Пять сакраментальных вопросов
Просто по случайному стечению обстоятельств, я – при анализе художественных текстов – также предлагаю последовательно ответить на пять вопросов:
- о чем?
- что?
- как?
- о чем?
- что?
Внимательный читатель, вероятно, заметит, что четвертый и пятый вопросы дублируют первый и второй, и не преминет спросить у автора (меня), почему автор (я) говорит о пяти вопросах, а не о трех.
Вопрос правильный. Но, прежде чем на него ответить, раскроем секрет, откуда взялись первые три вопроса.
Вопросы определяются структурой художественного произведения и двумя основными ее элементами – формой и содержанием. В свою очередь, в содержании также содержится два основных элемента: тема и идея. Таким образом, первые три вопроса отражают структуру художественного произведения:
1. Тема – о чем?
2. Идея – что?
3. Форма – как?
Откуда же взялись дополнительные два вопроса и почему они дублируют первые два? Разгадка проста: в произведении тема и идея не существуют сами по себе, они выражаются через форму. Анализ произведения, по существу, есть анализ его формы. Однако нельзя приступать к анализу формы, не определив первоначально – по первому впечатлению – его темы и идеи. Иначе у нас не будет основы для анализа формы. Ибо при анализе мы, во-первых, должны убедиться, что наше первоначальное предположение относительно темы и идеи было правильным (либо ложным), а во-вторых, выяснить, как элементы формы способствуют (или мешают) выражению идеи произведения.
Полагаю, нет необходимости объяснять, что тема и идея связаны неразрывно, и невозможно понять идею, если неправильно трактуешь тему произведения.
Таким образом, выясняется, что алгоритм анализа таков: сперва мы предварительно определяем тему и идею, затем анализируем форму и на основе анализа формы окончательно формулируем тему и идею произведения. При этом появляется критерий для определения верности или ошибочности анализа. Он чисто количественный: чем больше элементов формы\содержания мы «охватили» в процессе анализа, тем вернее и полнее наш анализ.
Примечание. Вопрос о соотношении формы и содержания в художественном произведении я освещу в другом материале.
Свидетельство о публикации №213080100694