Истинный Бог в душе III

III

                Догмат есть не что иное, как прямой запрет мыслить.
                Людвиг Фейербах

Выше упоминалось, что приведенное высказывание о находящемся Боге в душе человека усматривает психологическую проблему. Кажется такой вывод не кажется удивительным, поскольку вообще религиозные вопросы имеет смысл рассматривать с позиций наук о душевной деятельности человека. Излишне упоминать, что психологические, душевные и духовные вопросы составляют единое целое.

В продолжение заметим, что психологическая проблема, выявленная в душевном и духовном выражении «Бог находится в душе человека» с нашей точки зрения имеет двойственную структуру. Рассмотрим вопрос подробнее.

Во-первых,  часть двойственности определяется со стороны утверждающего, будто Бог существует в душе каждого человека. Поверхностным взглядом такое утверждение можно отнести к собственной философии каждого индивидуума, иначе субъекта. Не спорим, что на это имеет право каждый человек. Но самое интересное  состоит в том, насколько такое суждение соотносится с реальным положением вещей. Что под этим понимается нами, будет сказано ниже.

Приходит понимание, что указанное мнение имеет вид внутренней религии, менее доказанной, нежели общеизвестной.

Во-вторых, присутствует собственно впечатление такого горделивого утверждения воспринимающего индивидуума с внешней стороны. Такой стороной может быть верующий индивид, а в основе религиозно настроенная масса.

В данном случае не остается выбора в определении противоречия внешнего понимания религии и внутреннего. Скажем более, привычное религиозное мировоззрение, придерживающееся массовой идеей недоступного Бога, выражением «Бог находится в душе человека» явно принижается высказыванием личности. Соответственно такое принижение уводит исследование в глубины самой личности, которая утверждает, что «Бог находится в душе человека». 

Действительно здесь присутствует несоответствие между пониманием образа Бога между религиозным человечеством, как сообществом многочисленных «Я» индивидуумов и, как показывают мысли, антирелигиозной единичной личности «Я». Конфликт между обществом и собственным «Я» налицо.

Усвоив мнение некоторых авторов, о которых речь пойдет ниже, скажем, что отправной точкой наших размышлений в отношении высказывания «Бог находится в душе человека» служит предположение, что данное выражение представляет собой фантазию на тему Бога. Так сказал автор, с которым не стоит спорить.

Конечно, внутреннее выражение «Бог находится в душе человека» в сравнении с внешней религией возможно назвать личной фантазией. В связи с этим более понятными становятся мысли многих священнослужитей, обладающих собственной религиозной точкой зрения на Священное Писание. Думается их мнения совпадаю с нашим пониманием фантазии.

С другой стороны им остается довольствоваться уверенностью в том, что нельзя запретить мыслить никому, как бы это не осуждалось обществом. Однако подобное высказывание также показывает открытое пренебрежение к общепринятому представлению о Боге, которому молятся посредством церкви.

Сама церковь обманывает человечество тем, что не знает истины, о которой говорится в Священном Писании.

В чем же здесь основное противоречие?

Мы снова вернемся к психологической проблеме, уверены проблема скрыта именно здесь.
Выдвинем начальное предположение, что проблема двойственного психологического отношения к рассматриваемому вопросу находится в различном отношении к символу Бога относительно восприятия внешнего и внутреннего существа. Проще сказать, понимание Бога обществом в целом и личностью в частности не совпадает.

Хорошо, зададимся вопросом нахождения такого различия.

Учитывая предыдущие мысли можно сказать, что религиозным сообществом утверждение индивида «Бог находится в душе человека» объявляется фантазией. Допустим это так и отцы церкви правы в признании ошибочности мнения субъекта как «Я».

Но тогда христианское общество, убежденное в религиозном мировоззрении, должно предоставить более чем веские доказательства противоположного значения своей веры, иначе соответствия с реальностью. К сожалению, отцы церкви не могут предоставить этого, ссылаясь на эмоциональные религиозные мотивы, также объясняемые наукой.

