О высоком самообразовании

ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
 ВЫСОКОГО САМООБРАЗОВАНИЯ

 Принципы – это нормы, правила, обеспечивающие решение двух главных задач: задача выживания и задача воспроизводства жизни. Невозможно быть счастливым в одиночку, а без счастья – жизнь не в радость. Жизнеспособным, счастливым и ведущим к личным счастьям может быть общество людей, для которых приоритетны принципы «быть» и «отдавать», а не «иметь» и «брать». Жизнь по принципу «брать» без «отдавать» непредосудительна лишь для  людей малых и немощных. Отдавать можно продукт обезличенного труда, созданного коллективными усилиями (нефть, газ, электроэнергия, вода, зерно, одежда и др.),  а можно – не принадлежащее тебе на законных основаниях.  Но уместно, выгодно и приятно отдавать свое, созданное своими физическими, умственными или совокупными усилиями и несущее людям особенно приятные ощущения,  радость и потребность в общении. Счастливое общение людей – при встречных желаниях общения.
 Встречные желания – результат  взаимной заинтересованности. Привлекательность человека определяется его физиологическими, физическими, интеллектуальными, производительными и духовными свойствами и изменениями этих свойств, воспроизводящими интерес ощущениями новизны.
 Физиологические свойства определяются особенностями организма, в здоровом организме они мало изменяются и потому обеспечивают кратковременный интерес партнера по общению. Это побуждает кое-кого к изысканию  «скрытых» резервов, предполагающих  необычное: гомосексуализм, наркоманию, алкоголизм, экстремизм и т.п.
 Интеллектуальные свойства – это способности мышления человека. Они могут изменяться беспредельно. Пути интеллектуализации человека – образование и самообразование, они обеспечивают воспитание, обучение, социализацию, профессионализацию, творчество и становление личности, интересной  себе и обществу.
 Уровень интересности (привлекательности) человека, достигаемый образованием (обучением и воспитанием),  тоже имеет потолок. Люди, достигшие этого потолка, приблизительно одинаковы по интеллекту и становятся не интересными друг другу. Во взаимоотношениях людей важна новизна ощущений, а она достигается на путях самовоспитания.  Самовоспитание основано на самообучении, сопряженном с чтением, посещением театра, кино, выставок, конкурсов, собраний, прослушиванием радиопередач и публичных лекций, наблюдениями природы и т.п., а также с обдумыванием вновь познанного и обсуждением его с партнерами. Это является непременным условием усвоения новых знаний и впечатлений на долгое время. Самообразование сопряжено с затратами времени, средств и сил, и бывает так, что  для него чего-либо не хватает.  Например, методики как техники действий. Нехватка чего-либо – это потребность, возбуждающая «хотение» деятельности по удовлетворению  этой потребности.  Важная для жизни потребность удовлетворяется напряженным трудом – работой и творчеством.
Интеллектуальная часть труда – творчество. Продукт творчества – то единственное  из личного достояния, что способно стать материальным или духовным носителем счастья, пригодным для своей пользы и для распространения на множество людей и веков.  Суть творчества –  мыслительный процесс преобразования знаний, хранящихся в памяти, в  умение и знание новое,  а они обогащают память навыками умственного труда, вдохновляют  на дело и  часто реализуются в  практике. Овладение  единой методикой творчества – непременное условие  здорового быта и создания нового объекта культуры, обновляющего  бытие результатами или способами деятельности людей.  И потому творчество удивляет, радует творца этого знания  и побуждает его к общению с людьми для привлечения их к со-знанию добытого творчеством и к овеществлению идеи совместными действиями.  Творчество – незаменимый повод и серьезная причина для общения людей. При одинаковых исходных запасах знаний, обеспеченных социализацией по типовой  программе государственной системы образования, достигнутая новизна результатов творчества зависит от творческих  начал личности.
 Творческие начала – это совокупность потребностей, способностей и возможностей человека в труде, являющемся основой  развития  культуры и жизни народа.  Труд  всегда состоит из  работы и творчества, но соотношение значимости этих двух частей бывает разное. Работа – труд с физическими и малыми репродуктивными умственными  усилиями. Суть работы укладывается в пределах инструкции, правил (технологии), доступных изучению, запоминанию и реализации при многократном повторении приемов.  Творчество – это деятельность за пределами инструкции, это  нелегкий труд, некоторые его избегают.  Такие люди, когда   им  в работе «здесь и сейчас» не достает умений, действуют «на авось». В этом причина известного эффекта: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». 
 Творчеству можно не учиться, обходясь природной склонностью и естественной потребностью, возникающей по обстоятельствам  «здесь и сейчас».  Но это   интуитивно-инстинктивное, бессистемное, практически-действенное творчество   ведет к малой  новизне личного и местного группового уровней, а чаще  за ним следуют убытки.
 Прогресс – одна из форм развития, характеризуемая переходом от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему.   Инновационная деятельность – социально ориентированная деятельность с выходом  за пределы нормативной деятельности, отражающая  творческий потенциал человека.  Мотивы – то, что побуждает  деятельность человека и ради чего она совершается.  Цель – то, к чему человек стремится в деятельности как идеалу.   
Цикл школьных наук обеспечивает социализацию человека. Социализацией достигается воспитание человека таким,  как все. Дилетант – исполнитель, занимающийся каким-либо трудом без достаточной для этого  технологической подготовки. А профессионал   дополнительно обучен технологии работы так, что не затрачивает времени и энергии на обдумывание своих действий. Это служит росту качества и производительности труда при снижении утомляемости.  Опытный специалист – это профессионально обученная личность, освоившая принципы и методы творческого труда по специальности. Предпосылка творческой деятельности – быть не как все, быть особенным, не удовлетворяющимся тем, что «как у всех».  А его творчеством добытое знание может иметь новизну личного, группового, регионального или мирового значения.
  Креативность – способность человека создавать оригинальные ценности культуры, принимать нестандартные решения. Семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Эвристика – система логических и внелогических приемов и методических правил творчества.
 Обучение творчеству – деятельность многогранная и многоцелевая, поскольку имеет отношение к человеку, его системному образованию, культуре, обществу, цивилизации. Творчество многообразно по структуре и функциям и включает в себя обучение естественным и гуманитарным наукам и науке профессионального творчества. Творчество – мыслительная деятельность, плохо управляемая внешними воздействиями и предполагающая самодеятельность  – самообучение.  Самодеятельность в творчестве – это самопланирование, самоконтроль, самооценка  процесса творчества и результата и  творческая самоаттестация  по качеству  образования.
  Образование – это совокупность системно организованных взаимных услуг общества и человека,  направляющих   к  культуротворческой  деятельности, цель образования –  становление человека культуры в процессе детской и юношеской социализации, качество образования – это степень соответствия результата образования цели образования,  а управление качеством образования  – система управляющих действий, обеспечивающих повышение степени соответствия выпускника образовательной системы статусу  человека культуры.  Поэтому образование – это потребность и процесс.
Образование как потребность – взаимная услуга общества и человека,  обеспечивающая социализацию  человека и  становление развитого гражданского общества. Образование-процесс  – это обмен   знаниями и жизненным опытом между людьми,  поколениями и нациями для  подготовки личности к профессиональной  (научно обусловленной) деятельности. Причем  передача опыта бывает обычно  от  поколений людей старших – младшим, но  иногда бывает и наоборот.
Образовательное пространство  – это  совокупность субъектов и объектов образования,  образовательной политики, государственного законодательства, образовательных  целей, программ, структур,  норм, систем, процессов  и методов организации, оптимизации, нормализации и управления, сочетание которых   наиболее полно обеспечивает образовательные потребности. Образовательная среда –  совокупность условий образования, определяемых кадровыми, ресурсными, технологическими, учебно-методическими и психологическими обстоятельствами образовательного процесса. Образовательная политика направлена на ускоренное становление в стране  развитого общества людей культуры путем обеспечения высокого качества образования.    

