Визит Цесаревича Николая

Летом 1891 года Цесаревич Николай Александрович возвращался в столицу из длительной поездки на Восток. Оренбургская губерния тяжело переживала бедственный по случаю неурожая хлеба год, поэтому приезд Государя - наследника стал для оренбуржцев огромной моральной и материальной поддержкой.
Первородный императорский сын благополучно прибыл в Оренбург в пять часов дня 26 июля (07.08.по н.с.) в пятницу по тракту из города Орска. Желанного гостя и путешественника ждали с горячим нетерпением. С раннего утра народ начал стекаться на встречу с Цесаревичем за Форштадт (тогда казачья станица в пригороде Оренбурга). И когда в полдень полил дождь, то все восприняли это как хороший знак и громко говорили: "И гость желанный и дождь желанный! Гость Августейший везёт впереди себя дождь".  Гужевой поезд царственной особы остановился при въезде в Форштадт у великолепной триумфальной арки, сооружённой торговыми казаками Оренбургской станицы. "Арка была изящно убрана зеленью, цветной материей и флагами, на боковых плафонах красовались надписи приветствий Цесаревича и самых искренних пожеланий".  Именно здесь будущий российский последний Император принял от оренбургских делегатов хлеб-соль на драгоценном блюде и был встречен воинскими властями. Цесаревич поприсутствовал на молебне в Николаевской станичной церкви, помолился в часовне, недавно построенной прихожанами этой церкви. По пути следования в город, на Форштадской площади, наследника приветствовали войска. При въезде в Оренбург Его Высочество встречала многочисленная толпа народа, кричащая в восторге нескончаемое "Ура!". На фронтоне городской арки было написано: "Добро пожаловать!" Здесь Государь-Наследник вышел из экипажа и проследовал под арку, по пути, устланному травой и дорогими азиатскими коврами. Под ноги молодому Наследнику сорок девиц из самых почтенных семейств Оренбурга бросали живые цветы, которые специально были выписаны из Москвы. Тут же высокого гостя встречали исполняющий обязанности губернатора гвардии полковник Ломачевский и другие губернские и городские начальники. Когда Цесаревич проследовал под арку, то городской голова купец Назаров приподнёс ему очередную хлеб-соль. Затем Его Высочество в сопровождении конных казаков проследовал в Преображенский кафедральный собор уже в городском экипаже по главной улице Оренбурга. Его восторженно приветствовали учащиеся города, исполняя гимн "Боже, Царя храни!" под аккомпанимент гимназического оркестра. Остановился Цесаревич Николай  в резиденции губернатора в Караван-Сарае. Вечером там состоялся обед на сорок персон. В театре, по случаю приезда высокого гостя, давали в этот вечер парадный спектакль. Но Его Высочество был крайне утомлён с дороги и от встречи с оренбургской Мельпоменой отказался. Возбуждённые и восторженные оренбуржцы не спали всю ночь и, несмотря на дождь и ветер, до утра заполняли улицы города.
На следующий день своего пребывания в степной столице империи Государь Наследник с самого раннего утра принимал всевозможные делегации: от дворян, от купечества, от мещанства, от крестьян и башкир Оренбургского уезда, от общества горожан Улецкой Защиты, от хивинцев, торгующих в Оренбурге, от инокинь Оренбургского женского монастыря и от других корпораций и учреждений, явившихся с приветствиями и подарками. Его Императорское Высочество лично принял представителей местного детского приюта Святой Ольги во главе с патронессой - супругой начальника губернии. На всех без исключения молодой наследник произвёл самое благоприятное впечатление. В неописуемом восторге от Его Высочества были хивинцы, два старика буквально плакали от радости и счастья лицезреть такого "ласкаваго". такого приветливого сына Великого Ак-Хана (Белого царя)".
Оренбургский и московский фотограф Карл Фишер вручил Цесаревичу два альбома фотографий "пребывания Августейших родителей Его Высочества в Москве 19 мая 1891 года и со многими видами Оренбурга, окрестностей и портретами местных типических инородцев". Николай Александрович сам был отличным фотографом и по достоинству оценил подарок.
Затем Его Высочество посетил местные учебные заведения, начиная с Неплюевского кадетского корпуса, где пробыл около сорока минут. В мужской гимназии Цесаревича так же встречали ученицы женской гимназии и прогимназии. Наследнику приподнесли вышитую полость, а  для Матери Его Высочества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны вышитую подушку. Все подарки гимназистки сделали своими руками. Дети пели гимны и были просто очарованы простым и приветливым обращением молодого Великого Князя. В этот же день около девяти утра на площади  Георгиевской церкви прошла "церемония казачьего войскового круга". Из штаба вынесли все войсковые регалии и знамёна. Наследник явился в круг около полудня, и тот час же начался молебен. Цесаревич лично верхом сопровождал регалии и осматривал войска, среди которых были и юнкера казачьего юнкерского училища и ученики обоих кадетских корпусов. При несмолкаемых криках "Ура!" Наследник престола проследовал в здание Оренбургского Казачьего войска и там провозгласил тост: "За славное Оренбургское Казачье войско и за его процветание!" Восторгу казаков не было границ. Потом Наследник посетил скачки на Оренбургско-Тургайском ипподроме, где выдавал призы за лихую джагитовку юнкерам, малолетним казачатам и киргизятам, а так же принял георгиевских кавалеров. Затем Его Императорское Высочество осчастливил городское общество, приняв участие в торжественном обеде, состоявшимся в залах Общественного собрания. Обед плавно перешёл в ужин и закончился в одиннадцать часов вечера. Прямо с городской общественной трапезымолодой Принц соизволил отбыть на бал, который давали на даче Женского Института Благородных девиц. Восторженные глаза девиц блестели ярче иллюминации. Город буквально гудел от эмоций. Будущий Государь Император произвёл на всех просто неизгладимое впечатление. Цесаревич охотно шёл на контакт, любезно отвечал на приветствия, многих одаривал лично: губернатору пожаловал портрет с личным автографом, полицейских одарил деньгами - империалами и полуимпериалами. В пользу бедных Цесаревич пожертвовал 750 рублей, на новосооружённый Кафедральный собор полтысячи (для сравнения пуд пшеничной муки стоил 70 коп.).
После бала Его Высочество соизволил сесть в железнодорожный поезд и проследовать через Бузулук на Уральск.


Рецензии
Спасибо большое за интересный и поучительный очерк.

Михаил Кречмар   02.08.2013 21:13     Заявить о нарушении