Азбука жизни Глава 4 Часть 10 Школьные записи

Глава 4.10. Школьные записи

http://www.proza.ru/2013/07/28/1044

Любопытно, Николенька с моего разрешения просмотрел мои школьные записи в старом компьютере, который бабуля спрятала в кладовке. Я уже и забыла многое, что там, но Вересов нашёл даже мои сочинения, которые я писала в выпускном классе.
Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова.
В творчестве А. П. Чехова рассказ занимает особое место. Рассказ был одним из любимых жанров писателя.
Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объём, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, пишущего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку. Виртуозность использования Чеховым художественных деталей и закрепила за ним славу мастера рассказа.
Анна Сергеевна, героиня рассказа «Дама с собачкой», приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общество мужа – человека, которого она не любила и не уважала. В определённом смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она восприняла как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет её; то есть это начало попытки «бегства». Позже в театре города С. Гуров увидел её вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках – попытка «бегства» не удалась.
Беликов, «человек в футляре», в противоположность Анне Сергеевне, не пытался как-то изменить течение своей жизни, разнообразить её, потому что в любом разнообразии, в разрешении себе чего-либо нового скрывался для него «элемент сомнительный», что вносило в его жизнь неопределённость и вызывало непреодолимое стремление окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься. Отсюда и многочисленные чехлы, футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже весёлое выражение: он попал в футляр, из которого не надо будет никогда выбираться.
В рассказе «Душечка» Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в нескольких местах повторяет, что жила она очень хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь «душечки» не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. «Душечка» не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении «душечки» к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду, что она, наконец, его нашла?
Оленька Племянникова в чём-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа «Попрыгунья». У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения, но если «душечка» не была чересчур привередлива в своих знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя.
В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной «лишней» детали. Например, в пьесе «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зелёным поясом – деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса, о душевных качествах героини больше, чем развёрнутая характеристика.
Чехов считал, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружьё, то в конце оно должно обязательно выстрелить.
А. П. Чехов внёс огромный вклад в развитие русской «психологической» прозы. Точности деталей уделяли внимание многие русские писатели: Бунин, Набоков, Валентин Катаев, но именно у Чехова деталь несёт оттенок «психологизма», что делает этого писателя непревзойдённым.

http://www.proza.ru/2014/02/04/300


Рецензии