Рисунок

       Проблема методики преподавания рисунка заключается в том, что преподаватели игнорируют плоскость. Они преподают изображение, а не рисунок. Начиная с ренессанса изображение просто впихивается в определённый объём. Плоскость превратилась в один аквариум на всех. В ней плавают в меру упитанные фигуры.  Иллюзия объёма несёт в себе инерцию однообразного изображения. Активно используется светотень, чтобы завуалировать эти пузыри. В этой системе плоскость - мёртвая. На протяжении шести столетий художники методично убивали плоскость. После последнего акта её убийства - "Чёрного квадрата" Малевича - эта живопись кончилась.
      Своим ученикам, я показываю, как может по разному работать живая плоскость. У каждого она своя. Главное просто понять, что не ты вставляешь изображение в лист бумаги, а сам лист бумаги принимает твоё изображение.
      Ученики удивляли и радовали меня своим личным и неповторимым видением пространства. Особенно меня поразило мышление одной ученицы, где она воспринимала живую органику плоскости, как растущее дерево. Внизу у основания листа были корни - они придавали устойчивость рисунку. Из переплетений корней вырастал ствол. Инерция устойчивости низа у художницы переходила в быстрое движение ветвей, уходящих за верх листа. Гениально, что можно сказать. В нижней и верхней точки листа плоскость работала по разному. У другой ученицы всё было по другому. Плоскость у неё постоянно вибрировала. Словно в середине её был стержень, вокруг которого всё вращалось. Плоскость - веретено, плоскость - балерина, исполняющая своё фуэте. Слева у плоскости было одно движение, справа другое. Конечно, это был не сам рисунок - это были их личные матрицы, которые принимали изображение.
       Но это только начальный уровень понимания плоскости. И дерево, и фуэте - это руны. Есть другой, более древний уровень знаний. Чтобы понять другое, нужно долгая смена поколений.


Рецензии