изобретения спиральной пружины они стали длиннее и больше, поскольку больше стал и баланс.
Эскизы выполнял ряд граверов и декоративистов: А.-Ж. Коллер, Даниэль Маро, Этьен Делон, Мишель Леблон, И. М. Гоппенхаут и др.
Украшение этих деталей уплотнялось и становилось все более сложным, пока не достигло в XVIII веке своей вершины.
Существовало несколько видов «клобен»: немецкие и английские имеют только одну ножку, французские и швейцарские две; немецкие сплошные, английские гравированы и слегка ажурны, французские обильно украшены и гравированы.
Очень ценны «клобен» с портретами на эмали или с фигурами и гербами.
В качестве материала чаще всего использовалась золоченая латунь.
Стрелки и ключи долгое время не украшались.
Лишь в позднем барокко появилось украшение в виде сложного мелкого орнамента.
Наибольшим спросом пользуются ключи XVI и XVII веков.
..................
Большая иллюстрированная
энциклопедия древностей

Дагмар Гейдова Ян Дурдик Людмила Кибалова Мирослав Мудра Дагмар Стара Либуше Урешова
Введение
Карла-Гейнца Клингенбурга

АРТИЯ
Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова Графическое оформление К. Панка © издательство «Артия», Прага, 1980 Отпечатано в Чехословакии 2/04/02-15-01

Оглавление:
Введение (Карл Гейнц Клингенбург)
Мебель
Гобелены (Людмила Кибалова) Ковры (Людмила Кибалова) Стекло (Либуше Урешова) Керамика (Дагмар Гейдова) Фарфор (Дагмар Гейдова)
Зеркала
Золотое и серебряное дело (Либуше Урешова)
Украшения (Дагмар Стара)
Часы
Осветительные приборы
Олово (Дагмар Стара)
Железо, Медь, Бронза (Дагмар Стара)
Доспехи и оружие
(Ян Дурдик/Мирослав Мудра)
Список литературы
Список важнейших терминов
Список музеев с найболее знаменитыми собраниями
Указатель фотографий
Именной указатель
Предметный указатель
Географический указатель

Собирание антиквариата стало сегодня широко распространенным увлечением. И в том случае, когда выдающиеся памятники оказываются недоступными из-за непомерно высоких цен, рвение собирателей не уменьшается и они бывают готовы удовлетвориться менее значимыми или вовсе сомнительными предметами. Однако с расширением спроса увеличивается и неопределенность в отношении происхождения и качества вещей. Ибо еще при начале собирательства в XIX веке возникла опасность дезориентации коллекционеров подделками, так как искусные мастера и ловкие посредники уже в ту раннюю пору научились использовать конъюнктуру рынка к своей выгоде.
Предлагаемая вниманию читателей книга должна быть полезной в первую очередь именно в этом отношении. Во введениях к отдельным главам не только излагается история развития соответствующих отраслей художественной промышленности и выявляются стилевые особенности стилевых эпох. Чтобы придать знаточеству большую основательность, необходимо познакомиться, кроме того, с основными способами производства и обработки художественных изделий, определяющих в известной мере их форму, — чему также способствует данная книга. Только после этого собиратель будет в состоянии самостоятельно распознавать явные или прикровенные подделки. Сверх того, в разделе «Советы коллекционерам» можно познакомиться с указаниями по уходу за старинными вещами.
Самое же существенное в этой книге — полнота представленного материала, необходимого каждому коллекционеру для сравнительного анализа.
13 руб. 26 коп.


Рецензии