Не советский

Человек не выбирает место рождения. Само по себе место рождения – это случайность, но импринтинг вкупе с личным, а в особенности с детским или юношеским эмоциональным опытом, как правило, делает эту случайность несомненной ценностью для самого человека. Для меня этой ценностью оказалось "быть не русским" и родиться на Полесье. Если бы я родился русским, то для меня это было бы еще большей ценностью. Но я «не русский» именно потому моя, личная и глубоко внутренняя, ценность не позволяет мне гордиться этим и во имя «чисто русского» провозглашать что-то, прикрывая вполне конкретные агрессивные намерения. А, тем не менее, сегодня «национальная чистота» зачастую провозглашается основой государственной идеологии.

 Выше я упомянул понятие «импринт», которое происходит от английского «imprint» — запечатлевать, оставлять след. Это понятие применяется в психологии для обозначения специфической формы научения у новорожденных, автоматически фиксирующей в их памяти отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов, чаще всего родительских особей, выступающих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных-жертв, и др. Эта, специфическая форма научения, чаще всего травматическая, но, именно она помогает формировать убеждения и опыт человека, который, так или иначе, отражается на личности. Пример такого опыта может по-разному проявляться у разных людей. Психологи утверждают что, если в детстве отец наказывал девочку физически, то, повзрослев, она создаст себе один любопытный стереотип. Независимо от ее логического понимания и от того, как бы ей хотелось поступать, у нее часто будут складываться отношения, в которых она будет подвергаться грубому обращению, поскольку этот импринт подобен архетипу, определяющему, какими должны быть отношения с мужчиной. Если в детстве девочка подвергалась грубому отношению со стороны матери, то когда она вырастет, вполне возможно, что так или иначе, будет грубо обращаться со своими собственными детьми, ненавидя себя за это и недоумевая, почему так поступает. Это означает, что ранний опыт человека не только воздействует на его чувства, но и создает весьма глубинные ролевые модели отношений. В жизни наступают некоторые переходные периоды, когда человек по необходимости, а часто автоматически, прибегает к использованию таких ролей.

Понятие «имринтинг» представляется мне возможностью найти ответ на вопрос, почему сегодня так актуально в некоторых странах разделять окружающих на «своих и чужих», на «чистых и не чистых». Очевидно, что стоящие у власти в таких государствах, в детстве получили травму, которая так или иначе связана с их национальностью, и теперь, получив возможность «порулить», они «мстят» окружению за это. И, наверняка, не всегда осознанно.
Особый интерес у меня вызвало сообщение о разговоре, который  якобы состоялся 4 апреля между послом Литвы в Венгрии Ренатасом Юшкой и замглавы департамента политики Восточного соседства министерства иностранных дел республики Зенонасом Кумитайтисом. Эта «умная беседа» дипломатов выложена в Сети сообщает Лента.ру.(http://lenta.ru/news/2013/08/01/talk/).
   
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, конечно же,  назвал эту запись провокацией. Еще бы суть разговора, который сопровождается в Сети английскими субтитрами, еще раз подтверждает комплексы, о которых я упомянул выше, обозначив их  словом «имринтинг».
 
Запись, о которой идет речь, появилась на YouTube 8 июля. В ней литовские дипломаты обсуждают готовящийся визит премьера Литвы Альгирдаса Буткявичюса в Санкт-Петербург и пытаются определиться с позицией, которую должна занять Литва в конфликте между Арменией и Азербайджаном. В записи  человек, представленный как Кумитайтис, упоминает о создании в Сейме группы «дружбы с Нагорным Карабахом». Второй участник беседы (предположительно, Юшка) отмечает, что правильнее говорить «не Нагорный Карабах, а Арцах (это его армянское название — прим. «Ленты.ру»)». Он добавляет, что в данном вопросе занимает проармянскую позицию, так как «они — христиане, пострадавшие от сталинского режима, который изменил территорию их страны так же как и литовскую», после чего спрашивает своего собеседника, кому тот больше симпатизирует. Что ни говори, а настрадались некоторые литовцы от СССР, до сих пор «раны зализывают». Думается, что дипломаты должны были бы в обсуждении своих взглядов и перспектив развития отношений с той или иной страной руководствоваться какими-то другими критериями. Но имринтинг, как ни крути, проявляет себя в высказываниях любого человека, как только речь заходит о России. Как ни странно, но в данном случае более правильно было бы говорить о СССР, но, похоже, у прибалтов понятия «СССР» слилось с понятием «Россия» и для них современная Россия – это один к одному СССР.

То, что прозвучало в ответ, представляется красноречивым подтверждением живучести прошлого опыта в подсознании людей. В ответ (предположительно Кумитайтис) сказал следующее: «Если смотреть на вопрос сквозь призму России, нужно задаться вопросом кто из этих стран больше пророссийский, а кто нет. С религиозной и просто гуманистической позиции армяне конечно ближе, хотя они и гнилые. По мне, так главное, чтобы обе стороны оставались «в лодке» до саммита (по всей видимости, речь идет о саммите «Восточного партнерства», который пройдет в ноябре в Вильнюсе — прим. «Ленты.ру»)» Пашинян, как глава Арменнии слабо подходит под пророссийского политика, да и проевропейским он не станет потому, что мелковат, вот проблем Армении он доставит и немало. Благо, что он всегда с рюкзачком.

В азербайджанских СМИ появление данной записи вызвало резкую критику. В статье на портале 1news.az, сказано, что этот разговор, в случае, если он действительно имел место, может поставить под вопрос участие Азербайджана в саммите «Восточного партнерства». Конечно же, сложно сказать, является ли данная запись подделкой или голоса действительно принадлежат литовским дипломатам. Однако реакция литовских СМИ и комментарии политиков показывают, что высказывания дипломатов, скорее всего, имели место быть. Ведь никто из политиков не назвал запись глупостью. 
 
Азербайджан уже более двадцати лет находится в состоянии конфликта с Арменией и поддерживаемой ею непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой. Армянское население последней провозгласило независимость от Азербайджана в начале 1990-х годов. В ходе вооруженного конфликта азербайджанским властям не удалось вернуть контроль над регионом. Официальный Баку считает Нагорный Карабах «оккупированной армянами территорией». Позиция Азербайджана не лучше чем у Армении хотя бы потому, что он может быстро раствориться в той идеологии, которую не то признает, не то избегает. Быть немного пророссийским не получится как не старайся.

Получается что страны, приглашенные Европой в проект «Восточное партнерство», воспринимаются и авторами, и агитаторами проекта, как кирпичи для Великой Европейской стены, которой Европа собирается отгородиться от России, а к кирпичам относятся как к материалу, а материал бывает качественный или не качественный, гнилой. Так что, не остается ничего как посмотреть на себя именно с точки зрения оценочных категорий Запада, которому не важно чем и кем огородиться, важно, чтобы стена в итоге была прочной и долговечной.


Рецензии