Актуальный мотив спроса

1. Введение
   
    Статья посвящена любопытному вопросу – как формулируется мотив потребительского спроса, который произвел наиболее заметный эффект за последние годы в динамичном, перенасыщенном товарным предложением мире.
    Разговор начинается со схематического противопоставления  [основной инстинкт – актуальный мотив] и ответ интерпретируется на примере социальных сетей. (А куда же от них денешься при взгляде на современные тенденции).
    Автор не претендует на роль маркетолога и разместил эту статью в логической связке с проектом "Твердый Текст"  (статья автора "Потенциал современной письменности в камне" на сайте "Проза.ру" по адресу   www.proza.ru/2014/01/07/1843 ).
    
    Публика помнит отличный фильм "Основной инстинкт" с Майклом Дугласом, а продвинутая публика даже знает, что тот инстинкт считается основным с подачи психоаналитиков.   
    Большинство людей интуитивно согласны с таким мнением, а многие даже подтверждают свое согласие регулярно. Никто не возьмется точно подсчитать, сколько суммарно денег крутится в бизнесах, связанных с тем инстинктом, а также связанных с другими главными инстинктами (например, в пищевой индустрии). Безусловно, очень много.
    Однако, в недавние годы обнаружилось, что не главные инстинкты являются самым интересным, в коммерческом плане, побуждением потребительского спроса.   
    Ярким свидетельством существования более выигрышного мотива стал феномен социальных сетей (далее SNS - Social Networking Service). Феномен заключался в быстром росте числа потребителей, которые с удовольствием подключались к сервисам, предоставившим новые персональные возможности представления информации. Росли доходы от размещаемой на сайтах рекламы и соответственно увеличивалась стоимость компаний – провайдеров SNS (капитализация Facebook в 2012 г. превысила $100 млрд.).
   
2. Ответ на поставленный вопрос
 
    Некоторые финансовые аналитики заявляли, что SNS - очередной мыльный пузырь и реальная стоимость компаний завышена в несколько раз. Действительно, к июню 2013 г. капитализация Facebook упала в два раза. Но огромная аудитория SNS, быстро выросшая и насчитывающая сотни миллионов пользователей, является реальностью. Можно перечислить ряд факторов, побуждающих потребителей регистрироваться на этих сервисах.
    Это и удобные возможности коммуникаций, и заведение знакомств, и эффективные тактики в рекламных, политических и иных целях, и продолжать можно долго. И эротических устремлений разного рода там тоже хватает. Да и просто нажимать кнопки, глядеть на мелькающие цветные картинки и ощущать себя "в тренде" для кого-то тоже приятно.
    Все это хорошо и важно для потребителей. Но коммуникации (мейлы, конференции, чаты), рекламные площадки (доски объявлений) и сайты знакомств были в Интернет и раньше. Значит, существует иное, особенное побуждение, которое обусловило приток пользователей в SNS.
 
    Вот цитата из доступной всем Википедии.  "Официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. В Россию мода на социальные сети пришла двумя годами позже — в 2006-м, с появлением Одноклассников и ВКонтакте. И если LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь в соответствии с пирамидой Маслоу, именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение".
 
    Если принять слова "потребность в самовыражении" в обычно предполагаемом смысле (написать, нарисовать, сфотографировать нечто индивидуальное) за формулировку доминирующего мотива пользователей SNS, она была бы довольно близка к истине. Но в сочетании со ссылкой на теорию американского психолога Абрахама Маслоу, в которой самовыражению придается более утонченный смысл (развитие способностей личности, без акцента на публичность этой возвышенной деятельности), гипотеза выглядит неубедительной.
 
    Здесь вводится формулировка мотива потребительского спроса:
 
*** Персональное информационное отображение в общем пространстве ***. 
   
    Вот этот мотив и является Актуальным, и далее обозначается  "А-мотив".   
 
    В данной формулировке общее пространство понимается без углублений в философские категории субъективного и объективного. Понимается как некоторое пространство, пусть и виртуальное, но существующее вне зависимости от отдельно взятого человека, его носителей информации (личной памяти, компьютерных и бумажных носителей), и доступное для других людей.
    Применительно к SNS таким пространством является Интернет, а персональное отображение реализуется в создании своей странички и размещении на ней интересных и важных, по выбору самого пользователя, сообщений (здесь сообщение понимается в широком смысле, например, это может быть стихотворение или заметка с фотографиями).
 
3. Вариативность осуществления
 
    В упомянутой теории А.Маслоу признается, что индивидуальные формы проявления на каждой ступени пирамиды потребностей могут быть разными и нет единого стандарта. Вариативность – характерная черта любого естественного процесса, поэтому и формы осуществления А-мотивации пользователями SNS также различны.
    Один приводит полные идентификационные данные, семейное положение, карьерный рост и свои достижения. Другой регистрируется под псевдонимом, чтоб изложить спорные взгляды на какие-то проблемы или вести блокнот любимых афоризмов и анекдотов. И тот, и другой вариант является частичным информационным отображением личности (полное недостижимо никогда).
    При множестве вариантов начальный сигнал чаще всего один и тот же – "ребята, я присутствую в этом пространстве". А уже потом пользователи (и далеко не все) участвуют в коммуникациях, заводят знакомства, присоединяются к группам по интересам и так далее. И уж совсем малое процентное количество индивидуальных пользователей озабочены некой политической целью или зарабатыванием денег на популярности своей странички.
      
4. Превращение латентного мотива в актуальный
   
   Причина быстрого роста аудитории SNS заключается в том, что первые компании-разработчики обнаружили и включили в интернет-пространстве мощный рычаг – предоставили потребителям удобные возможности свободного осуществления А-мотивации.

    Надо отметить, что А-мотив существовал и раньше, но для большинства людей был вне поля практических целей. Можно пояснить на примере журнальных публикаций (которые относятся к реальному пространству).
    Кто-то печатал литературные, научные и другие работы, и таким образом осуществлял свое информационное отображение. Но это удовольствие требовало навыков и затрат времени, и было посильно не всем. И тем более никакой журнал не стал бы публиковать заметки вроде: "Я - Петр Иванов, у меня жена Таня и дочь Лена, мне нравится зимняя рыбалка и актер Майкл Дуглас" (несмотря на явный позитив таких заметок).
    Поэтому А-мотив не мог быть актуальным для массового потребителя, который и обеспечивает успех коммерческих проектов. Как следствие, не рассматривался в серьезных бизнесах, по большей части сосредоточившихся на главных инстинктах (в пирамиде потребностей им отведена самая емкая, несущая ступень).
    Сказанное выше означает, что А-мотив является сильным фактором коммерческого успеха и ранее существовал в латентном состоянии. Современные компьютерные технологии позволили разработчикам SNS включить этот фактор и получить впечатляющий эффект.   
    А-мотив является доминирующим для большинства пользователей SNS и это доказывает его актуальность в современном мире. Он является весьма выигрышным для бизнеса (в частности потому, что не требуются масштабные капитальные вложения в производство), надо только вовремя увидеть программную систему, товар или услугу, которые на него ориентированы.
   
    Автор этой статьи не занимается социальными сетями. Но уверен в близости доминирующего мотива пользователей SNS и мотиваций спроса, предусмотренных в проекте "Твердый Текст" (указан во введении). Поэтому счел целесообразным определить А-мотив и прокомментировать его на примере SNS, ставших значительным явлением.


Рецензии