Болгария. Память, путевые заметки

                Болгария. Память, путевые заметки

             Эти белые листы я впервые заметил на входных дверях на лестничной площадке, поднимаясь на второй этаж городской квартиры в городе Провадия. Три листа с виньетками, фотографиями и цветным текстом. На четвёртой квартире такого листка не было.

             - Что это, – спросил я у Владимира Петровича, - фамилии жильцов данной квартиры?
             - Нет, это листки памяти об ушедших из жизни родственников. Они жили здесь когда-то. Это такая у болгар традиция сообщать о кончине близких родственников в день смерти, на девятый, сороковой день, на какую-то годовщину.

             Я подошёл к одной из дверей, прочитал: «Вторая годынь. Калина Петров Петкова». Конечно, мне это имя ничего не открыло. Оно как было вне моей памяти, так и осталось вне её. Но, прочитывая эту информацию, я как бы вступал в виртуальную связь с этим человеком. По крайне мере, я узнал о когда-то существовавшем человеке, получил информацию о времени его кончины. Это у меня возникли такие ассоциации, а близко знавшие этого человека люди, вероятней всего вспомнили отдельные моменты из жизни этого человека, совместные какие-то поступки. Проходящие люди вспомнили об ушедшем человеке в мир иной, и в этот миг как бы был с ними рядом. Не напрасно говорят, человек жив до тех пор, пока его помнят.

            Совершая прогулки по Провадии и другим городам Болгарии повсеместно можно встретить эти листы памяти: на столбах, на деревьях, на воротах частных домов, на заборах, на специально созданных для этих целей стендах. Но особенно много этих листов памяти на кладбищах и церквах. В Провадии у христианского храма такими листами обклеен не только весь специально отведённый стенд, но и значительная часть ограждающего забора.
Висят эти листы памяти повсеместно, и никто их не обижает: не рвёт, не срывает, не марает фломастерами. Складывается впечатление, что снять могут эти листы только дождь, ветер и солнце.
           Когда сложилась в Болгарии традиция подобным образом сохранять память об ушедших поколениях людей, по-видимому, уже никто не вспомнит. По крайне мере, когда я задал подобный вопрос Пенке Тодоровой из деревни Овчага, женщина глубоко задумалась и ответила коротко:

          - Давно.
          Такой ответ меня вполне устроил, а глубже заглянуть в историю возникновения этой традиции, у меня просто не было времени.

          У болгар своеобразная традиция в деревнях на входной двери в крестьянскую усадьбу делать вывеску с перечисление всех её обитателей, а не только хозяина дома. Например. « Семейство: Илия, Данка, Андон, Георги Илиевы». Своего рода визитная карточка, которая даёт возможность гостю или путнику знать имена всех живущих, и общаться с ними, заранее зная имя каждого. Удобно и снимает определённое психологическое напряжение первых минут знакомства или начала разговора с незнакомыми людьми.

          Болгары любят историю своего государства и могут сохранять память о её ярких страницах. Болгары глубоко признательны России за освобождение Болгарии от турецкого ига. Об этом напоминают названия улиц. Улица имени Царя Освободителя (Александра 2) имеется во многих городах Болгарии. Памятники Александру Второму, графу Николаю Павловичу Игнатьеву, который много сделал для утверждения государственности Болгарии на международной арене почитаются во все непростые времена. С девятнадцатого по двадцать первый век в Болгарии приходили к власти разные правительства, с разной международной политической ориентацией, но памятники русским воинам и политическим деятелям России оставались всегда среди болгарского народа.

          Хотя и было кратковременное пребывание на территории Болгарии, но у меня сложилось устойчивое мнение о гостеприимности болгар, их приветливости, открытости в разговоре с незнакомым человеком. Эти черты характера болгар, на мой взгляд, сложились исторически. Болгары небольшой славянский народ всегда боролся за свою независимость с крупными имперскими образованиями, в этой борьбе за свою свободу им приходилось не только вести открытую борьбу, но и лавировать, идти на уступки, вступать в определённые политические сделки.

          Болгары никогда не стремились к захватам чужих территорий, не имели политических амбиций как немцы, турки, поляки, русские и такая политика наложила отпечаток на характер болгар. Болгары живут ради жизни, а не ради неясного светлого будущего. В этом их особенность и ценность существования.

          Отсюда, мне кажется, желание и стремление болгар сохранить как можно дольше память о своих предках через листки памяти, вывешенных на улицах, сохранить многочисленные исторические памятники поколений, когда-то проживавших на территории существующего государства Болгария. Это, а не только море, и привлекает туристов в эти сказочно тёплые и милые края.


Рецензии
Очень всё знакомо.(я по-настоящему в Болгарии был 1 раз)и точно такие же впечатления. Однако, есть болгарские Болгары, и есть турецкие. Последние отличны, как я понял, от б.Б. Это у меня есть(была?)друг, она и поведала.
http://www.proza.ru/2009/07/29/914 тут.

Поправкин   29.01.2014 18:26     Заявить о нарушении
Спасибо, за отзыв, конечно, у них даже вера разная. Есть болгары - христиане, но есть и мусульмане. С уважением.

Владимир Голдин   29.01.2014 18:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.