В данном случае видится более общая проблема. Кажется, конфликт обнажает пренебрежительное отношение кажущейся общественной реальности к более верной к истине личной фантазии, которую недалекие массы принимают за гордыню.

Оказывается не всегда гордыня это грех, порой под ней скрывается нежелательная правда.
Вспомним, как Иисуса Христа распяли по сути за гордыню, когда он признал за собой сына Бога.

На самом деле вопрос выглядит не настолько просто.

Вспомним, как история показывает любопытную ситуацию по отношению общества к религиозному образу Бога. Параллельно делаем вывод, что религия настоящего приобрела современный вид благодаря конечному этапу исторического развития представлений человека о непознанных силах. Такие непознанные силы, а точнее представления о них, образуются вокруг некоторого ядра истины, который воплотился в Иисусе Христе, то есть Боге. Но эволюция религиозных представлений, упомянутая нами в небольшой заметке «Эволюция религии», может называться не иначе как фантазиями человечества.

Об этом достаточно говорилось в работах «Еретическая истина», «И снова о Притчах» и «Религия и сказка». Иными словами, общепринятое религиозное представление, изложенное в Священном Писании и так фанатично проповедуемое священнослужителями, с полным правом можно отнести к иллюзиям. Для нас иллюзии, фантазии и другие представления сродни несоответствию реальности, а значит несоответствию истине. Все что не соответствует истине, можно назвать ложью.

Иными словами, религия как ложь соответствует фантазии всего человечества.
Выведенные данные выставляют конфликт внешней реальности под видом религии как противоположность личной религиозной фантазии под иным углом зрения.

Оказывается, на самом деле сравнение в высказывания «Бог находится в душе человека» представляет собой непримиримые отношения противоречия личной и общественной фантазий. Внутреннее убеждение личности признается фантазией, а внешняя вера общественности, также основанная на фантазии, таковой не признается.

Как видим, основной вопрос в соотношении личной и общественной фантазии.

Конечно, отрицательное отношение религиозно настроенных масс по отношению к вере как к иллюзии, а следовательно обращение к ней как к реальности, уничтожает всякую надежду на освещение затронутых явлений.
 
Однако даже описанная ситуация не является настолько простой. Размышления по вопросу личной фантазии для нас усложняется. Как выяснено и будет показано ниже, личная фантазия имеет более сложное строение, а значит и отношение к ней должно быть более пристальным.
Внутренне убеждение, приравненное к личной фантазии, имеет не одно представление о реальности, а минимум два. Предлагаем выражение «Бог находится в душе человека» предварительно разделить на положительную и отрицательную позицию. Естественно,  это весьма усложняет сравнение с общественной фантазией, то есть общепринятой религией, и без того имеющей свои особенности.

Относительно наших позиций постараемся  в первую очередь разобрать положительную позицию личного высказывания «Бог находится в душе человека» (личная фантазия) по отношению к общественной религии, Бог в церкви (общественная фантазия). Впоследствии у нас будет возможность рассмотреть отрицательную точку зрения личной фантазии (отрицательную по мнению общества) как имеющий на жизнь вариант развития событий.

Сразу скажем следующее. Предпринимая не простую попытку исследования приведенного соотношения личной и общественной фантазий, мы отталкиваемся от собственных предположений, основой которых является имеющаяся доступная каждому информация. В указанном внешнем противоречии с внутренним, как думается, сокрыта внутренняя психологическая проблема распространения религиозного мировоззрения вообще.

Забегая вперед обозначим ясный для нас факт. Стало открытием, что приведенные исходные позиции личной и общественной фантазии, как противоборствующих сторон, приводят обе стороны к ошибке. Выражаясь точнее, указанные две фантазии приближаются к истине в различных элементах своих утверждений.

Относительно наших позиций подробнее будет говориться ниже.
 
                Продолжение следует ...


Рецензии