 Идея. Наиболее верный путь к  высокому образованию – через самообучение  творчеству в труде всех родов в  практике творчества профессионального.

 Обоснование. Наука «Профессиональное творчество»  известна, она  имеет информативные, познавательно-тренировочные и квалиметрические  функции, является наукой высокого образования, но она еще не стала общеобразовательным предметом для самообразования.
 Для  нужд практики представленная выше  идея не из рядовых. Она  будет представлять  главный интерес для  всенародного бытия, если ее прежде  реализовать индивидуально, а затем развить сообща до идеи национальной.  Но ныне наука  профессионального творчества еще молода, нет  общедоступного самоучителя «Профессиональное творчество».  Наилучшая форма  начала реализации идеи – Практикум в авторском исполнении, он не требует больших затрат средств и времени для согласований. А главный мотив его добровольного освоения – ускоренное  становление Человеком культуры и квалифицированным человеком.
  Самообразование – это комплексная деятельность личности,  в ней сочетают обучение по типовым  обязательным программам школы, самообучение творчеству по личной программе «Профессиональное творчество». А для облегчения процесса и координации  параллельных действий в учебе и самообразовании полезно и необходим  новый учебный материал, в котором использованы знакомые сказочные и бытовые сюжеты и рифмованные тексты.   
Человек культуры –  тот, кто  обучен  профессиональному творчеству  так, что способен  в  своем творчестве реализовать  умело все основные потенции человека: личность,  гражданин,  семьянин, культурный человек, творчески развитая личность,  специалист, опытный специалист и др.  Тогда он сам  легче осваивает начала профилирующих наук: педагогическое творчество, художественное творчество, научное творчество, техническое творчество, организационное творчество, управленческое творчество, исполнительское творчество. Ведь учебников по началам профилирующих наук  пока не имеется. А квалифицированным человеком будет тот, кто обучился уметь быть всегда в каждодневной практике профессионального творчества, по обстоятельствам.  При  вненаучном творчестве  оно у рядовых людей неуправляемое  и направлено часто на удовлетворение  заниженных потребностей: жить, жить одним днем, легко жить, жить красиво и т.п.
  Россия  – могучая страна с богатыми культурными традициями и высоким потенциалом. Но она традиционно, по мировому образцу   пользуется неопределенно широкими нормами  по качеству образования. Ныне она имеет потребность поставить и в состоянии решить  проблему  высокого образования  как нормы национальной  культуры,  нацелить ее   на  интенсивный  прирост могущества нации. 
 Начало   управляемого национального движения к  высокому образованию – это  формирование  в сознании людей  образа высокого образования  не иначе, как нормы национальной культуры.   У  других наций,  давно и бескризисно развивающих стандартизацию образования, нет, видимо, такой  культурно-образовательной проблемы.
  Высокое образование в России  ХХ1 века возможно  и необходимо как   нормативный  нижний  пороговый результат детско-юношеского системного образования, если  эта суть его    осознается народом  как стратегическая потребность бытия,  как норма национальной культуры.


Рецензии