92. В. Агошков. Московский Кремль

92. В. Агошков.

*
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ.
 
Вторая часть книги А.А. Богатова посвящена Московскому кремлю и Красной площади. Автор приводит по поводу происхождения слова КРЕМЛЬ две версии. Словосочетание КУРО «центр» + МЕЛЬ «желание, стремление» =КРЕМЛЬ: т.е. «центр желаний, стремлений»; имеет, скорее всего, религиозное значение, аналогичное ИЕРУСАЛИМУ или мусульманской МЕККЕ. Или же от КУРО «центр» +МЕнеЛЬ «небо»: НЕБЕСНЫЙ ЦЕНТР или даже ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ.
 
Не означает ли это, спросим мы, что город Курск=Куреск – это ЦЕНТР! Далее. Наша точка зрения основана на том, что КРЕМЛЬ – это ЧРЕВО; отсюда и второе название – ДЕТИНЕЦ!
А.А. Богатов правильно в этом смысле определил Кремль, как «центр желаний, стремлений», но не только в религиозном смысле, а на первых порах – в самом прямом, житейском и сексуальном. Потом человек научился смотреть на небо, стал думать о том, что его Кремль есть центр Вселенной.
Кремли есть не только в Москве, но и в других городах.
 
*
Собор ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО в XVI-XVII веках часто называли просто «ИЕРУСАЛИМ». Автор этимологию этого слова выводит из ПАС СОЛ – «божье утешение», «благодать, блаженство», откуда греческое «базилевс» и имя ВАСИЛИЙ. Не значит ли это, что город Новосиль=Ново+Василий есть «новое божье утешение, благодать, блаженство».
 
А.А. Богатов добавляет: «Прозвище БЛАЖЕННЫЙ дублирует на русском языке смысл имени ВАСИЛИЙ. От этого имени могло произойти: ВАСИЛИЙ=ПАС ИЛИЯ=Бог ИЛЬЯ, т.е. известный ИЛЬЯ-пророк, Василий Блаженный также почитался как пророк.

Ставит автор и закономерный вопрос: если главный храм Москвы XVI века - ИЕРУСАЛИМ – собор ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО первоначально был посвящен ЯЗЫЧЕСКОЙ БОГОРОДИЦЕ, когда же было КРЕЩЕНИЕ РУСИ? Или же КРЕЩЕНИЕ и ХРИСТИАНИЗАЦИЯ – это не одно и то же? Вот какие «крамольные» вопросы ставит историческая этимология.

*
О ГРЯЗНЫХ И ГНОЙНЫХ ВОРОТАХ. Ну а нам не даёт покоя мысль, а почему Свиная дорога называлась Грязной?! Оказывается, ТРОИЦКИЕ ворота связывались с ГРЯЗНЫМИ, ГНОЙНЫМИ воротами Иерусалима. Но почему они так величались, вновь нет ответа.

А.А. Богатов говорит о древнем плане Москвы, на котором видно, что дорога, входящая в Боровицкие ворота, проходит по местности под названием ЧЕРТОРЬЕ. Эрзянское ЧИРЕ «берег» + ТАРКА «местность: т.е. – это береговая полоса Москвы-реки.
Другая, но также подходящая по смыслу версия – от ЧИРЬ «крутой» + ТАРКА «местность» – указывает на «крутую местность», характеризуя ту же береговую полосу.

Может быть, ЧИРЕ, ЧИРЬ напоминало русской слово ЧИРИЙ, что в общем-то похоже на ГОРУ. Прорвавшийся ЧИРИЙ выделяет ГНОЙ. Свиная дорога в пределах Орловщины проходит по высокому водоразделу. Троицкие ворота обращены на восток, где делались насыпи-«чирьи»?

Исследователь спрашивает и о том, а как же это татары не понимали названия башен в своей крепости? И отвечает: «Это может быть в одном случае – это ОНИ ЗАХВАТИЛИ ГОРОД КАЗАНЬ (тогда, может быть называвшийся совсем по- другому, например, К(Х)АЗАР или БУЛГАР) ВМЕСТЕ С ИВАНОМ ГРОЗНЫМ».
Предки современных татар были НЕ ВРАГАМИ, а СОЮЗНИКАМИ Ивана Грозного.

*
МЕРИДОВО ОЗЕРО И САМОРОДИНКА. Пишет А.А. Богатов и по поводу названия «МЕРИДОВО ОЗЕРО» по Геродоту или «озера МЕРИДА» по Страбону. Часть учёных делает предположение о его связи с былинным названием Москвы-реки – СМОРОДИНА, которая, может быть, получила своё наименование от названия вольных крестьян СМЕРДОВ.

Но более вероятным является такая версия: в западно-европейских средневековых источниках МОРДВА называлась MERDAS, MERDINIS, MORDIA, MORDANI, откуда и произошли названия МЕРИДОВО, МЕРИДА и СМОРОДИНА. Название СМОРОДИНА прямо говорит, что МОСКВА-река – МОРДОВСКАЯ река.
 
Мысль интересная, скажем мы, но не совсем, может быть, верная. Ведь как-то все забывают о том, что Смородина – это Самородина. А могло ли слово МОРДОВА иметь такое написание: СА+МОРДОВА?! Само+Родова.

Конечно, как и иметь форму …МОЛДОВА (Р//Л). Если же поменяем местами звуки Д и Р, то получим и МОДРОВА, т.е. МУДРАЯ.

А это выводит нас на уже называемый пракорень MUD-. А что первичнее: МОРДОВА или МОЛДОВА?! МодРова-МодЛова. Если считать у истоков начала – ЛЮБОВЬ, то тогда Молдова и есть «Дающая, Рождающая, Делающая Любовь». Мудро «рычать» человек стал позже, когда охотился на других зверей… Хотя оба звука – Р и Л, скорее всего, шли рядом!


(С) В.И. Агошков.


Рецензии