Процесс воспроизводства талантливых
Большинству россиян свойственно и ныне считать себя далекими от творчества. Полагают по старинке, что творчество это, например, у поэтов, писателей,артистов, художников и композиторов, а мы, остальные просто работаем. И детям ставят себя в пример так, чтобы работали, а не мечтали о чем-то дале-ком, о ком-то высоком, когда надо "делать жизнь с кого". А зря, ведь даже работа, физический труд, если он не в однообразных телодвижениях, содержит в себе творчество как работу мозга. Мозг осознает потребность и вырабатывает личные программы работ, ставших известных сначала ему. Все люди всякое новое дело прежде начинают в уме и "проделывают" его в уме с начала до конца. Это предварительное умышленное творчество служит со-кращению количества и повышению качества труда, если оно умелое. Если же формально отвергать свою причастность к творчеству, то ему все одно приходится учиться в самом процессе реализации заданного труда. Но эта учеба стихийно-запоздалого «свойства» длительна и с непредсказуемо малым эффектом. В качестве иллюстрации непредсказуемости национального стихийного эффекта может служить следующий пример из народного фольклора.
Как-то раз наш специалист сопровождал в качестве гида одного иностранного бизнесмена. Тот наблюдал очень внимательно нашу жизнь в городе и на родственных ему производствах и расспрашивал коллегу по разным общим и специальным вопросам, а сам помалкивал. По завершении экскурсии нашему интересно стало узнать общее впечатление иностранца о квалификационном, творческом уровне трудовой деятельности россиян.
- Дети у вас хоросые, - ответил иностранец.
- А о деятельности то - что сказать можно?
- Дети у вас хоросые, - убежденно повторил иностранец.
Наш специалист не очень понял ответ и по телефону спросил разъяснений у курирующего чиновника. А тот разъяснять не стал, а ответ иностранца переслал своему начальнику. А тот – своему начальнику. А тот... В общем, не прошло и года, как этот мудреный ответ иностранца лежал в распечатке на столе самого Президента.
А в настоящее время подобный этому алгоритм решения - недопустимая расточительность по отношению к себе, семье, обществу и государству.
Идея. Среди всех важных дел человека и общества наиболее нужным, важным и трудным делом всегда было и ныне является воспроизводство людей талантливых.
Это таланты благодаря своему творческому подходу к труду на всех местах обеспечивают взаимопонимание в коллективной деятельности и прохождение в неизвращенном виде сигналов и реализацию функций взаимодействия: простых просьб, команд и распоряжений, сложных заданий и проектов, кардинальных планов и программ государственной значимости. Таким людям доступно с полуслова понять, домыслить в правильном ключе и реализовать быстро то, что "слабому звену" непосильно даже при длительном растолковании сути. Потому талантливых людей замечают и выдвигают в руководство. Поэтому неслучайны в мире великие народы и нации, которым посильны дела глобального масштаба в информатике, экономике, политике и культуре, и больше малых наций и народностей, для которых трудными и более опасными являются проблемы самосохранения и выживания.
В русле общей земной цивилизации такими, другими или третьими категориями людей, наций или государств делают сами люди этих формаций и категорий, совершая свои конкретные творческие процессы и дела согласно общим объективным законам творчества. Следовательно, в рациональной эволюции обществ, наций и государств объективно необходимыми элементами являются прототипы талантливых людей "всех мастей", их должно быть много, а для их выявления и должного понимания необходима доступная информация.
А ее пока нет в достатке, особенно для молодежи. Примеряясь к намеченному делу, чаще начинают его, применяя свой "доморощенный подход" к делу. А лучше бы - с взгляда на уже известное. В среде своего обитания или в памяти находят аналоги, т.е. похожие дела, и уточняют свой замысел, а среди аналогов выбирают прототип, как наиболее подходящий аналог. У хорошо выявленного прототипа больше положительных свойств (признаков) и имеется недостаток - вредное свойство, которое в будущем нежелательно. Если недостатка не выявлено, то этот прототип принимают для реализации в качестве искомого дела, обеспечив законность его использования известным порядком. Если недостаток представляется неустранимым, то этот прототип отбрасывается в пользу другого прототипа, имеющегося в числе выявленных аналогов. Это уже творческий процесс по реализации замысла. К нему можно подключить других людей, более опытных в творчестве по теме. Иначе приходится продолжить и осуществить свой более глубокий творческий процесс. Будучи предварительно осведомленным, это можно делать своим умом для предотвращения лишних затрат времени, энергии, труда, для снижения финансовых и материальных расходов, для повышения качества исполнения дела.
Такими путями творческий человек всю жизнь проявляет свои творческие начала в разных больших и малых делах, если он даже не учился творчеству. Очевидно, что эффективность личного творчества будет выше при заблаговременном обучении личности известным методам творчества.
А творчество по науке, т.е. по известным законам и правилам, это творчество обновленное, оно сначала будет заменять творчество стихийное, дилетантское, а со временем, с опытом оно становится профессиональным творчеством. Причем тогда оно охватывает и творчество по профессии, и творчество си-туационное, и потому распространяется на системный творческий труд педагогов, наставников, литераторов, музыкантов, актеров, художников, дизайнеров, архитекторов, ученых, изобретателей, организаторов, управленцев и исполнителей. Все они и всегда создание своих произведений начинают непременно с выявления и критики прототипа, продолжают генерацией идеи и методов реализации, а результаты их творчества определяются уровнями интеллекта, инициативы, опыта, вдохновения и работоспособности, сочетанием которых характеризуется талант. Потому талантливый человек талантлив во многом, а достижение выдающихся успехов - в деле "по вкусу".
А теперь учтем обстоятельства современной жизни и заметим главное.
1. В земной цивилизации, в наиболее крупных странах мира и, в частности, в России, достигших высоких уровней развития информационного обеспечения, нет информационных условий для выбора прототипа, с кого "делать жизнь", а России само это словосочетание, которое прежде было в ходу, ныне отвергнуто и забыто без выявления и принятия замены.
2. Современные электронные средства массовой информации, которым от природы присуще быстродействие, мобильность и неограниченная изменчивость, не пригодны для выявления и формирования устойчивых представлений о позитивных прототипах личности.
3. Современная пресса ориентирована на извлечение прибыли и не соответствует потребностям формирования образа прототипа позитивной личности.
4. Классическая литература не пользуется популярностью у молодежи, ее формально "проходят" в общеобразовательной школе и, следовательно, она не служит для самостоятельного глубокого освоения молодежью и для генерирования представлений о прототипе позитивной личности.
5. Средствами политики, искусства и массовой культуры нельзя создать условия для выбора молодежью прототипа, с которого делать жизнь, в виду их относительной сложности или безграничной простоты, затуманивающих сознание.
6. Сфера образования не способна обеспечить разрешение выявленного противоречия, поскольку в составе ее образовательных средств нет общепризнанной науки "Профессиональное творчество".
7. В основании системы массового "воспроизводства" талантливых должна находиться широкая - национальная практика профессионального самостроя личности.
Свидетельство о публикации №213080100430
Сергей Шрамко 30.08.2013 13:13 Заявить о нарушении
Николай Бородастов 01.09.2013 10:55 Заявить о нарушении
Николай Бородастов 01.09.2013 12:42 Заявить о нарушении
Сергей Шрамко 01.09.2013 12:48 Заявить о нарушении
Николай Бородастов 29.10.2013 17:34 Заявить о нарушении