В поисках счастья

«Я тоже хочу» - 14-й и последний фильм Алексея Балабанова (1959-2013) – сюжетно напоминает «Сталкер» Андрея Тарковского. Только проводником здесь матерый бандит, который, не разбирая, крошит людей налево и направо (Ю.Матвеев). Компанию ему составляют его друг, алкаш Матвей (А.Мосин), выкраденный им из наркологии, престарелый отец алкаша (В.Горбунов), случайный знакомец по сауне «доходяга»-музыкант (О.Гаркуша из «АукцЫона») и отчаявшаяся проститутка Люба, в прошлом выпускница философского факультета (А.Шитикова). Каждый, узнав, что Бандит держит путь в некую зону вечной мерзлоты, где «радиация зашкаливает», но есть Колокольня Счастья, тут же решительно заявляет: «Я тоже хочу» и присоединяется.

В фильме нет, как у Тарковского, долгих монологов о смысле жизни, предназначении человека, счастье, вере и прочих духовных материях. Попутчики – далеко не рефлексирующие интеллигенты, а просто смертельно уставшие, безразличные ко всему люди. Они общаются односложно, тем более что всю дорогу поочередно, не закусывая, бухают водку прямо из горла. Действие развивается на фоне постоянно звучащей музыки группы «АукцЫон» и песен Леонида Федорова.

Как и «Сталкер», фильм держит зрителя в непрерывном напряжении, в ожидании развязки: что же будет с этой компанией, которая едет в зону, зная, что никто из нее не возвращается? Одних кто-то «забирает» в счастливую жизнь, другие там и умирают. Дорога к колокольне усыпана трупами.

Однако жажда счастья у каждого настолько велика, что их ничего не останавливает. «Женщин в зону не берут. Разве только голых», - шутит Бандит, высаживая Любу. Но та принимает шутку за чистую монету и, раздевшись донага, отчаянно бежит босиком по снегу, интуитивно находя заветное место. Она и Музыкант бесследно исчезают в колокольне – мы видим лишь всполох  в вышине…Алкаш и его отец не доходят до цели.

В финале Бандит встречает у колокольни человека в черных очках, который называет себя кинорежиссером, членом Европейской киноакадемии. Эту фигуру, вопреки своим правилам, играет сам Балабанов и по сути играет самого себя. И он так же, как все эти обычные люди, жаждет счастья любой ценой. Но и он гибнет. Так, менее чем за год до ухода, Балабанов предсказывает свой конец. Любопытно, что ветхая, покосившаяся колокольня в Вологодской области, где проходили съемки, на сороковой день после смерти Алексея Балабанова обрушилась.

У фильма, жанр которого автор обозначил как «фантастический реализм», безусловно, есть подтекст, и каждый прочтет его по-своему. Может быть, он о том, что надежда на счастье неистребима даже у тех, кто находится на дне общества и не имеет сил жить дальше. А может, о том, что лучше умереть в поисках счастья, чем жить без стремления к нему…

На фото: режиссер Алексей Балабанов

Опубликовано в газете "Новый вариант" 1 августа 2013 года.


Рецензии