Ко дню Победы... Рассказ моей тети

Рассказ моей тети (Зои Лисицыной, сестры моей матери)


     «В 1942-м году, я обратилась в Вычегдский РВК (Районный Военкомат)  Ивановской области, с заявлением, чтобы меня, как комсомолку, отправили на фронт. Защищать Родину… После двух отказов, мою просьбу удовлетворили. 7-го Мая 1942-го года, меня направили в город Чебоксары, на курсы морзисток… В июле месяце я эти курсы закончила успешно, и меня, присвоив мне звание младшего сержанта, оставили в качестве помощника командира взвода готовить следующий выпуск морзистов… Этого, конечно, не хотелось, цель – ФРОНТ…

     Но армия - есть армия, приказ – есть приказ… В октябре месяце, того же года, когда очередной выпуск  закончил свою подготовку, мне присвоили звание сержанта, и предложили ехать в годичную школу подготовки командиров взводов, но я отказалась от этого предложения… И я, тогда же, высказала непонимание, почему я должна оставаться в тылу?..  Направить на ФРОНТ! Почему они не могут меня направить на ФРОНТ?!..

     Через массу перевалочных пунктов, различным транспортом, и даже пешком, пришлось добираться нашей группе морзисток, с сопровождающим нас офицером, к месту дислокации подразделения, куда нас направили…

     Мы прибыли в неизвестный нам населенный пункт (в ноябре 1942г.). Там находилась ВТС ( Военно-Телеграфная-Станция)…  23 стр. корпуса 1-го Украинского фронта, где сразу пришлось приступить к обеспечению связи, работая на аппаратах Морзе… Сутками приходилось выстукивать цифровые шифровки… По мере продвижения фронта, наша ВТС меняла свою дислокацию, и, со всей напряженностью, и точностью, передавала цифровые тексты подразделениям… зная, что это важные приказы управления войсками, для достижения Победы…

     Было очень тяжело. Приходилось недосыпать, недоедать, лишаться элементарных норм гигиены. Да, женщина  есть женщина, и ей доставалось тяжелее, чем мужчинам, но молодость, воля к Победе, и вера, что вносишь в Нее свой вклад, могла преодолеть все…

     Место расположения ВТС постоянно подвергалось массированным налетам и  бомбежкам. И в этих условиях все равно приходилось быть на своем боевом посту.

     В один из таких налетов, я получила ранение в правую руку, и лишилась возможности работать на аппарате. Командование отправляло меня в госпиталь, но я отказалась, и попросила использовать меня как связную, и телеграфистку… Около месяца я не могла работать на аппарате, но все же и раненая, я выполняла посильную мне работу…

     Второе ранение для меня стало роковым. Это случилось 7-го декабря 1943-го года. Я была ранена осколками бомбы в обе ноги, и сильно контужена… Меня отправили в полевой госпиталь, а затем в глубокий тыл… Конец оказался трагическим – я осталась без ноги…

     Прошло много лет, как окончилась война. А у меня все эти годы продолжается борьба за свою жизнь… Я теперь, как никто, понимаю, что здоровье – это самое большое богатство. В 22 года я стала инвалидом Отечественной войны, и все эти годы, после войны, я болею… Я перенесла несколько операций ноги, и две операции почек… И это еще не все. Опять врачи настаивают оперировать ногу, и удалять почку… Словом, «эхо войны», безусловно, будет  преследовать меня до конца моей жизни…»


     ОТ АВТОРА: Эти записки я обнаружил случайно (10.07.2013), среди фотографий, какая-то старенькая тетрадка... Тетя для меня всегда была совершенством, что ли… Она, после войны, стала бухгалтером, экономистом… Отсидела в одной из Таллинских тюрем пять лет… Вышла по амнистии, после смерти Сталина, и стала жить и работать на военной базе стратегических бомбардировщиков в городе Тарту, куда и меня, с моей мамою, пригласила…


Рецензии