Пять сакраментальных вопросов

Если читатель помнит, в фильме «Смерть лорда Эджвера» Пуаро говорит голосом Дэвида Суше, что для того, чтобы разгадать загадку убийства лорда Эджвера, ему необходимо найти ответы на пять вопросов. Я не буду их перечислять, так как они не имеют отношения к моей теме.

Просто по случайному стечению обстоятельств, я – при анализе художественных текстов –  также предлагаю последовательно ответить на пять вопросов:

 - о чем?
 - что?
 - как?
 - о чем?
 - что?

Внимательный читатель, вероятно, заметит, что четвертый и пятый вопросы дублируют первый и второй, и не преминет спросить у автора (меня), почему автор (я) говорит о пяти вопросах, а не о трех.

Вопрос правильный. Но, прежде чем на него ответить, раскроем секрет, откуда взялись первые три вопроса.

Вопросы определяются структурой художественного произведения и двумя основными ее элементами – формой и содержанием. В свою очередь, в содержании также содержится два основных элемента: тема и идея. Таким образом, первые три вопроса отражают структуру художественного произведения:

1. Тема – о чем?
2. Идея – что?
3. Форма – как?

Откуда же взялись дополнительные два вопроса и почему они дублируют первые два? Разгадка проста: в произведении тема и идея не существуют сами по себе, они выражаются через форму. Анализ произведения, по существу, есть анализ его формы. Однако нельзя приступать к анализу формы, не определив первоначально – по первому впечатлению – его темы и идеи. Иначе у нас не будет основы для анализа формы. Ибо при анализе мы, во-первых, должны убедиться, что наше первоначальное предположение относительно темы и идеи было правильным (либо ложным), а во-вторых, выяснить, как элементы формы способствуют (или мешают) выражению идеи произведения.

Полагаю, нет необходимости объяснять, что тема и идея связаны неразрывно, и невозможно понять идею, если неправильно трактуешь тему произведения.

Таким образом, выясняется, что алгоритм анализа таков: сперва мы предварительно определяем тему и идею, затем анализируем форму и на основе анализа формы окончательно формулируем тему и идею произведения. При этом появляется критерий для определения верности или ошибочности анализа. Он чисто количественный: чем больше элементов формы\содержания мы «охватили» в процессе анализа, тем вернее и полнее наш анализ.

Примечание. Вопрос о соотношении формы и содержания в художественном произведении я освещу в другом материале.


Рецензии